Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:21, курсовая работа
Целью моей работы является изучение банковского менеджмента, его основных составляющих, зависимых от него элементов и организационной структуры коммерческого банка.
Передо мной поставлено 3 основные задачи:
Рассмотрение теоретических основ банковского менеджмента, анализ применения его системы на практике в условиях рыночной экономики;
Изучение места и роли банковского менеджмента в коммерческом банке;
Исследование организационной структуры коммерческого банка.
Введение 2
1. Теоретические основы банковского менеджмента 5
1.1 Необходимость и развитие системы банковского менеджмента в современных условиях. 5
1.2 Содержание банковского менеджмента. 7
1.3 Организационная структура современного коммерческого банка 11
2. Место и роль менеджмента в коммерческом банке 18
2.1 Оптимальная организация взаимодействия подразделений 18
2.2 Управление персоналом в банке 21
2.3 Оценка эффективности банковского менеджмента 25
3. Проблемно-рекомендационные характеристики на основе данного анализа 29
Заключение 33
Список литературы 36
Оглавление 1
Введение 2
1. Теоретические основы банковского менеджмента 5
1.1 Необходимость и развитие системы банковского менеджмента в современных условиях. 5
1.2 Содержание банковского менеджмента. 7
1.3 Организационная структура современного коммерческого банка 11
2. Место и роль менеджмента в коммерческом банке 18
2.1 Оптимальная организация взаимодействия подразделений 18
2.2 Управление персоналом в банке 21
2.3 Оценка эффективности банковского менеджмента 25
3. Проблемно-рекомендационные характеристики на основе данного анализа 29
Заключение 33
Список литературы 36
Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. Рыночная экономика, основанная на реальной конкуренции на финансовом рынке между кредитными учреждениями, замене государственного финансирования предприятий, ведущего к инфляции, рыночным механизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и бизнес-планов, ориентированных на создание новой товарной массы. Банковский менеджмент призван не просто кредитовать ту или иную программу, но и следить за расходованием кредитов и их своевременным возвратом. Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует соответствующей реакции со стороны коммерческого банка- глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля). Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий. Именно из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главная задача банковского менеджмента - это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров.
Банковская система РФ состоит из 2 взаимосвязанных уровней:
На каждом уровне банковской
системы очевидна необходимость
банковского менеджмента. Это связано
как с общими закономерностями организации
любой экономической
Важнейшим фактором, повышающим значение менеджмента, становится усиление конкуренции в банковском деле.
Крупные банки тратят огромные средства на максимальную автоматизацию банковского дела, внедрение компьютерных технологий, развитие системных продуктов, глобальных сетей и передовых коммуникаций, на проведение рекламных компаний. Однако при этом, банки часто упускают из внимания реальные потребности клиентов. Чтобы обеспечить себе успех и завоевать расположение клиентуры, необходимо осваивать новые методы банковского менеджмента, стратегического планирования и новые виды услуг, новые подходы к удовлетворению клиентов.
Российская банковская система находится на переходной стадии своего развития. Но банковская система, ориентированная на рынок, не получает о нем достаточной информации. Отсюда возникают ошибки в прогнозах, расчетах доходности и ликвидности. Недостаток методических рекомендаций, подробных инструкциях, также усложняет управление рисками при совершении банковских операций и сделок.
Затянувшийся кризис 2008-2011 годов неблагоприятно отразился на всех коммерческих организациях, и даже относительно небольшие потери заметно отразились на финансовом положении банков, что требует от них повышения культуры совершения операций, усиления внимания к совершенствованию управления своей деятельностью.
Все вышенаписанное обусловливает актуальность исследования проблем. Предметом моего изучения является банковский менеджмент на современном этапе. Объектом исследования послужили коммерческие банки и другие финансовые учреждения.
Целью моей работы является изучение банковского менеджмента, его основных составляющих, зависимых от него элементов и организационной структуры коммерческого банка.
Передо мной поставлено 3 основные задачи:
С XX в. на протяжении нескольких десятилетий в России и других странах бывшего СССР, а также в ряде стран Восточной Европы и Азии существовала командно-административная система хозяйствования. Эта экономическая система была основана на социалистической доктрине, предполагающей, во-первых, искоренение неравенства, во-вторых, - сознательное регулирование жизни общества и каждого человека в отдельности со стороны неких верховных органов общества. Переход России к рыночной экономике повлек за собой ряд негативных явлений в жизни общества. Это, прежде всего безработица и социальная незащищенность таких слоев общества, как пенсионеры, бюджетная сфера, армия. В экономике появилось такое явление, как невыплата заработной платы, что в свою очередь создает социальную напряженность в обществе. Наиболее важные задачи сейчас сосредоточены в области национальной политики. Главное - сохранить целостность России, как государства, повысить чувство национального единства. Очевидно, что сворачивать с намеченного курса уже не представляется возможным, и переход к рыночной экономике не мог быть легким. Конечно, можно упрекнуть правительство в том, что не всегда были выработаны предупредительные меры, которые если не сняли бы эти проблемы, то хотя бы смягчили их последствия. Пример этому - экономический и финансовый кризис 1998 и 2008 годов. Содержательно, переход к рыночным отношениям включает решение многих проблем: разрушение командно-административной системы хозяйствования, разгосударствление и приватизация, создание рыночной инфраструктуры, переход от жестко централизованной системы ценообразования к свободному, преодоление монополизма и создание широкой конкурентной среды.
В существующей переходной экономике главную роль должно выполнять государство. На данном этапе его функции состоят в создании рыночных условий хозяйства (правовая база, кредитное и налоговое регулирование, макроэкономическая стабилизация), активной структурной политике, поддержке предприятий в процессе их превращения в рыночные субъекты (антимонопольное регулирование, селективная поддержка), активной социальной поддержке населения на пути его адаптации к новым рыночным условиям. Банковская система РФ состоит из двух взаимосвязанных уровней:
1) Центральный Банк - осуществляет деятельность на макроуровне: осуществляет денежно-кредитную политику РФ, регулирует денежный оборот, контролирует коммерческие банки и т.п.;
2) Коммерческие Банки обслуживают сферу предпринимательства.
На каждом
уровне банковской системы
Соответственно, банковская система во главе в Центральным банком РФ представляет собой важный и значимый элемент в глобальном механизме регулирования правильного, рационального и продуманного. Тут появляется необходимость эффективного менеджмента, банковского менеджмента. При административной системе перечисление безналичных, по сути, условных сумм со счета одного предприятия на счет другого не вызывало у банка особых проблем. При переходе к рынку банк не ограничивается узким кругом функции ростовщичества (привлечением денежных ресурсов и выдачей их под проценты), а предоставляет услуги, в которые входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Рыночная экономика немыслима без банковского менеджмента, основанного на реальной конкуренции на финансовом рынке между кредитными учреждениями, замене государственного финансирования предприятий, ведущего к инфляции, рыночным механизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и бизнес-планов, ориентированных на создание новой товарной массы. Усиление конкуренции в банковском деле неизбежно приведет к поиску новых методов, финансовых инструментов, технологий, отвечающих потребностям клиентов, неизбежно обострится проблема банковских рисков и проблема качества банковского продукта, а значит, и уровня управления банковской деятельностью.
Значимость менеджмента на Западе была ясно осознана уже в 30-е годы. Уже тогда деятельность эта превратилась в профессию, в область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу, растущая роль которой заставила заговорить о "революции менеджеров".
Первый прорыв в управленческой мысли, происшедший в начале века, связан с теорией Ф.Тейлора. "Тейлоризм" был основан на положении о том, что управлять можно "научно", перенеся идеи инженерных наук на управление в низовом производственном звене.
Последующий крупный шаг в развитии западной управленческой мысли состоял в расширении "принципов управления", сформулированных А. Файолем в рамках "науки администрирования". Не случайно американцы называют этого француза отцом менеджмента. Согласно А. Файолю, процесс менеджмента состоит из пяти функций:
Файолем были сформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления. Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, к примеру, что разделение труда - это перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания; другие принципы были обобщены, допустим что интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации; а третьи - сформулированы впервые, такие как стабильность персонала, корпоративный дух и др. В настоящее время в зарубежной литературе управление рассматривается как реализация функции планирования, организации, мотивации и контроля, необходимая для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Но управление представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь только формулами и расчетами. Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, т.е. взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на научных методах управления, конкретизированных практикой ведения банковского дела. Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.
Цель банковского менеджмента -
организационное обеспечение
Можно выделить
следующие особенности
1. своеобразие банковского продукта;
2. высокий уровень конкуренции на финансовых рынках;
3. высокие риски всех банковских операций;
4. извлечение прибыли за счет использования преимущественно привлеченного капитала;
5. наличие внешнего регулирования и надзора за текущей деятельностью со стороны ЦБ.
В соответствии с указанными целями банковский менеджмент ориентируется на выполнение ряда количественных, качественных и социальных показателей:
Информация о работе Место и роль менеджмента в коммерческом банке