Мероприятия, направленные на совершенствование государственной политики России в области труда и занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в исследовании и изучении всех существующих направлений политики государства в отношении труда и занятости населения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
― выявить сущность и специфику политики труда и занятости населения;
― рассмотреть виды и принципы государственной политики труда и занятости населения;
― определить цели, задачи и функции работы Служб занятости населения;
― проанализировать государственную политику в области труда и занятости населения на региональном уровне (на примере Волгоградской области);

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические аспекты государственной политики России в области труда и занятости…………………………………………………………….……5
Сущность политики труда и занятости населения…………………………5
1.2 Виды и принципы государственной политики труда и занятости населения…………………………………………………………………………10
Глава 2. Специфика государственной политики России в области труда и занятости…………………………………………………………………………18
2.1. Службы занятости: цели, задачи, функции………………………………..18
2.2. Государственная политика в области труда и занятости населения Волгоградской области………………………………………………………….23
Глава 3. Мероприятия, направленные на совершенствование государственной политики России в области труда и занятости………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...45

Файлы: 1 файл

ГОТОВО!!!.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Выделяют три уровня направления государственной политики занятости: местный, региональный и федеральный, а также три принципа политики занятости, изложенные в Законе «О занятости населения в Российской Федерации».

Таким образом, теоретические аспекты  государственной политики России в  области труда и занятости  заключаются в понятии её сущности, которая, в свою очередь, состоит  в  формировании благоприятных условий  для занятости населения и  обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости. Также в понимании видов (активная политика и пассивная политика) и принципов государственной политики труда и занятости населения, которые, как уже известно, существуют в виде трёх форм:

― отражение права граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду;

― ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость;

― комплексный подход к решению проблем занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Специфика государственной  политики России в области труда  и занятости

 

2.1. Службы занятости: цели, задачи, функции

 

В процессе изучения ситуации, сложившейся на рынке  труда и занятости населения  Российской Федерации, можно выделить следующие проблемы, которые необходимо решить в ходе проведения государственной  политики в области труда и занятости:

― скрытые резервы;

― региональный дисбаланс;

― образовательный  дисбаланс;

― увеличение напряженности  на рынке труда;

― недостаточное  профессиональное консультирование;

― не организованная временная  занятость подростков;

― не развитые компенсационные  выплаты.

Для решения некоторых  из них были созданы специальные  учреждения, названные Службами занятости.

Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел  кадров на крупном предприятии, поскольку  ее цель — управление занятостью, но в масштабах государства. Эти службы помогают:

- тем, кто ищет работу или хочет пройти профессиональную переподготовку;

- предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство;

- государству.

- чтобы лучше знать положение на рынке труда, многие страны укрепляют свои службы занятости, отслеживая с их помощью влияние технологических изменений и структурной перестройки на занятость.

Сегодня деятельность служб занятости весьма многообразна. Государство возложило на них следующие основные задачи:

- оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;

- организовывать рынок труда таким образом: чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;

- предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;

- оказывать населению консультации по профессиональной ориентации, предоставлять ему необходимую статистическую информацию и другие посреднические услуги, направленные на скорейшее трудоустройство безработных.

К традиционным функциям служб занятости относятся, такие как выплата пособий  по безработице, выявление свободных  рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах;

К новым функциям, которые возникают с изменением социально-экономической обстановки, относят: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное трудоустройство); профориентация; самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы); содействие самозанятости, особенно в некоторых развивающихся странах; устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях; помощь в смене профессии; особые программы содействия занятости.

На практике службы занятости выполняют лишь часть этих функций — в зависимости  от потребностей региона и страны в целом и имеющихся ресурсов. В некоторых странах, например, в Германии, службы занятости не только управляют средствами, направляемыми на выплату пособий по безработице, но и занимаются распределением социальной помощи длительно безработным.

Определен статус и направления работы Федеральной государственной службы занятости населения. Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации в 2001 г. была установлена форма государственной статистической отчетности, утвержденная приказом Госкомстата России от 11 января 2001 г. №3.

В целях выработки  согласованных решений по определению  и осуществлению политики занятости  населения на федеральном, территориальных  уровнях в рамках социального  партнерства создаются координационные  комитеты содействия занятости населения. Комитеты объединяют представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Анализ многочисленных случаев успешного трудоустройства  позволяет выделить, помимо профессиональной пригодности («хочу-могу»), дополнительные факторы, по которым можно предсказать  высокую или низкую вероятность трудоустройства клиента:

- спрос на искомую профессию (точнее, отношение спроса и предложения);

- требования работодателя к уровню профессиональной подготовки и личным качествам безработного;

- уровень компетентности безработного в рыночных отношениях в области занятости (знание технологии поиска работы, умение вести переговоры с работодателем, владение способами самопрезентации и саморекламы и т.д.);

- личностный фактор (желание получить работу, упорство, целеустремленность, общительность, личное обаяние и т.д.).

Государственные службы занятости – это специальные  организации, существующие за счет бюджета  и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости – человек должен быть безработным.

Основными направлениями  деятельности государственных служб  занятости являются:

  1. регистрация безработных;
  2. регистрация вакантных мест;
  3. трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
  4. изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
  5. тестирование лиц, желающих получить работу;
  6. профессиональная ориентация и переподготовка безработных;
  7. выплата пособий зарегистрированным безработным.

Размеры служб  занятости различаются в зависимости от того, какие функции возложены на них законодательством той или иной страны, а их значимость зависит от положения на рынке труда в стране.

Для реализации своего права  на труд граждане ведут самостоятельный  поиск работы или обращаются в  органы службы занятости (обращение гражданина в органы службы занятости в целях поиска работы — право гражданина, но не обязанность), которые, в свою очередь, призваны оказывать содействие гражданам в поиске подходящей работы.

Осуществить свое право на труд гражданин может также путем прямого обращения к работодателю.

Статья Ф3 «О занятости населения в РФ» определяет следующие условия признания гражданина безработным: трудоспособность, поиск работы, готовность приступить к работе, отсутствие заработка и работы, наличие в паспорте гражданина отметки о регистрации по месту жительства, наличие всех необходимых документов, регистрация в органах службы занятости по месту жительства гражданина в целях поиска подходящей работы.

Органы службы занятости  вправе рассматривать вопрос о признании гражданина безработным только при соблюдении всех вышеперечисленных условий в совокупности.

Право на пособие по безработице  имеет только тот гражданин, который  в установленном законодательством  порядке признан безработным.

Органы службы занятости оказывают консультационную помощь по вопросам, входящим в их компетенцию, всем обращающимся гражданам, независимо от их места жительства или пребывания; занятым и не занятым трудовой деятельностью, гражданам, получающим пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности I, II, III групп, подросткам от 14 до 16 лет, молодежи, беженцам, вынужденным переселенцам, иностранным гражданам, лицам, не имеющим гражданства.

Большое значение приобретает  временная занятость. Более эффективной  стала работа с подростками в период летних каникул. Только подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Услуги, связанные с содействием реализации прав граждан на занятость, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Деятельность государственных  служб занятости обеспечивает активное взаимодействие безработных граждан, работодателей, закрепленное и защищенное правовыми нормами, а так же обеспечивает социальную поддержку социально-уязвимым слоям населения. Это достигается следующими направлениями деятельности: использование компьютерных банков вакансий, содействие в трудоустройстве, выплата пособий, профессиональное консультирование, направление на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, молодежи, то есть активное проведение государственной политики занятости населения [Захаров, 2009, 68с.].

Итак, служба занятости –  это орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказывающий государственные услуги в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Существуют традиционные и новые функции служб занятости, которые возникают с изменением социально-экономической обстановки в стране. Главной же задачей учреждений данного типа неизменно остается решение проблем трудоустройства граждан. Таким образом, чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо чтобы она была ориентирована на регулирование структуры безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, повышение мобильности, профессиональной квалификации людей.

2.2. Государственная  политика в области труда и  занятости населения Волгоградской  области.

 

С целью обеспечения  условий для реализации гражданами конституционных прав на труд и социальную защиту от безработицы на территории Волгоградской области, приказом Комитета по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области утверждена Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Волгоградской области на 2011год (№ 16д от 10.02.2011г.). Основными направлениями программы являются:

- Информирование  о положении на рынке труда Волгоградской области. Государственная услуга по информированию о положении на рынке труда осуществляется службой занятости населения в соответствии с Законом РЫ «О занятости населения в РФ» и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда» от 13.06.2007г. №415. Данная государственная услуга предполагает получение информации о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.

- Содействие  гражданам в поиске подходящей  работы, а работодателям в подборе  необходимых работников. Государственная услуга осуществляется на основании Приказа Минздравсоцразвития «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» №513 от 03.07.2006г. и Закона РФ «О занятости населения в РФ».

- Организация  проведения оплачиваемых общественных  работ . Общественные работы организуются в целях обеспечения временной занятости населения, поддержки доходов безработных граждан в период поиска постоянного места работы, приобщения к труду впервые ищущих работу.

- Организация  самозанятости безработных граждан. В целях обеспечения потребностей города в расширении производства товаров и услуг, увеличения возможностей занятости граждан путем развития предпринимательской деятельности, служба занятости оказывает безработным гражданам содействие в организации самозанятости.

- Организация временного трудоустройства  безработных, испытывающих трудности  в поиске работы, несовершеннолетних  граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые.

- Организация временного трудоустройства  несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Занятость подростков в свободное от учебы время - одна из наиболее важных задач, стоящих перед службой занятости. Первичная социально-трудовая адаптация подростков способствует нормальному вхождению молодежи в рынок труда.

Информация о работе Мероприятия, направленные на совершенствование государственной политики России в области труда и занятости