Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:02, курсовая работа
Цель исследования – изучить теоретические основы методов исследования систем управления, а также рассмотреть внешнюю и внутреннюю среды организации на примере ОАО «ЭкоИнвест», практически рассмотреть эффективность результатов проведенного исследования систем управления по изменению стратегии производства.
Достижение данной цели требует постановки и решения следующих задач:
1. Изучение теоретических основ методов исследования систем управления.
2. Исследование внешней и внутренней сторон организации – как важный источник получения сведений для принятия решений в ОАО «ЭкоИнвест»
Введение 2
Глава 1. Методологические основы исследования систем управления 4
1.1. Сущность методов исследования систем управления 4
1.2. Методы систем управления и их классификация. 5
1.3. Социально – экономическое экспериментирование как метод исследования систем управления. 9
1.4. Методы экспертных оценок в исследовании систем управления. 11
1.5. Моделирование как метод исследования систем управления. 13
1.6. Сетевые методы планирования управления понятия и назначение……..16
1.7. Выбор методов исследования систем управления 18
Глава 2. Исследование и анализ систем управления предприятием ОАО «ЭкоИнвест» 20
2.1 Краткая характеристика организации 20
2.2 Организационная структура 22
2.3 Оценка исследования внешней и внутренней среды фирмы ОАО «ЭкоИнвест» 23
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса управления производством в ОАО «ЭкоИнвест»…………………….……….32
3.1 Основные направления совершенствования разработки стратегии ОАО «ЭкоИнвест» 32
3.2 Оценка результатов проведенного исследования 34
3.3 Практические выводы. Плюсы и минусы выбранного пути развития ОАО «ЭкоИнвест» 35
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложение……………………………………………………...……………….44
На основании данных, представленных в данной таблице №3, можно сделать вывод о том, что в отчетном периоде (2012 г.) по сравнению с предыдущим периодом (2011г.) наблюдаются положительные тенденции результатов финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЭкоИнвест». Непосредственно выручка от продаж возросла всего в 1,2 раза, тогда как коммерческие расходы увеличились в 1,197раз. Далее следует отметить, что в базисном периоде (2011г.) имело место наличие прибыли (657млн.руб), тогда как в отчетном периоде (2012г.) наблюдается прибыль от продаж (968млн 400тыс.руб), конечным результатом финансово-хозяйственной деятельности стала прибыль в размере 968млн. 400тыс.руб., т.е. на отчетную дату ОАО «ЭкоИнвест» являлось прибыльным.
Сложность взаимоотношений на рынке целлюлозно-бумажной промышленности определяется наличием различных типов покупателей (потребителей) товаров.
Выделяют группы:
- потребители-организации, в качестве которых могут выступать государственные и коммерческие предприятия, приобретающие товары для дальнейшего использования в рамках организации.
- конечные потребители – семья, приобретающие товары для личного или семейного использования.
- промежуточные потребители – магазины или фирмы посредники, изготавливающие бумагу.
Технологический цикл производства бумаги состоит из трех частей: из лесозаготовительных участков лес поступает в распиловочный цех, далее на переработку, затем отправляется на сортировку, далее цех по изготовлению продукции, затем упаковочный цех и на склады готовой продукции.
Производство размещено
на собственной площади в 2300
кв.м. Следовательно,
Стоимость всего оборудования составляет ~ 4.450 млн. руб.
Сумма амортизационных отчислений по нормам – 365 млн.руб.
Автотранспорт для доставки
готовой продукции готовой
Работа организована в трехсменном режиме (всего за 3 смены – 14.616 человек). Производительность имеющегося оборудования позволяет выпускать за сутки в среднем 3000 условных единиц продукции. При годовом фонде рабочего времени 250 суток это соответствует годовому выпуску продукции 750.000ед. расходы на оплату труда планируются в размере 4.022.000.000руб. исходя из численности работающих 14616 человек и среднемесячной зарплате на 1 работающего ~23.000 руб. из расчетов за 2012 год.
Комплексный анализ внешней и внутренней среды.
SWOT-анализ
Цель Swot-анализа определить хорошо ли работает используемая ныне стратегия, что является для организации сильными, слабыми сторонами, благоприятными возможностями и угрозами, насколько сильны конкурентные позиции организации и т.д.
Рассмотрим в таблице №4 сильные и слабые стороны ОАО «ЭкоИнвест»:
Таблица №4
Сильные и слабые стороны ОАО «ЭкоИнвест»
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
- активная маркетинговая - возможность предприятия - хорошая репутация, качественно |
- кредитная политика |
Составим таблицу №5 – возможностей и угроз:
Таблица №5
Возможности и угрозы ОАО «ЭкоИнвест»
Потенциальные внешние возможности |
Потенциальные внешние угрозы |
- рост интереса потребителей к товару; - большой рынок сбыта и широкий ассортимент продукции; - привлечение новых клиентов. |
- большое количество конкурентов; - невыполнение условий договора
товарного кредита - появление более дешевых |
Определим взаимосвязь факторов внутренней и внешней среды. Составим матрицу SWOT (в табл. №6):
Таблица №6
Матрица SWOT
возможности |
угрозы | |
Сильные Стороны |
СИВ |
СИУ |
Слабые стороны |
СЛВ |
СЛУ |
Для разработки стратегии рассмотрим все возможные комбинации.
СИВ «возможности – сильные стороны» – рост интереса потребителей к товару + активная маркетинговая политика = расширение сбыта за счет привлечения новых покупателей.
Большой рынок сбыта
и широкий ассортимент
СИУ «сильные стороны – угрозы» – хорошая репутация, качественное изготовление бумаги, наличие постоянных поставщиков + большое количество конкурентов = диверсификация деятельности, заключение договоров с поставщиками.
СИВ «Слабые стороны – возможности» – кредитная политика предприятия + привлечение новых клиентов = заключение договора товарного кредита
СЛУ «слабые стороны – угрозы» – кредитная политика предприятия + невыполнение условий договора товарного кредита покупателями = разрешение споров в судебном порядке
Например, при разработке стратегии обращают внимание на сильные стороны, играющие важную роль в деятельности фирмы, на слабые стороны (которые могут оказаться роковыми для предприятия), на благоприятные стороны (которые могут помочь фирме значительно усилить свои позиции) и разработать стратегию противостояния угрозам.
Также с точки зрения формирования стратегии сильные стороны компании важны, т.к. они могут быть использованы как основа формирования стратегии и конкурентного преимущества. Также успешная стратегия должна быть направлена на устранение слабых сторон и обеспечение защиты от внешних угроз.
Таким образом, SWOT-анализ для ОАО «ЭкоИнвест» является необходимым для разработки стратегии, повышающей эффективность управления компанией.
Глава 3.Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса управления производством в ОАО «ЭкоИнвест»
3.1 Основные направления
совершенствования разработки
Стратегия организации – это средство достижения желаемых результатов.
В разработке стратегии могут помочь различные методы исследования систем управления. Например, разные экспертные методы, метод постановки проблем, метод сравнения, аналитико-рассчетный метод, метод изучения документации и другие.
При анализе рынка нужно попытаться получить как можно больше информации о современной ситуации в области розничных и мелкооптовых продаж производимой продукции. На основе этих сведений определить, кого мы видим в качестве основных клиентов. Представляя себе потребительскую аудиторию, следует избрать определенную ценовую политику, методы рекламы бумажной продукции. Следующим этапом является планирование и контроль конкретных мероприятий для реализации избранной ценовой, коммуникационной и сервисной политики, выполнения других маркетинговых задач.
Сегодня ОАО «ЭкоИнвест» является одним из крупнейших производителей бумаги в России.
Основным направлением развития является установление контроля над всем процессом производства – от получения сырья и до сбыта произведенной продукции.
Реализация стратегии
Во-первых, контроль над лесозаготовительными предприятиями. На сегодняшний момент лесозаготовительные предприятия обеспечивают более 50% требуемого сырья.
Расширяется инфраструктура в арендуемом лесном фонде, было построено 60 км. лесовозных дорог, а в 2011 году объемы строительства увеличились на 25% по сравнению с объёмами строительства в 2009 – 2010годах. Так же росту производства будет способствовать долгосрочная аренда лесов.
Ближайшая цель на 2013 – 2015 годы – обеспечение 70% производственных потребностей.
Во-вторых, обеспечение транспортировки сырья. Совершенствуется не только работа в сфере лесозаготовительной деятельности, но и в организации работы транспортных предприятий. Для этого ЭкоИнвест приобретает и развивает компании занимающиеся перевозкой леса.
Стратегической задачей является полное обеспечение потребностей производственных предприятий в перевозке продукции.
В планах – обновить и реконструировать приобретенные компании.
В-третьих, это переработка
и обслуживающие производства –
выведение в отдельные
В-четвертых, улучшить системы собственных сбытовых предприятий.
Основным фактором достижения успеха для любого предприятия является удовлетворение запросов потребителей. Для этого создаются сети представительств и компаний – агентов по сбыту. Стратегическим направлением является повышение обратной связи с потребителем, улучшение уровня обслуживания и сокращение времени, необходимого для распространения продукции.
Также важной составляющей динамического развития ОАО «ЭкоИнвест» является кадровая политика. Сохранение существующих кадров и постоянное обучение являются одним из самых важных. Общая численность персонала 14616 человек. Созданы программы по обучению, включающие в себя курсы по переподготовке и повышению квалификации рабочих, в том числе программы обучения работе с новой техникой, а так же по повышению профессиональных знаний специалистов управления. В 2012 году рабочие в количестве 1721 человек прошли обучение по повышению квалификации.
3.2 Оценка результатов проведенного исследования
После того как мы изучили сильные и слабые стороны компании, составили таблицы и матрицу SWOT, ответим на следующие вопросы о компании ОАО «ЭкоИнвест»:
- Имеет ли компания какие-нибудь сильные стороны или главные достоинства, на которых могла бы основываться стратегия?
- да, имеет. ОАО «ЭкоИнвест» является самым крупным производителем бумаги в России, также компания - экспортер бумажной продукции, выпускает высококачественную бумагу, у комплекса постоянный источник сырья, производство размещено на собственно площади, следовательно, себестоимость будет ниже, так как не выплачивается арендная плата.
- делают ли слабые
стороны компании уязвимой ее
в конкурентной борьбе и
- слабой стороной компании
является кредитная политика
предприятия, и она не влияет
на перспективы отрасли,
- какие возможности
отрасли может использовать
- стремление к полному
обеспечению потребностей
- каких угроз больше всего должно опасаться руководство, и к каким стратегическим изменениям оно должно прибегнуть, чтобы обеспечить надежную защиту?
Одной из угроз является появление более дешевых технологий – предприятие должно стремиться к заключению долгосрочных контрактов, как с деловыми партнерами, так и с клиентами и потребителями.
Компания может сохранять
3.3 Практические выводы. Плюсы и минусы выбранного пути развития ОАО «ЭкоИнвест»
Сегодня ОАО «ЭкоИнвест» является одним из крупнейших производителей бумаги в России.
Благодаря своевременной смене направленности производства руководство компании добилось увеличения прибыли с 217 млн.руб. в 2007 году до 463млн.руб. в 2012 году. Таким образом, рост прибыли за 5 лет (2007 – 2012 годы) составил 113,4%.
Исходя из вышеизложенных данных следует, что руководством была верно выбрана стратегия – стратегия переориентирования производства, она помогла вывести организацию из кризиса 2007 года и позволила значительно увеличить прибыль с 92 млн.руб. до 968,4млн.руб т.е. в 10раз.
После 2007 года руководство ОАО «ЭкоИнвест» не вносило никаких координальных изменений в деятельность организации. Со временем была накоплена клиентская база, были построены проверенные временем отношения и заключены договора с поставщиками и партнерами. Продукция, предоставляемая потребителю, отличается хорошим качеством и доступностью. Все это явилось предпосылкой к увеличению чистой прибыли ОАО «ЭкоИнвест» от года к году. Таким образом, ежегодный средний процент прироста за последние 5 лет (2008-2013годы) составляет 40%.
Информация о работе Методологические основы исследования систем управления