Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:02, курсовая работа
Цель исследования – изучить теоретические основы методов исследования систем управления, а также рассмотреть внешнюю и внутреннюю среды организации на примере ОАО «ЭкоИнвест», практически рассмотреть эффективность результатов проведенного исследования систем управления по изменению стратегии производства.
Достижение данной цели требует постановки и решения следующих задач:
1. Изучение теоретических основ методов исследования систем управления.
2. Исследование внешней и внутренней сторон организации – как важный источник получения сведений для принятия решений в ОАО «ЭкоИнвест»
Введение 2
Глава 1. Методологические основы исследования систем управления 4
1.1. Сущность методов исследования систем управления 4
1.2. Методы систем управления и их классификация. 5
1.3. Социально – экономическое экспериментирование как метод исследования систем управления. 9
1.4. Методы экспертных оценок в исследовании систем управления. 11
1.5. Моделирование как метод исследования систем управления. 13
1.6. Сетевые методы планирования управления понятия и назначение……..16
1.7. Выбор методов исследования систем управления 18
Глава 2. Исследование и анализ систем управления предприятием ОАО «ЭкоИнвест» 20
2.1 Краткая характеристика организации 20
2.2 Организационная структура 22
2.3 Оценка исследования внешней и внутренней среды фирмы ОАО «ЭкоИнвест» 23
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса управления производством в ОАО «ЭкоИнвест»…………………….……….32
3.1 Основные направления совершенствования разработки стратегии ОАО «ЭкоИнвест» 32
3.2 Оценка результатов проведенного исследования 34
3.3 Практические выводы. Плюсы и минусы выбранного пути развития ОАО «ЭкоИнвест» 35
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложение……………………………………………………...……………….44
-психологически тесты (которые выявляют социально психологические характеристики человека уровень его мотивации, степень удовлетворение социальным статусом организации);
-квалификационные тесты- выявляют профессиональные знания и уровень квалификационных работников;
Интервью- является неструктурированным методом исследования. Исследователь должен найти индивидуальный подход к интервьюированию.
Он предварительно готовит набор стандартных вопросов по теме исследование, которые по ходу интервью могут получить разную интерпретацию. В ходе интервью производится также наблюдение за собеседованием, выделение и анализ его поведенческих реакций. Эксперимент- социальный эксперимент проводится как деловая игра или как плановое мероприятие проводимое для достижения определённых целей. Деловая игра относится к методам социального моделирования. Она упрощает реальную обстановку за счёт введения сценария игры определённых правил и ограничений. Деловая игра в своей основе должна иметь ту проблему, на которую направленно исследование. Это реализуется через сценарий игры, который содержит цель, состав участников, описание ситуации, задачи участников, правила игры, способы оценки результатов, а также раздаточный материал и атрибуты игры. [16; с.146]
Различают следующие виды игр:
1.Ролевые игры, в которых отрабатывается тактика поведения, действий, а так же выполнение функций и обязанностей конкретных должностей.
2.Операционные игры, в которых моделируется соответственно операционные процессы организации.
3.Имитационные игры, в которых имитирует деятельность организации в целом или её отдельного подразделения.
Эксперимент как плановое мероприятие, которое включается хозяйственная деятельность организации, является натуральный эксперимент, при необходимого проведения может, проведён локальный эксперимент в одном.
Результаты его проведения
позволяет уточнить методичку проведения
изменения для организации в
целом. Иногда организация входит в
эксперимент полностью, необходимо
тщательно организационный
При исследовании управления во многих случаях целесообразно использовать интуицию специалистов, выступающих в роли экспертов. Эксперт носит субъект характер и является не количественной, а качественной в условиях недостающей информации и трудности форм, имеющих информацию. Методы дают очень хорошие результаты и при нём подобные результаты характерны для менеджмента.
1.Метод экспертных оценок основан на обработке результата опроса экспертов. Экспертные оценки можно разделить на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным экспертным оценкам относят метод интервью, метод сценариев и метод аналитических, докладных записках. К коллективным экспертным оценкам относятся метод «мозговой атаки» и метод групповой экспертной оценки. Сценарии и аналитические оценки записки может быть подготовлены как одним экспертом, так и командой.
Рассмотрим командный эксперимент. Осуществляется с учётом таких характеристик экспертов, как комплексность, креативность, уровень интеллекта, прагматизм мышления, умение работать в группе, умение высказываться, самокритичность. [13; с.133]
2.Рассмотрим метод сценария. Впервые он был употреблён в 1960 г. футурологом Канном, при разработке партии будущего, необходимых для решения стратегических вопросов военной области.
Сценарий- это описание возможного будущего развития ситуации в обществе, отрасли либо в организации. Сценарий носит характер прогноза и является инструментом, с помощью которого можно учесть вероятность наступления тех или иных событий и применять соответствие управления решения. Обычно создаются несколько сценариев:
1)сценарий оптимистичности –он исходит из наиболее благоприятного развития событий;
2)сценарий пессимистичный - исходит из наихудшего исхода событий;
3)сценарий реалистичный- основан на реалистичном течении событий.
Сценарии основаны на основе данных и содержит не только качественную, но и количественную оценку ситуаций. Большое внимание при разработке сценариев уделяется анализу внешних и внутренних факторов и тенденций их измерений.
3.Метод аналитических докладных записок означает самостоятельную работу эксперта над анализом деловой ситуации и возможных путей её развития.
В отличие от сценария докладная записка не содержит прогноза развития ситуации. Рассмотрим метод «мозгового штурма» - предполагает тщательный подбор экспертов их специально психологическую подготовку направленную на создание продуктивной обстановке в группе. Также создаются в системе правил высказывания и общение.
1.Любая критика и
вынесение суждения по
2.Мнение одного эксперта должны подхватываться другим, должны уточняться и дополняться.
3.Регламент высказывания каждого эксперта не больше одной минуты. Общая продолжительность работы группы около часа.
Все высказывания стенографируются и записываются на диктофон. Данный метод является неформализованным, он увеличивает число вариантов различных мнений и позволяет получить более точную и подробную картину по исследованию направления. Метод позволяет не только исследовать проблему, но и разработать пути решения этой проблемы. [13; с.137]
4.Метод Дельфи – был разработан О. Хельмером. Суть метода состоит в проведении анкетных опросов, специалистов выбранный в области знаний. Полученные данные подвергаются статистической обработки в результате которой формируются диапазон мнимый экспертов, отражающий их коллективное мнение по исследуемой проблеме. Обычно после первого опроса наблюдается значительный разброс мнений, поэтому процедура осуществления метода Дельфи предполагает проведение трёх или четырёх опросов, в преддверии которых каждый из экспертов познакомят с итогами предыдущего опроса, но не для того, чтобы оказать на них давление, а для того чтобы эксперт мог получить дополнительную информацию о предмете опроса. Идеально опрос повторяется до совпадения мнения экспертов или до получения наиболее узкого диапазона мнений.
5.Метод групповой экспертной оценки – метод использует оценку исследуемого вопроса экспертами тем или иным способом, а полученные оценки представляются в виде матрицы и обрабатываются математически. При этом вводится коэффициенты компетентности экспертов, которые должны сделать оценку более достоверной. [13; с.141]
Моделирование-это метод посредственного познания с помощью использования объектов заменителей, т.е. моделей. Моделирование опирается на философскую теорию отражения и общенаучный метод абстракции модель является посредником между познающим субъектом и объектом познания. Отображая объективную действительность, модель её упрощает. Это упрощение должно быть разумным, т.е. то существенное, что отвечает цель исследование должно быть сохранено. Американский кибернетик С.Бирм предложил определение модели, в широком смысле слова выделив её характерные свойства:
1.уменьшенный масштаб;
2.соблюдение ключевых
отношений и связей между
3.работоспособность и функцион
4.соответствие действительным свойствам оригинала. [10; с.175]
Модель А является моделью объектом Б, если А отвечает на все вопросы по поводу Б. Моделирование является очень распространенным методом исследования и имеет множество вариантов. В основе любой модели находятся различные научные теории, а так же методологии и методы (системный анализ, теория графов), линейное программирование и теория игр, а во - вторых важна форма представления модели ( математическая форма, графическая, языковая и натуральная модель), и в –третьих модель имеет своеобразие в зависимости от объекта моделирования в которых может быть какая-то сущность, её структура отношения и связей между элементами модели, внешние и внутренние потоки действия и составления в зависимости от каких-то условий и времени и в связи с этим различают структурную функциональную процессную информационную и имитационную модель, содержание которой соответствует объекту действительности.
При исследовании системы управления большое применение нашли такие специфические методы как математическое моделирование с использованием корреляционного и регрессионного анализа, линейного программирования используется при исследовании внешней и внутренней среды предприятия, его производственные системы, а также систем снабжения и сбыта. Используется математическое регулирование на основе матричного анализа используется для исследования отрасли рынка и внутренней среды организации. [10; с.176]
Модели массового обслуживания используются для моделирования процессов обслуживания покупателей, процессов логистики материальными потоками и процессов документооборота.
Модели сетевого планирования используется для моделирования комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных работ. В основе такой модели лежит графическое представление и математическое представление в виде расчётов его временных и ресурсных параметров.
Сетевое моделирование позволяет проводить оптимизацию комплекса работ по времени, ресурсам и стоимости работ. В современном менеджменте при исследовании организации широко применяется методы моделирования использующие компьютерные CASE-технологии (основаны на системном анализе). Они позволяют построить информационные функциональные процессные и имитационные модели организации в графическом виде с использованием специальных компьютерных программ. Такое моделирование является специфическим именно при исследовании систем управление организации. Развитие метода моделирования привело к созданию специализированных моделей (например: модель спроса, модель производственной программы предприятия, модель прогнозирования конъюнктуры рынка, а также модели перспективного развития и размещения предприятий отрасли). Большой вклад в развитие моделирования как методы исследования внесла компьютерная техника, особенно в использовании математических и имитационных моделей. В настоящее время разработаны методики построения имитационных динамических моделей, которые отражают исследуемый объект, как изменяющий во времени систему с множеством связей и отношений, а динамическая модель отражает информационность системы, варианты её реакций на внешнее воздействие и имеющее место внутренними изменениями. [10; с.178]
Модели сетевого планирования используется для моделирования комплексов взаимосвязанных и взаимообусловленных работ. В основе такой модели лежит графическое представление комплексных работ при виде сетевого графика и математическое представление в виде расчётов его временных и ресурсных параметров. Основными элементами сетевого графика является работа- это ребро сетевого графика, событие- это вершина графика, а путь- это последовательность работ и событий.
Существуют следующие разновидн
1.действительная работа- работа, которая требует затраты времени;
2.фиктивная работа - не
требует затрат времени или
требует минимальных затрат
3.работа предшествующее событие;
4.работа, следующая за событием.
Событие- результат производственных работ. Оно конкретизирует процесс планирования исключительная возможность различного толкования итогов выполняемых работ. [9; с.162]
Существуют следующие разновидн
1.начальное событие (i)- относится любое промежуточное событие, за котором начинается выходящие работы;
2.конечное событие (j)- любое промежуточное событие, которое предшествует данные входящей работы;
3.исходное событие (I)- первоначальное событие в сети(например: подписание приказа о разработки нового изделия);
4.завершающее событие (C)- событие имеющие последующих событий и отражающие конечную цель построения комплекса работ.
Путь-это любая последовательность работ в сетевом графике, в котором конечное событие одной работы совпадает с начальным событием следующей за ней работы.
Различают:
-полный путь-путь от исходного события до завершающего;
-критичный путь- путь между исходным и завершающим событием имеющий наибольшую продолжительность. [9; с.163]
При построении сетевой модели рассчитывают следующие временные параметры:
1.длина критичного пути;
2.ранний срок свершения события - как продолжительность во времени максимально из путей ведущих от исходного события до данного события;
3.поздний срок свершения
события - определяется разностью
между продолжительностью
4.резерв времени - который
определяется как разница
Также рассматриваются стоимостные параметры, которые представляют собой технологические издержки на выполнение работ. При применении сетевой модели целях исследования систем управления выделяют следующие этапы работы менеджера- аналитика:
1этап - является изучение организационно - производительной ситуации на данном этапе устанавливаются цели и задачи исследования. При изучении ситуации определяется вид работ, причина необходимости их выполнения, состав и оргструктура участников, потребителя работ или заказчики этих работ влияние внешних и внутренних факторов, которые выносят ограниченные на проектировании работ, а также информационную и документальную базу.
Информация о работе Методологические основы исследования систем управления