Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:08, курсовая работа
Цель данной работы заключается в исследовании и изучении всех существующих направлений политики государства в отношении труда и занятости населения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
― выявить сущность и специфику политики труда и занятости населения;
― рассмотреть виды и принципы государственной политики труда и занятости населения;
― определить цели, задачи и функции работы Служб занятости населения;
― проанализировать государственную политику в области труда и занятости населения на региональном уровне (на примере Волгоградской области);
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические аспекты государственной политики России в области труда и занятости…………………………………………………………….……5
Сущность политики труда и занятости населения…………………………5
1.2 Виды и принципы государственной политики труда и занятости населения…………………………………………………………………………10
Глава 2. Специфика государственной политики России в области труда и занятости…………………………………………………………………………18
2.1. Службы занятости: цели, задачи, функции………………………………..18
2.2. Государственная политика в области труда и занятости населения Волгоградской области………………………………………………………….23
Глава 3. Мероприятия, направленные на совершенствование государственной политики России в области труда и занятости………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...45
Профессиональное
б) профессиональной консультации о необходимых личных шагах при выборе сферы деятельности, определении профессиональной подготовки, возможностей обучения;
в) профессиональному отбору как на рабочие, так и на учебные места;
г) психологической поддержки, цель которой — развитие навыков адаптации безработных граждан, повышение самооценки и усиление мотивации на поиск работы. Здесь имеются трудности организационного и кадрового плана.
Общественные работы и организация временной занятости подростков аналогичны по принципам организации, адаптационному эффекту и возможностям поддержания доходов. Приоритетным правом пользуются дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; подростки из семей безработных, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Социально проблема понятна и должна решаться. Однако с позиций расходования государственных средств имеется риск оплачивать временное рабочее место, которое может быть занято обычным путем с оплатой из средств нанимателя.
Временная, субсидируемая занятость, а также квотирование (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работниками определенной социальной категории) и поддержка рабочих мест — программы с частичным финансированием органами по вопросам занятости и работодателями. С одной стороны эти программы обеспечивают возможности трудоустройства лиц, которым сложно, по разным причинам, трудоустроиться. Но, с другой стороны, это чревато ограничением доступа к рабочим местам «обычной» рабочей силы, ротацией «дешевой» рабочей силы, существует риск ликвидации рабочего места после прекращения государственной поддержки; слабой заинтересованностью работодателя или подменой использования средств (не создание рабочего места и трудоустройство, а финансирование производственного процесса).
Поддержка предпринимательской активности безработных и самостоятельной занятости заключается в профессиональной ориентации безработных, консультировании по открытию собственного дела, составлению бизнес-планов, обучении основам предпринимательства, финансовая поддержка на стадии становления собственного дела. Однако в условиях нестабильности и отсутствия негосударственных инвесторов процесс идет довольно медленно.
Пожалуй, слабее всего развито в нашей стране территориальное перераспределение рабочей силы. Выбор набора средств политики занятости, как правило, осуществляется из трех вариантов:
1) «активный»;
2) «умеренно пассивный»;
3) «пассивный».
Что касается государственной политики в области труда, то в ходе реформирования трудового законодательства должны измениться не только материальные нормы права, но и процессуальные, обеспечивающие их реализацию, а именно:
― повышение роли органов государственной
власти Российской Федерации в регулировании
трудовых отношений. Трудовое законодательство
должно быть отнесено к ведению Российской
Федерации. На нижестоящих уровнях правовой
регламентации труда возможно принятие
правовых норм, улучшающих положение работников
в сравнении с федеральным законодательством.
В федеральном законодательстве необходимо
решить и вопрос о максимальном расширении
сферы применения норм трудового права.
При этом следует попытаться нивелировать
разницу между нормами трудового и гражданского
законодательства, которая имеется в практике
регламентации труда. Целесообразно предоставить
основные льготы, установленные в трудовом
законодательстве, всем лицам, выполняющим
личным трудом работу, определенную нанимателем
рабочей силы. Возникла потребность и
обязательные государственные взносы
взыскивать в одинаковом размере с сумм,
выплачиваемых за работу по трудовому
договору, и с оплаты труда, выполненного
на основании гражданско-правовых договоров.
Наниматели рабочей силы законодателем
должны быть поставлены в условия, при
которых они не смогут извлечь материальных
выгод при регламентации трудовых отношений
нормами гражданского законодательства.
Изменения необходимы и в государственном
регулировании оплаты труда работников.
Государство обязано гарантировать работникам
получение заработной платы в размере
не ниже прожиточного минимума. Кроме
этого, следует установить меры государственной
защиты интересов работников при распределении
прибыли, полученной за счет их труда.
Определенный законодателем минимальный
размер прибыли работодатели обязаны расходовать
на оплату труда работников;
― устранение противоречий норм трудового
законодательства. Трудовое право является
особой отраслью. Прежде всего, сказанное
проявляется в том, что на нижестоящих
по отношению к федеральному законодательству
ступенях правового регулирования положение
работников может быть улучшено. В связи
с этим общий критерий разрешения правовых
коллизий в пользу нормы, имеющей большую
юридическую силу, в данном случае не всегда
применим. Требуется новая формула устранения
противоречий. Поэтому в федеральном законодательстве
следует закрепить правило, согласно которому
при возникновении коллизий правоприменитель
обязан руководствоваться нормой, создающей
для работника более благоприятные условия.
При возникновении трудностей выявления
такой нормы необходимо руководствоваться
мнением заинтересованного в ее применении
работника.
Положения соглашений, коллективных договоров,
иных локальных актов организаций, трудовых
договоров, ущемляющие права работников,
гарантированные в законодательстве,
следует исключить из практики применения.
Для этой цели необходимо регламентировать
процесс признания Минтрудом РФ и его
органами, а также судом названных положений
недействительными. При вынесении решений
о недействительности таких положений
ввиду несоответствия требованиям законодательства
они в принудительном порядке должны быть
исключены из содержания договоров о труде
и локальных актов организаций. Указанные
решения следует реализовывать в порядке
исполнительного производства;
― систематизация и кодификация
трудового законодательства. Давно назрела
потребность систематизировать действующие
акты трудового законодательства. Данная
систематизация может быть закончена
путем принятия федеральных законов по
отдельным институтам трудового права.
В этом случае содержанием законов станут
нормы, апробированные на практике.
Как отмечалось, нормы трудового законодательства
встречаются в нормативных правовых актах,
которые к трудовому праву никакого отношения
не имеют. Эти нормы должны органично войти
в содержание федеральных законов о труде.
Проведение такой работы предполагает
наличие в федеральном законодательстве
правила о недопустимости включения норм
трудового права в нормативные правовые
акты других отраслей. После принятия
данного правила законодателем станет
возможным нормы трудового права сосредоточить
в актах трудового законодательства, при
этом могут быть устранены и многочисленные
противоречия федерального законодательства
о труде.
В настоящее время кодификация трудового
законодательства идет исключительно
по пути разработки Трудового кодекса
Российской Федерации (далее ТК РФ) хотя
в Указе Президента РФ "О мерах по повышению
эффективности работы, связанной с формированием
Свода законов Российской Федерации"
от 14 февраля 1998 года поставлена задача
создания укрупненных отраслевых актов.
Ни КЗоТ РФ, ни ТК РФ к числу таких актов
не могут быть отнесены. Ведь в их содержание
невозможно включить перечисленные федеральные
законы, а также Федеральный Закон "О
Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений"
от 2 апреля 1999 года. В связи с изложенным
целесообразно в результате сплошной
систематизации и кодификации трудового
законодательства разработать Свод законов
о труде РФ. Данный Свод должен состоять
из солидной общей части и отдельных федеральных
законов, принятых по институтам трудового
права;
— совершенствование
деятельности по надзору и контролю за
соблюдением трудового законодательства.
Предпочтительным видится создание единой
системы органов надзора и контроля за
соблюдением трудового законодательства.
Хотя перспектива объединения названных
органов маячит в далеком будущем в силу,
прежде всего, экономических трудностей.
Однако в настоящее время предписания
надзорно-контрольных инстанций должны
получить механизмы принудительной реализации.
Предписания органов надзора и контроля
за соблюдением трудового законодательства
необходимо включить в число исполнительных
документов. Тогда их реализация будет
происходить по правилам, установленным
для исполнения судебных решений.
Работодатели и сейчас вправе обжаловать
в судебном порядке предписания органов
надзора и контроля за соблюдением трудового
законодательства. Если они не воспользуются:
данным правом в течение определенного
в законодательстве срока, требования
предписаний будут исполняться в принудительном
порядке. В тех случаях, когда предписание
обжаловано работодателем, его принудительное
исполнение станет возможным только после
оставления судом жалобы работодателя
без удовлетворения. При отмене судом
предписания в целом или отдельной его
части, суд должен вынести свой вердикт
по вопросам, которые были незаконно решены
при издании предписания.
В Трудовом процессуальном кодексе (далее
ТПК) РФ следует закрепить и правило о
том, что деятельность по устранению нарушений
трудовых прав работников протекает независимо
от того, подана ими жалоба на действия
работодателя или нет. Сообщение сведений
о подаче работниками жалобы и о ее содержании
работодателю должно стать возможным
только при наличии согласия работников,
обратившихся за помощью в органы надзора
и контроля за соблюдением трудового законодательства;
― развитие самозащиты трудовых
прав. В ТПК РФ следует детально регламентировать
действия работников по самозащите трудовых
прав. Работники должны получить возможность
адекватно реагировать на допускаемые
работодателем нарушения. При этом необходимо
разработать критерии соразмерности действий
работника допускаемым работодателем
нарушениям его прав. Данные критерии
также могут носить материальный и процессуальный
характер. Материальные критерии должны
учитывать материальные интересы сторон
трудового правоотношения. Например, работник
своими действиями по самозащите трудовых
прав не может причинять работодателю
ущерб в большем размере, чем работодатель
имеет перед ним задолженность. Процессуальные
критерии касаются процесса регламентации
трудовых отношений. Так, при нарушении
работодателем обязанности утвердить
в установленные законодательством сроки
график отпусков, работнику следует предоставить
право использовать отпуск самостоятельно
в любое удобное для него время.
Причем в ТПК РФ необходимо регламентировать
максимально возможное количество случаев
самозащиты работниками трудовых прав
[26].
Таким образом, политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости. Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости. Выделяют следующие мероприятия, направленные на совершенствование государственной политики России в области труда и занятости:
- профессиональное обучение
- профессиональное
- общественные работы и организация временной занятости подростков аналогичны по принципам организации, адаптационному эффекту и возможностям поддержания доходов;
- временная, субсидируемая
- поддержка предпринимательской активности безработных;
- территориальное перераспределение рабочей силы.
В отношении государственной политики в области труда можно сказать, что в настоящее время кодификация трудового законодательства идет исключительно по пути разработки Трудового кодекса Российской Федерации. Предлагается в процессе реформирования для достижения поставленных целей выполнить следующие пункты:
― повышение роли органов государственной власти Российской Федерации в регулировании трудовых отношений;
― устранение противоречий норм трудового законодательства;
― систематизация и кодификация трудового законодательства. Давно назрела потребность систематизировать действующие акты трудового законодательства;
— совершенствование деятельности по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства;
― развитие самозащиты трудовых прав.
Заключение
Сущность политики труда и занятости
населения заключается в
Теоретические аспекты государственной политики России в области труда и занятости заключаются в понятии её сущности, которая, в свою очередь, состоит в формировании благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости. Также в понимании видов (активная политика и пассивная политика) и принципов государственной политики труда и занятости населения, которые, как уже известно, существуют в виде трёх форм:
― отражение права граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду;
― ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость;
― комплексный подход к решению проблем занятости.
Служба занятости – это орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказывающий государственные услуги в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Существуют традиционные и новые функции служб занятости, которые возникают с изменением социально-экономической обстановки в стране. Главной же задачей учреждений данного типа неизменно остается решение проблем трудоустройства граждан. Таким образом, чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо чтобы она была ориентирована на регулирование структуры безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, повышение мобильности, профессиональной квалификации людей.