Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:02, курсовая работа
Цель исследования – изучить теоретические основы методов исследования систем управления, а также рассмотреть внешнюю и внутреннюю среды организации на примере ОАО «ЭкоИнвест», практически рассмотреть эффективность результатов проведенного исследования систем управления по изменению стратегии производства.
Достижение данной цели требует постановки и решения следующих задач:
1. Изучение теоретических основ методов исследования систем управления.
2. Исследование внешней и внутренней сторон организации – как важный источник получения сведений для принятия решений в ОАО «ЭкоИнвест»
Введение 2
Глава 1. Методологические основы исследования систем управления 4
1.1. Сущность методов исследования систем управления 4
1.2. Методы систем управления и их классификация. 5
1.3. Социально – экономическое экспериментирование как метод исследования систем управления. 9
1.4. Методы экспертных оценок в исследовании систем управления. 11
1.5. Моделирование как метод исследования систем управления. 13
1.6. Сетевые методы планирования управления понятия и назначение……..16
1.7. Выбор методов исследования систем управления 18
Глава 2. Исследование и анализ систем управления предприятием ОАО «ЭкоИнвест» 20
2.1 Краткая характеристика организации 20
2.2 Организационная структура 22
2.3 Оценка исследования внешней и внутренней среды фирмы ОАО «ЭкоИнвест» 23
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса управления производством в ОАО «ЭкоИнвест»…………………….……….32
3.1 Основные направления совершенствования разработки стратегии ОАО «ЭкоИнвест» 32
3.2 Оценка результатов проведенного исследования 34
3.3 Практические выводы. Плюсы и минусы выбранного пути развития ОАО «ЭкоИнвест» 35
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложение……………………………………………………...……………….44
Содержание
Введение
Эффективность исследования систем управления определяется выбранными методами исследования.
Методологию исследования следует понимать как совокупность целей, гипотез, подходов, принципов, методов, средств и процедур логической организации, используемых при изучении явлений и осуществлении познавательной деятельности. [14; с.71]
При этом методы исследования – совокупность целенаправленных действий и способов получения новых знаний об определенном предмете соответствующего объекта изучения и познания.
Сущность методов исследования систем управления заключается в четкой постановке целей и задач организации и дальнейшей разработке форм и методов по их реализации и решению.
Сегодня, когда вокруг каждый день создается множество предприятий (организаций) тема методов исследования систем управления как никогда актуальна. Особенно в существующем тяжелом экономическом положении, когда нужно удержать предприятие наплаву.
В течение нескольких десятилетий ученые и менеджеры разрабатывают и усовершенствуют разнообразие методов исследования систем управления.
Все выше сказанное убедительно доказывает, что тема работы будет многим интересна.
Цель исследования – изучить теоретические основы методов исследования систем управления, а также рассмотреть внешнюю и внутреннюю среды организации на примере ОАО «ЭкоИнвест», практически рассмотреть эффективность результатов проведенного исследования систем управления по изменению стратегии производства.
Достижение данной цели требует постановки и решения следующих задач:
1. Изучение теоретических основ методов исследования систем управления.
2. Исследование внешней и внутренней сторон организации – как важный источник получения сведений для принятия решений в ОАО «ЭкоИнвест».
3. Предоставление расчетов по совершенствованию процесса производства и увеличению прибыли в ОАО «ЭкоИнвест».
Объектом исследования является организация ОАО «ЭкоИнвест». Предметом – непосредственно процесс применения методов исследования систем управления для оптимизации производства в ОАО «ЭкоИнвест».
В работе применялись такие методы исследования: сравнение, синтез, аналитика, расчетный метод.
Также аналитической основой работы послужили данные отчетности ОАО «ЭкоИнвест».
Глава 1. Методологические основы исследования систем управления
Исследование систем управления – научное изучение (как научный труд, вид научной деятельности) профессиональными исследователями соответствующего предмета системы управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике. [14; с.35]
Объект исследования в общем случае – это структура (подразделение, предприятие, отрасль), ее внутренняя и внешняя среда, системы (социальные, экономические, технические, организационные, производственные, научные, политические и др.), совокупность их элементов.
Предмет исследования – это то, на что направлено и что является содержанием научного изучения, рассмотрения, познания и разрешения. По существу, им может быть проблема, задача или вопрос, познание и разрешение которых требует проведения исследования.
При проведении исследований систем управления используется широкий арсенал разнообразных методов. Для лучшего понимания возможностей всех этих методов их целесообразно классифицировать.
Для общего представления состава методов исследования более предпочтительным является классификационный признак их группировки по отношению к способу и источнику получения информации об исследуемых объектах. В этом случае можно выделить следующие группы методов: теоретические, логико-интуитивные, эмпирические, комплексно-комбинированные.
При решении той или иной задачи может использоваться ряд методов, приемлемых именно для данного конкретного исследования. Например, для прогнозирования среди множества возможных к использованию методов можно назвать как один из наиболее предпочтительных метод морфологического анализа. Свои методы присущи исследованиям процессов труда и затрат рабочего времени в системе управления.
Все средства и методы исследования делятся на 3 группы:
1.формально-логические;
2.общенаучные;
3.специфические (конкретно предметные).
Формально-логические методы - интеллектуальной деятельности человека. Общенаучные методы - используются при исследованиях любого типа.
Специфические методы –
учитывают специфику
1.К формально- логическим относятся:
- Дедукция и индукция:
Дедукция- это выведение следствия из одного или нескольких утверждений или переход от общего к частному.
Индукция - предполагает на основе частных конкретных утверждений построение общих умозаключений, т.е. переход от частного к общему.
- Методы анализа и синтеза:
Анализ- это процесс мысленного разделения объекта на части.
Синтез - предполагает процесс
воссоединения отдельных
Анализ и синтез представляет собой единство противоположности. И в практике менеджера эти методы мышления занимают особое место, т.к. особенно часто менеджеру приходится заниматься разделением исследуемого объекта на части и воссоединение принципиально качественно нового объекта из этих частей. На основе анализа и синтеза получаются новые знания и новые объекты. Анализ позволяет классифицировать предметы и явления.
-Методы сравнения и аналогии:
Широко используется в исследовании различного рода. Аналогии- сходства между объектами, в каком- то отношении, а ценность метода аналогии в том, что этот метод позволяет переносить знания, полученные об объекте на другой. В основе аналогии лежит сравнение, но сравнение- это так же самостоятельный метод. В результате сравнение устанавливается то общее, то присуще объектам, а это в свою очередь позволяет установить закономерности и законы. При исследовании социально-экономических систем очень часто применяется сравнение различных показателей (например: плановых и фактических, фактических и нормативных, показатели текущей деятельности с показателями прошлых лет, показатели деятельности предприятия с показателями отрасли).
-Метод обобщения:
Метод определения главных основных характеристик объектов данного класса.
- Метод абстрагирования:
Выделение некоторых характеристик исследуемого объекта интересующих исследователя.
-Метод диалектического мышления:
Рассматривают исследуемый объект исследования, т.е. с разных сторон во взаимосвязи всех его частей; при таком рассмотрении нужно учитывать изменение, происходящее в объекте и его развития; в объекте следует выделить противоречие в его функционировании и развитии. [13; с.135]
2. К общенаучным методам относятся:
-Наблюдение:
Это система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта в естественных и искусственно- организационных условиях. При организационном наблюдении в зависимости от особенностей исследуемого объекта нужно создать необходимые условия для исследования разработать средства и формы фиксации данных, кроме этого нужно обеспечить целенаправленность, планомерность и систематичность наблюдения.
-Эксперимент:
Система познавательных операций, который осуществляется в отношении объектов поставленных специально созданные условия, которые должны способствовать наблюдению свойств, связей и отношений объектов эксперимента исследование объектов по сравнению. С наблюдением имеет ряд преимуществ - изучение объектов и явлений в чистом виде, когда объект искусственно выделен из других объектов, регулирование условий проведения эксперимента вплоть до экстремальных повторяемость.
Эксперименты можно классифицировать по признакам:
1.Цели исследования -
преобразующий эксперимент,
2.Констатирующий эксперимент
- используется для проверки
3.Контролирующий эксперимент
– сводится к контролю за
результатами внешних
4.Поисковй эксперимент- изучает факторы влияющие на исследуемый объект, он их описывает и устанавливает их значимость.
По организации эксперименты делятся на:
1.лабораторный эксперимент - он проводится в специально организационном помещении;
2.натуральный эксперимент-
проводится в реальных
3.по типу объектов:
а) материальный эксперимент использует реальный объект;
б) модельный эксперимент – использует аналог и модель;
в) мысленный эксперимент - использует различные виды образов, так же является моделью.
3.К специфическим методам можно отнести методы, основанные на выявлении знаний и интуиции специалистов, эти методы используют опыт; индивидуальные знания и способности специалистов высокой квалификации работающих в данной области. Эти методы включают:
-метод «мозговой атаки»;
-деловые игры;
-методы экспертных оценок.
Эти методы относятся к экспериментальным методам.
Методы формализованного представления систем управления. Они относятся к методам моделирования и использует различные виды моделей (математические) ,которые в свою очередь делятся на: аналитические (диффиринцирующие и интегрально - исчислительные), линейное программирование, статистические (теории вероятностей, математическая статистика, эконометрика, теория массового обслуживания), языковые и графические модели.
По характеру моделей эти методы делятся на методы структурного, функционального, процессного и имитационного моделирования).
Методы исследований информации потоков, которые направлены на изучение документооборота организации, а так же других видов информации( промежуточные расчёты проектных решений). К этой группе методов относятся:
-континент- анализ
при котором исследуется
К социальным методам исследования относятся:
-наблюдение;
-опрос и анкетирование;
-интервью;
-тестирование;
-эксперимент.
При наблюдении фиксируется, анализируется поведенческие проявления человека. Оно применимо при исследовании вопросов лидерства, систем мотивации, коммуникации, групповой работы, конфликтов и стрессов организации, а также для выявления характеристик личности различают следующие способы наблюдения. По признаку времени наблюдение, может быть:
-длительным;
-единовременным;
-периодическим.
По объекту наблюдение может быть:
-сплошным;
-выборочным. Выборка может случайной или кратной. [16; с.136]
Метод опроса и анкетирование. Они могут проводиться с непосредственной встречи респондента или с использование технических средств (телефон, рассылка бланков анкет по подразделению организации).
Опрос и анкетирование относятся к структурированным методам исследования. При этом исследователь, заранее готовит вопросы, которые по характеру может быть открытые и закрытые; варианты ответов может быть упрощённые, шкалированные). Конструкция опросника должна предусматривать возможные обработки его результатов по определённым статистическим программам. При составлении опросника нужно обеспечить выполнение характеристик как надёжность и валитность (способность отражать и измерять то, что он должен измерять и отражать в соответствии с замыслом и целями исследования. При помощи опроса анкетирования можно исследовать проблемы, можно использовать ресурсы в организации, распределение функций управления, сочетание формального и неформального в управлении, также стиль управления.
В настоящее время широко используются опросники в виде тестов, которые бывают 2 видов:
Информация о работе Методологические основы исследования систем управления