Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:08, курсовая работа
Цель данной работы заключается в исследовании и изучении всех существующих направлений политики государства в отношении труда и занятости населения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
― выявить сущность и специфику политики труда и занятости населения;
― рассмотреть виды и принципы государственной политики труда и занятости населения;
― определить цели, задачи и функции работы Служб занятости населения;
― проанализировать государственную политику в области труда и занятости населения на региональном уровне (на примере Волгоградской области);
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические аспекты государственной политики России в области труда и занятости…………………………………………………………….……5
Сущность политики труда и занятости населения…………………………5
1.2 Виды и принципы государственной политики труда и занятости населения…………………………………………………………………………10
Глава 2. Специфика государственной политики России в области труда и занятости…………………………………………………………………………18
2.1. Службы занятости: цели, задачи, функции………………………………..18
2.2. Государственная политика в области труда и занятости населения Волгоградской области………………………………………………………….23
Глава 3. Мероприятия, направленные на совершенствование государственной политики России в области труда и занятости………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...45
С позиции формального выражения Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах относятся к источникам трудового права. Тогда как материализоваться в конкретные отношения, входящие в предмет трудового права, могут лишь отдельные нормы названных международных актов.
К числу источников
трудового права относятся
С точки зрения
формального выражения
Такое положение
обусловлено тем, что с текстом
ратифицированных конвенций могут
ознакомиться далеко не все правоприменители,
они до настоящего времени официально
не опубликованы. При принятии федеральных
законов о ратификации
Кроме того, органы надзора и контроля не вправе вмешиваться в процесс реализации трудовых прав работников при отсутствии у них жалобы на действия работодателя. Это правило вытекает из содержания гражданско-процессуального законодательства. В связи с чем работодатель, убедивший работника отказаться от гарантированных трудовым законодательством прав, вполне может потребовать от представителей органов надзора и контроля прекратить вмешательство в регулирование трудовых отношений в подвластной ему организации. Данное положение способствует нарушению норм трудового законодательства.
Одним из основных элементов формирования эффективной политики труда является разработка и задействование механизма государственного регулирования. Важнейшими элементами, характеризующими функционирование государства на рынке труда, выступают активная антиинфляционная политика государства и противодействие вынужденной безработице (здесь необходимо достижение баланса, возможно, за счет поддерживающих равновесие иных мероприятий и механизмов, поскольку инфляция и безработица — два разнонаправленных регулятора на рынке труда); устранение диспропорций в распределении трудовых ресурсов, создание условий нормального воспроизводства рабочей силы и ослабление социальной напряженности в обществе.
Сущность политики труда и занятости
населения заключается в
1.2. Виды и принципы государственной политики труда и занятости населения
Как социальная проблема занятость играет определяющую роль в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, в становлении и раскрытии его личности. Труд в процессе занятости создает основное богатство общества, обеспечивает его прогрессивное развитие, вносит вклад в социальный прогресс мирового сообщества. В противовес занятости - безработица негативно влияет на жизненный уровень человека, его семьи; является дестабилизирующим фактором, ведущим к застою, деградации отдельных регионов, социальным потрясениям в обществе. Именно потому, что безработица является серьезной социально-политической проблемой, занятость должна находиться в центре внимания общества и государства, проводимой им социально-экономической политики.
В этом качестве государственная политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного использования граждан в сфере труда для достижения целей личности и общества. Основой для построения и реализации этой политики является концепция занятости как система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости населения на определенном этапе социально-экономического развития общества. В России концепция занятости прорабатывается в условиях формирования рыночной экономики с социальной направленностью. Ее основные положения изложены в Законе «О занятости населения в Российской Федерации». В этом законе, а также Конституции РФ отражены основные принципы занятости.
Первый принцип отражает исключительное право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду; принуждение к труду в любой форме не допускается (кроме особых случаев, установленных законодательно).
Второй принцип отражает ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость.
Третий принцип отражает комплексный подход к решению проблем занятости, он включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ содействия занятости населения.
В условиях рыночной экономики существует не прямое централизованное управление, а система регулирования занятости. В этой системе главными регуляторами выступают законы, постановления, нормативно-правовые акты, программы поощрения и стимулирования занятости, соглашения между субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и на уровне предприятий; важная роль отводится инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политике. Государство в этой системе выступает координатором, создателем рамочных условий для функционирования названных звеньев(регуляторов)системы.
Государство, осуществляя политику занятости на федеральном и региональном уровнях, преследует стратегические и тактические цели.
Стратегические цели политики занятости состоят в достижении высокого уровня жизни населения, в создании условий для разностороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактические цели направлены на сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. Рыночный механизм в регулировании занятости направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса. Федеральный уровень государственной политики занятости включает комплекс активных и пассивных мер по созданию и сохранению рабочих мест, предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне («нормальном», «естественном»), подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям научно-технического прогресса и рынка труда, разработке и осуществлению крупных программ и проектов, обеспечивающих выход из застоя депрессивных регионов и т.д.
Региональный уровень
Главным направлением государственной политики занятости на всех уровнях управления (регулирования) является создание экономически целесообразных рабочих мест, которые определяют спрос на труд и обеспечивают его сбалансированность с предложением рабочей силы. Чтобы предложение труда значительно не превышало спрос (как это было в России в 90-х годах ХХ столетия) государство должно проводить целенаправленную предупредительную политику по социальной поддержке отдельных слабо защищенных слоев трудоспособного населения, - которые могли бы уйти с рынка труда, уменьшив нагрузку на имеющиеся вакантные рабочие места и снизив, тем самым, напряженность на текущем рынке труда. Такое регулирование занятости связано с совершенствованием программ помощи женщинам, имеющим детей; молодежи, совмещающей работу с учебой; социального обеспечения пенсионеров, которые из-за низких пенсий вынуждены работать; со стимулированием гибкой занятости.
Важным фактором повышения уровня занятости общественным трудом является рост эффективности экономики через усиление трудовой мотивации, через передачу средств производства в частные руки (приватизацию), через рост заработной платы, через обеспечение нормальных условий труда и жизни, повышение конкурентоспособности работников, обеспечение их социальной защиты в случае увольнения, через обеспечение свободы передвижения (миграции) по территории страны и региону, через создание рынка жилья.
Можно выделить основные принципы государственного регулирования политики занятости, включая регулирование рынка труда, а именно:
— поощрительное регулирование, помогающее созданию условий, в которых могут существовать и развиваться определенные формы деятельности;
— ограничительное регулирование с целью воспрепятствовать отдельным лицам или группам трудящихся действовать таким образом, что они могут получить преимущества по сравнению с другими;
— директивное регулирование, предполагающее руководство трудящимися в тех направлениях, которые, по мнению правительства или согласно заявлениям трудящихся, могут соответствовать их интересам;
— финансовые меры (налоги и субсидии), позволяющие увеличивать предложение на рынке труда или содействовать занятости.
Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости — совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства. Активная политика занятости включает прежде всего меры:
− по обеспечению повышения
− инициирующие спрос на рабочую силу как со стороны частного, так и со стороны государственного секторов экономики;
− поощряющие развитие малого предпринимательства и самозанятости.
− основным инструментом активной политики занятости во всех экономически развитых странах признаются профессиональная подготовка и переподготовка кадров.
Пассивная политика занятости — меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдыха и праздничных мероприятий для детей — бесплатно или по сниженным ценам и др.)
К пассивным мерам также
Можно выделить основные принципы государственного регулирования рынка труда:
— защитное регулирование, предназначенное для ограничения действий, которые ведут к незащищенности различных групп трудящихся;
— поощрительное регулирование, помогающее созданию условий, в которых могут существовать и развиваться определенные формы деятельности;
— ограничительное регулирование с целью воспрепятствовать отдельным лицам или группам трудящихся действовать таким образом, что они могут получить преимущества по сравнению с другими;
— директивное регулирование, предполагающее руководство трудящимися в тех направлениях, которые, по мнению правительства или согласно заявлениям трудящихся, могут соответствовать их интересам;
— финансовые меры (налоги и субсидии),
позволяющие увеличивать
Итак, государственная политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного использования граждан в сфере труда для достижения целей личности и общества. Существует два вида политики занятости населения: активный и пассивный, первый направлен на снижение безработицы до минимального уровня, а второй – на сглаживание её последствий.
Стратегические цели политики занятости состоят в достижении высокого уровня жизни населения, в создании условий для разностороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики.