Мероприятия, направленные на совершенствование государственной политики России в области труда и занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в исследовании и изучении всех существующих направлений политики государства в отношении труда и занятости населения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
― выявить сущность и специфику политики труда и занятости населения;
― рассмотреть виды и принципы государственной политики труда и занятости населения;
― определить цели, задачи и функции работы Служб занятости населения;
― проанализировать государственную политику в области труда и занятости населения на региональном уровне (на примере Волгоградской области);

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические аспекты государственной политики России в области труда и занятости…………………………………………………………….……5
Сущность политики труда и занятости населения…………………………5
1.2 Виды и принципы государственной политики труда и занятости населения…………………………………………………………………………10
Глава 2. Специфика государственной политики России в области труда и занятости…………………………………………………………………………18
2.1. Службы занятости: цели, задачи, функции………………………………..18
2.2. Государственная политика в области труда и занятости населения Волгоградской области………………………………………………………….23
Глава 3. Мероприятия, направленные на совершенствование государственной политики России в области труда и занятости………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...45

Файлы: 1 файл

ГОТОВО!!!.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Теоретические аспекты  государственной политики России в  области труда и занятости…………………………………………………………….……5

    1. Сущность политики труда и  занятости населения…………………………5

1.2 Виды и принципы государственной политики труда и занятости населения…………………………………………………………………………10

Глава 2. Специфика государственной  политики России в области труда  и занятости…………………………………………………………………………18

2.1. Службы занятости:  цели, задачи, функции………………………………..18

2.2. Государственная политика в области труда и занятости населения Волгоградской области………………………………………………………….23

Глава 3. Мероприятия, направленные на совершенствование государственной  политики России в области труда и занятости………………………………...31

Заключение……………………………………………………………………….42

Список использованной литературы…………………………………………...45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема обеспечения занятости  населения в период перехода к  рыночной организации экономики  является исключительно актуальной и требует научной разработки правовых средств, направленных на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику труда и занятости, финансово - экономические, кадровые и правовые компоненты.

Сегодня существует реальная потребность в теоретическом осмыслении действующего законодательства и практики его применения. Граждане, будучи собственниками рабочей силы, имеют цель реализовать свое право на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован в найме рабочей силы для организации и осуществления производственной и иной деятельности, приносящей ему прибыль. Государство выступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора, способствуя их цивилизованному развитию. Оно способствует  возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами и работодателями – будущими субъектами трудовых отношений.

Правовые, экономические  и организационные условия обеспечения  занятости и гарантии реализации прав граждан на труд определяются современным законодательством.

Эти положения  в общих чертах определяют государственную  политику в области обеспечения  занятости и гарантий реализации права граждан на труд. Конкретное же регулирование правовых, экономических  и организационных условий обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд определяются текущим законодательством.

Состояние рынка  труда, как и социально-трудовых отношений, в целом, зависят в  определенной степени от уровня эффективности  правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации.

Всестороннее  изучение и умелое применение опыта  борьбы с безработицей в периоды  экономического спада в других странах  мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала.

Цель данной работы заключается в исследовании и изучении всех существующих направлений политики государства в отношении труда и занятости населения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

― выявить сущность и специфику политики труда и  занятости населения;

― рассмотреть виды и принципы государственной политики труда и занятости населения;

― определить цели, задачи и функции работы Служб  занятости населения;

― проанализировать государственную политику в области  труда и занятости населения  на региональном уровне (на примере Волгоградской области);

― выявить мероприятия, направленные на совершенствование  государственной политики в области  труда и занятости населения.

Сейчас на первый план выходят новые приоритеты, а  именно - повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда. Основная направленность моей работы заключается в том чтобы изучить и отразить: насколько государство способно справиться с поставленными задачами, эффективны ли современные меры, правовые нормы в области содействия занятости населения и каким образом на сегодняшний день складывается ситуация на рынке труда.

Среди международных  норм в области занятости и  защиты от безработицы можно выделить один из основополагающих нормативных  актов - Конвенцию МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) в которой провозглашена цель, к которой должны стремиться все государства мира - полная, продуктивная и свободно избранная занятость. По определению данной конвенции решение проблемы занятости должно быть основной целью политики правительства.

Предметом исследования данной работы является совокупность мер, программ и мероприятий, проводимых правительством в ходе осуществления  политики труда и занятости населения.

Объект исследования – процесс осуществления государственной  политики в области труда и занятости в Российской Федерации.

При написании данной работы были использованы законодательные и нормативно-методические материалы федерального и регионального уровня, данные органов статистики местного уровня, материалы специализированных печатных изданий таких авторов как Лебедев В.М., Адамчук В.В., Буянова М.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  государственной политики России в  области труда и занятости

 

    1. Сущность политики труда и  занятости населения

 

Проблема занятости  трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь  с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия, адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом [Лебедев, 2008, 115с.].

Политика занятости  — это совокупность мер прямого  и косвенного воздействия на социально-экономическое  развитие общества в целом и каждого  его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.

Состояние рынка  труда, как и социально-трудовых отношений, в целом, зависят в  определенной степени от уровня эффективности  правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации.

Всестороннее  изучение и умелое применение опыта  борьбы с безработицей в периоды  экономического спада в других странах  мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала [28].

В процессе дальнейшего  совершенствования системы государственного регулирования занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости, как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующий комплекс стимулов и санкций.

Правовую основу регулирования указанных общественных отношений обеспечивают: Конституция Российской Федерации; Кодекс законов о труде Российской Федерации; Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г.; Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 1991 г.; Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»» от 24 ноября 1995 года; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.1996 года; Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.;  Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г.;  Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.;  Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 ноября 1999 г.  и др. Каждый из указанных законодательных актов регулирует строго определенную сферу общественных отношений, включая и социально-трудовые отношения.

В рамках данной стратегической линии  основной целью государственной  политики занятости становится формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости. Состояние рынка труда является результатом множества экономических и социальных факторов, равно как и сам рынок труда становится силой, воздействующей на них. Так, пенсионная, молодежная политика и политика в области образования должны учитывать фактор влияния на рынок труда, выполняя при этом свою основную роль. Поэтому решение задач нейтрализации безработицы может быть успешным только при достижении реальной интеграции политики занятости в общую социально-экономическую политику.

По этой причине результативность политики занятости находится в  непосредственной зависимости от эффективности  действий по смежным направлениям:

- преодоление дефицита рабочих  мест посредством повышения инвестиционной  активности за счет всех источников, развития предпринимательства; учета влияния экономических решений с точки зрения их воздействия на рынок труда;

- последовательная стабилизация  уровня жизни, совершенствование  социальной поддержки населения,  направленной в том числе на  снижение вынужденной потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

- развитие системы непрерывного  образования как наиболее прогрессивного  средства поддержки качества  рабочей силы;

- улучшение качества рабочей  среды, включая условия труда, вопросы заработной платы и использования рабочего времени; стабилизация кадрового потенциала, эффективное использование имеющихся рабочих мест;

- проведение взвешенной миграционной  политики, направленной на позитивное  территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту внутреннего рынка труда;

- развитие и повышение эффективности  программ и услуг, реализуемых  через государственные органы  по вопросам занятости и направленных  на предотвращение безработицы  и возвращение не имеющих работы к активному труду [Адамчук, 2008, 362с.].

С точки зрения формально приданной  юридической силы на втором месте  после Конституции РФ в числе  источников трудового права должны находиться акты и отдельные нормы  международно-правовой регламентации  труда. В п. 5 постановления № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 года судам предписано руководствоваться нормами международно-правовой регламентации в том случае, когда законодательство Российской Федерации вступает с ними в противоречие. 

В частности, в  названном постановлении суды нацелены на непосредственное применение Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также других норм международно-правовой регламентации. В перечисленных актах имеются нормы, которые могут быть применены к регулированию отношений, составляющих предмет трудового права.

Например, в этих актах дано определение права на труд, которое внезапно исчезло из нашего внутреннего законодательства. В связи, с чем российские правоприменители должны руководствоваться определением права на труд, данным в международных актах.

Информация о работе Мероприятия, направленные на совершенствование государственной политики России в области труда и занятости