Место и роль менеджмента в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение банковского менеджмента, его основных составляющих, зависимых от него элементов и организационной структуры коммерческого банка.
Передо мной поставлено 3 основные задачи:
Рассмотрение теоретических основ банковского менеджмента, анализ применения его системы на практике в условиях рыночной экономики;
Изучение места и роли банковского менеджмента в коммерческом банке;
Исследование организационной структуры коммерческого банка.

Содержание работы

Введение 2
1. Теоретические основы банковского менеджмента 5
1.1 Необходимость и развитие системы банковского менеджмента в современных условиях. 5
1.2 Содержание банковского менеджмента. 7
1.3 Организационная структура современного коммерческого банка 11
2. Место и роль менеджмента в коммерческом банке 18
2.1 Оптимальная организация взаимодействия подразделений 18
2.2 Управление персоналом в банке 21
2.3 Оценка эффективности банковского менеджмента 25
3. Проблемно-рекомендационные характеристики на основе данного анализа 29
Заключение 33
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

банковский менеджмент.docx

— 86.04 Кб (Скачать файл)

Вследствие этого российские коммерческие банки должны больше заострять внимание на совершенствовании системы банковского менеджмента, и в частности, управлению кредитным риском. В то же время кредитный риск находится в прямой зависимости от качества кредитного портфеля. Четко организованный кредитный портфель ведет к минимизации кредитного риска. Кредитный риск состоит из двух этапов. Наряду с этим, своеобразным амортизатором кредитного риска должен служить резервный фонд, который создается в банках для компенсации убытков по списанным кредитам. Далее должна быть разработана эффективная система страхования вкладов, нормативная база для которой была создана в конце 2003 года. Банки, которые планируют работать с населением, обязаны пройти специальную проверку Банка России на финансовую устойчивость. По сравнению с ранее действовавшими нормами Центрального банка критерии устойчивости должны быть расширены. Детально должны оцениваться, проверяться прибыльность ликвидность банка, качество его активов и системы менеджмента. Наконец, должны быть ужесточены требования Федеральной службы финансового мониторинга раскрывать информацию, несмотря на то что это вызовет увеличение операционных и прочих издержек, банкам придется собирать больше информации о своих клиентах и совершаемых ими операциях и более тщательно относиться к ее качеству.

Итогом всему анализу, может послужить несколько качественных рекомендаций. В коммерческих банках должны принять следующие критерии для оценки эффективности банковского  менеджмента:

•  Высокая культура взаимоотношений, которая является основой для принятия правильных решений. Ведь выбор единственно верного решения, зависит не столько от скорости его принятия, сколько от разумной расчетливости;

•  Наличие общих ценностей, что является ядром культуры общения. Самый верный путь к этому – пополнение руководящих кадров из собственного штата сотрудников;

•  Внимание к нематериальным ценностям, (несмотря на то, что получение прибыли – цель деятельности любого коммерческого банка) таким как высокое качество обслуживания, поощрение творческого подхода сотрудников к поиску оптимальных решений и т. д;

•  Борьба за клиента, его доверие, здесь речь идет об «ориентации на вкладчика», что характерно для успешных банков, которые прилагают все усилия, чтобы помочь клиентам в решении их проблем.

•  Инновационная деятельность в виде разработки новых услуг. Сейчас многие успешные банки стремятся инвестировать свои ресурсы и управленческие усилия в инновационные проекты, разрабатывать новые механизмы использования пластиковых карт, системы электронных платежей;

•  Уверенное руководство, умение отличить главное от второстепенного;

•  Лучшие специалисты, интеллектуальная подкованность не всегда является главным критерием процветания. Сотруднику должно быть важно, впитав в себя задачи и цели банка, своей деятельностью способствовать его процветанию, для чего важны такие качества, как: умение работать в команде, гибкость, лояльность (по крайней мере, к основным ценностям организации): успешные банки, как правило, делают крупные инвестиции в человеческий капитал;

•  Наличие взвешенного и устойчивого процесса кредитования;

•  Развитие информационных систем управления и информационного менеджмента в банке: важно то, что успешными банками информационные технологии рассматриваются не как источник затрат, а как активы, дающие средства для обхода конкурентов и прямого выхода на потребителей – вот ядро успеха;

•  Гибкая и адекватная политика в области управления собственными и заемными средствами, которая бы способствовала прибыльной работе банка при одновременном следовании требованиям закона.

 

Заключение

 

Банковский менеджмент имеет  определенную специфику, обусловленную характером деятельности данного субъекта экономических отношений. Как отмечалось, банк выступает своеобразным предприятием, занимающимся бизнесом посредством проведения банковских операций. Он предоставляет на платной основе имеющиеся в его распоряжении кредитные ресурсы предприятиям, организациям, кооперативам, населению, государству, удовлетворяя их потребности в дополнительных денежных средствах. Вместе с тем банк “работает” с чужими деньгами. В нем аккумулируются высвободившиеся из кругооборота денежные средства различных собственников: государственных предприятий и организаций, акционерных предприятий и обществ, кооперативов, частных лиц. В результате банк становится распорядителем и хранителем общественного капитала, что предполагает его ответственность перед владельцами за сохранность находящихся на счетах в банке денежных средств клиентов. Поэтому банк выступает выразителем не только своих, частных, интересов, но и общественных. Это сочетание интересов было свойственно банку всегда, без него невозможно обеспечить ликвидность баланса, а значит, устойчивость банка на денежно-финансовом рынке. Специфика экономической ситуации в России поставила коммерческие банки перед необходимостью разработки четкой и слаженной системы управления для реализации выбранной ими стратегии развития.

До сих пор проблема банковского совершенства в современной  России не была предметом специального рассмотрения. В периодической печати появлялись статьи, в которых рассматривались  только отдельные стороны успешного  функционирования банков. Таким образом, проблема обобщения опыта деятельности банков в России и определения  наиболее важных составляющих их успеха, основываясь на системном подходе  и учитывая российскую действительность представляется достаточно актуальной.

В условиях радикальных экономических  преобразований в Российской Федерации, коммерческие банки были поставлены перед необходимостью разработки четкой и слаженной системы управления для реализации выбранной ими стратегии существования, не говоря уже о б успешном развитии. В сложившейся экономической ситуации современной России «тема банковского совершенства» вообще не была предметом рассмотрения. Ведь отечественным банкам, к сожалению, приходится функционировать:  во-первых, в условиях переходной экономики;  во-вторых, при неопределенности стратегических целей;  в-третьих, в условия отсутствия (или непризнания) основных принципов эффективного управления банком.

Совершенствование банковского  менеджмента имеет целью:

1) увеличение объема оказываемых  клиентам банка услуг; 

2) снижение издержек и  потерь от не возврата кредитов;

3) повышение цен на эти  услуги в связи с повышением  их качества и надежности. (но этот вариант в условиях конкурентного рынка вряд ли приемлем).

Отсюда можно сделать  вывод о том, что одна из особенностей банковского менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях - это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная же особенность менеджмента в коммерческом банке в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк -это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. То есть, внешняя среда банковского менеджмента - это совокупность финансовых отношений.

Оптимальное управление успешным банком предполагает предвидение перемен, приспособление к ним и контроль за процессом во благо клиентов, акционеров, служащих, отдельных социальных групп и общества в целом. Формирование информационно-управляющих потоков по сбору, обработке, сжатию и предоставлению информации для каждого структурного подразделения, которые и дает использование аппарата информационного менеджмента. В настоящее время, в рамках концепции «совершенного банка» ощущается необходимость поиска новых подходов к построению систем управления, их использованию и модификации, ведь зачастую все проблемы будь то банкротства, кризисы, разорения, связаны с тем, что управление построено не на детальном анализе информационных потоков, а на ощущениях, интуиции, чисто психологических моментах. Однако, напротив структура организаций должна в большей степени основываться на системе тщательного анализа информационных потоков (не только вне, но и внутри компании).

Вообще вопрос модификации  управляющей структуры, гибкой ее реакции  на изменения внешней среды является в настоящее время одним из ключевых вопросов при рассмотрении таких структур. Оно также подразумевает  постоянное укрепление сильных сторон, реализацию вновь открывающихся  возможностей и уменьшение рисков, устранение опасных ситуаций, а это  единственно верный путь к повышению  эффективности и совершенствованию. В условиях «российской действительности», в кризисное время, оптимизироваться очень сложно: когда возникают срочные проблемы и реализация идей стратегической перестройки уходит на второй план. Поэтому только предварительное овладение механизмами собственной оптимизации, заложенными в управленческие технологии, позволит не только успешно противостоять кризисным изменениям во внешней среде, но и извлекать из них пользу. Актуальными вопросами развития банковского менеджмента в России пока остаются: дальнейшая автоматизация банковских процессов, повышение доходности банков, рост профессионального уровня персонала банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы :

 

    1. Алавердов А.Р. Управление персоналом в коммерческом банке, Соминтэк, М., 2002г.
    2. Балабанов И.Т. Основы банковского менеджмента, ЮНИТИ, М., 2001г.
    3. Банки.ру  информационный портал www.banki.ru
    4. Васильченко А.И. Понятие коммерческого банка, основные функции коммерческих банков, Новая волна, М., 2000г.
    5. Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках: Учебное пособие для вузов, ЮНИТИ, М., 2005г.
    6. Исаев Р.В. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг, Инфра-М, М., 2011г.
    7. Клочков И. Банки и банковское дело. М., 2002г.
    8. Лаврушин О.И. Банковский менеджмент: учебное пособие, КНОРУС, М., 2009г.
    9. Лаврушин И.О. Банковское дело: учебное пособие, КНОРУС, М., 2009г.
    10. Никитина Т.В. Банковский менеджмент, С-П., ПИТЕР, 2001г.
    11. Официальный сайт МДМ Банка: www.mdm.ru
    12. Пашкус В.Ю Российские банки: современнное состояние и перспективы развития, СПб., 2008г.
    13. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 ФЗ N 395-1

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Место и роль менеджмента в коммерческом банке