Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:08, курсовая работа
Цель данной работы заключается в исследовании и изучении всех существующих направлений политики государства в отношении труда и занятости населения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
― выявить сущность и специфику политики труда и занятости населения;
― рассмотреть виды и принципы государственной политики труда и занятости населения;
― определить цели, задачи и функции работы Служб занятости населения;
― проанализировать государственную политику в области труда и занятости населения на региональном уровне (на примере Волгоградской области);
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические аспекты государственной политики России в области труда и занятости…………………………………………………………….……5
Сущность политики труда и занятости населения…………………………5
1.2 Виды и принципы государственной политики труда и занятости населения…………………………………………………………………………10
Глава 2. Специфика государственной политики России в области труда и занятости…………………………………………………………………………18
2.1. Службы занятости: цели, задачи, функции………………………………..18
2.2. Государственная политика в области труда и занятости населения Волгоградской области………………………………………………………….23
Глава 3. Мероприятия, направленные на совершенствование государственной политики России в области труда и занятости………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...45
- Организация временного
- Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Целью данной программы является повышение конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда после прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки.
- Профессиональная ориентация граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения. Данная государственная услуга способствует эффективной занятости населения, а также направлена на реализацию права граждан на труд, свободный выбор рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда, на удовлетворение потребности в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей гражданина и социально-экономической ситуации на рынке труда, определении профессии (специальности) для прохождения профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации.
- Психологическая поддержка. Государственная слуга по психологической поддержке граждан осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 ноября 2007г. № 726 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан» Услуга по психологической поддержке граждан, признанных в установленном порядке безработными в соответствии с законодательством о занятости населения, направлена на повышение мотивации безработного гражданина к труду, активизацию позиции по поиску работы и трудоустройству, сокращение сроков поиска работы, полное разрешение или снижение актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышение адаптации к существующим условиям, реализацию профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния.
- Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июня 2007г. № 400 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда» социальная адаптация направлена на удовлетворение потребности граждан, признанных в установленном порядке безработными, в получении навыков активного, самостоятельного поиска работы, составления резюме, проведения деловой беседы с работодателем, самопрезентации, преодоления последствий длительной безработицы, повышения мотивации к труду, а также способствует сокращению периода поиска подходящей работы за счет формирования у безработного гражданина активной жизненной позиции.
- Организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. В целях расширения возможности трудоустройства молодежи, служба занятости населения на протяжении последних лет продолжает организовывать и проводить ярмарки информационных услуг для выпускников учебных заведений. На информационных ярмарках выпускники знакомились с ситуацией на рынке труда, получали информацию об услугах службы занятости, о современных требованиях работодателей к потенциальным работникам, а также первоначальные навыки самопрезентации при поиске работы (советы психолога), смогли пообщаться непосредственно с представителями кадровых служб предприятий и организаций города.
- Осуществление
социальных выплат гражданам,
признанным в установленном
В Волгоградской области
8-9 сентября 2011 года в г. Волгограде, в соответствии с приказом Роструда от 11.04.2011г. №73 «О проведении в федеральных округах Российской Федерации во совещание Федеральной службы по труду и занятости с участием руководителей территориальных органов Роструда и органов исполнительной власти, осуществляющих переданные полномочия в сфере занятости населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного и Северокавказского федеральных округов. На совещании обсуждаются вопросы регулирования рынка труда, меры, принимаемые для снижения и ликвидации задолженности по заработной плате в хозяйствующих субъектах, а также вопросы условий и охраны труда работающих.
За период с 1 по 30 сентября 2011 г. Государственной инспекцией труда проверено 58 хозяйствующих субъектов по вопросу соблюдения работодателями Волгоградской области законодательства об оплате труда.
По результатам проверок работодателям выдано 37 предписаний об устранении 73 нарушений. За нарушения законодательства об оплате труда (ст.136, 140 ТК РФ и др.) в сентябре 2011 г. привлечено к административной ответственности в виде штрафа 29 должностных и 5 юридических лиц. Общая сумма штрафов составила 225,0 тыс. рублей.
По результатам проверок в сентябре направлено 8 материалов в следственное управление следственного комитета при Прокуратуре РФ по Волгоградской области для проверки на наличие в действиях должностных лиц признаков уголовного преступления, предусмотренного ст. 145-1 УК РФ.
В результате проведения данной политики, были достигнуты следующие результаты:
- коэффициент напряженности (
- уровень регистрируемой
Рисунок 1. Уровень официально регистрируемой безработицы по г.Волгограду (%)
- направлены на
- приняли участие в
- были обеспечены временной работой 658 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- трудоустроены в рамках
- обеспечено временное трудоустройство 2934 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
- открыли собственное дело 238 человек;
- в мероприятиях по социальной
адаптации на рынке труда
- общее количество граждан,
- государственные услуги по информированию о положении на рынке труда оказаны 40428 гражданам и работодателям;
- 10706 гражданам, признанному безработным, назначены социальные выплаты (пособие по безработице, стипендия в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости и др.) [33].
Таким образом, в Волгоградской области активно проводится политика в области занятости населения, осуществляемая Центром занятости населения, Государственной инспекцией труда и другими организациями. В частности на территории Волгоградской области, приказом Комитета по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области была утверждена Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Волгоградской области на 2011год.
Специфика государственной политики России в области труда и занятости заключается в создании Служб занятости, назначение которых – помощь гражданам реализовать конституционное право на труд, а также регулировать взаимоотношения на рынке труда. Также данная политика осуществляет создание государственных программ, которые всячески способствуют выполнению главной задачи Служб занятости населения.
Глава 3. Мероприятия, направленные на
совершенствование
Одной из функций
органов исполнительной власти на всех
уровнях
(федеральном, субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления) предусмотрено
регулирование занятости населения, поиск
путей снижения безработицы и сглаживание
ее последствий. Реализация всех этих
функций осуществляется посредством политики
занятости и труда.
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:
— программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
— программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
— программы содействия найму рабочей силы;
— правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице.
Понятие социальная защита рассматривается, как правило, в двух смыслах: в широком — это деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав, в том числе права на достойный человека уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности.
При этом необходимо учесть, что если субъект занятости осознает ее динамику, он может играть в ней активную роль, стимулируя таким образом свое собственное развитие, свои способности в сфере социальной защиты населения, в сфере занятости, которая не на словах, а на деле выработала бы целый комплекс мер по обеспечению гарантий в области занятости (защита от безработицы), справедливого вознаграждения за труд (трудовая мотивация), социальной защищенности нетрудоспособных членов общества, ликвидации малообеспеченности, бедности; пенсионных выплат престарелым и инвалидам, компенсации потерь населения от инфляции, роста цен и т. д. По отношению к трудоспособному населению социальная защита предполагает систему соответствующих мер (гарантий), создание равных условий для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предприимчивости. Социальная защита в узком смысле — это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения, и прежде всего от негативных последствий процессов переходного периода в проведении реформ и движения к рынку [Збышко, 2008,114с.].
К пассивным мерам регулирования занятости населения относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «проблемных» регионах. Однако и здесь существуют риски — риск принятия государством обязательств работодателя по выплате заработной платы.
К средствам активной политики занятости относятся: информация о рынке труда — сведения о возможностях трудоустройства, информация о занятиях и карьере, динамике рынка труда, тенденциях в спросе и предложениях рабочей силы. Информация распространяется в центрах занятости, через средства массовой информации, общественные организации, предприятия. Но при этом следует учитывать ее ограничители — недостаточная развитость статистической базы, мониторинговой и социологической информации (требует серьезных финансовых затрат), слабая доступность к качественной информации [31].
Содействие в трудоустройстве преследует цель минимизации времени поиска гражданином работы, сокращение периода безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях. Необходимые для этого мероприятия: а) поддержание банка вакансий для информирования граждан о возможностях трудоустройства;
б) подбор подходящего места работы и работников по запросу работодателя; в) проведение «ярмарок вакансий» и «ярмарок специалистов»;
г) обучение навыкам работы и специальная форма интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске работы («Клубы ищущих работу», программа «Новый старт»).
Основная проблема повышения эффективности этих мероприятий связана с величиной напряженности на рынке труда (число претендентов на одну вакансию).
Профессиональное обучение безработных в целях предоставления возможности
приобрести новую профессию или повысить
квалификацию для последующего трудоустройства.
В этих целях разработана нормативно-правовая
база профобучения взрослых. На конкурсной
основе сформирована сеть профессиональных
образовательных учреждений по многим,
в том числе новым, специальностям и профессиям.
К проблемам в этой сфере относятся неготовность
образовательных учреждений к эффективной
профподготовке взрослых, недостаточное
развитие учебно-методической базы. В
период экономической нестабильности
трудно отбирать перспективные профессии.
Несовпадение спроса и предложения на
учебные услуги в профессионально-