Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 11:05, лекция
Анализ – это метод исследования, который включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения, характеристики, параметры и т.д.). Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого. Например, анализ производительности труда рабочих производится по каждому цеху и по предприятию в целом.
1 Метод научного анализа и синтеза
2 Метод социально - философского анализа
3 Системный метод
4 Сравнительно – исторический метод
5 Структурно - функциональный метод
6 Статистический метод
Однако отмечается, что при описании должностей нередко используется только 9 из 195 элементов, что ограничивает возможности метода.
CMQ
Достаточно известен и распространен опросник Роберта Харви [10], являющийся неотъемлемой частью CMS (Common-Metric System). Он содержит 283 пункта, которые описывают 80 факторов. Кроме того, факторы группируются в 17 факторов более высокого уровня. И если 80 факторов дают детальную информацию о должности, то 17 факторов высшего уровня позволяют видеть «общую картину».
Система базируется на предположении, что любой труд может быть измерен только четырьмя главными категориями:
* межличностные отношения;
* принятие решений;
* физические и механические характеристики;
* контекст труда.
Первые три категории изменяются этой системой в соответствии с распространенным подходом «Люди -- Данные -- Предметы», которые используются в изучении труда и на основе которых построен «Словарь наименований работ» [3].
Категория «Межличностные отношения» соответствует фактору «Люди», поскольку описывает такие виды деятельности, как управление, распределение задач внутри организации («внутренние контакты») или публичные выступления, переговоры вне компании («внешние контакты»).
Вторая категория -- «Принятие решений» -- применяется, как правило, к управленческим должностям, которые подразумевают принятие решений в отношении финансовых, кадровых ресурсов, разработку долгосрочных стратегий. Эта категория предусматривает также оценку знаний, навыков, информации и всех пяти чувств человека.
1. Общие требования должности (background)-- требования должности, связанные с сезонными факторами, поездками и пр.
2. Контакты с людьми (contacts with people)-- уровень руководства, степень внутренних и внешних контактов и требования к переговорам.
3. Принятие решений (decision making)-- профессиональные знания и умения, требования к знанию языка и способностям восприятия, менеджерские и бизнес-решения.
4. Физическая и механическая деятельность (physical and mechanical activities)-- физическая активность, использование приборов, машин и инструментов.
5. Рабочая обстановка (work setting)-- особенности окружающей среды и другие рабочие характеристики.
Методика проста в восприятии, но на заполнение анкеты требуется не менее двух часов, и, как, отмечает Р. Дж. Харви, для работы с ней необходим «восьмой уровень чтения».
Как и предыдущий метод, CMQ позволяет реализовать задачи, связанные с подбором, обучением и оценкой работников.
Эти две методики называют «ориентированными на рабочего», они описывают работу в терминах так называемых «обобщенных поведенческих характеристик». При этом отмечается, что при оценке должностей более высокого уровня эти методы не столь точны.
FJA
Методика «Функциональный анализ работы» (Functional Job Analysis -- FJA) Сиднея Файна применялся службой подбора США для классификации работ и «пополнения» «Словаря наименований работ» (DOT).
Описания создаются в рамках парадигмы «Люди -- Данные -- Предметы» .
Основной тезис «
Основной дескриптор в FJA-- производственная деятельность. Средством стандартизации информации о производственной деятельности является банк целей, разработанных Файном и его коллегами.
Методика включает 5 компонентов:
1) идентификация целей;
2) идентификация и описание задач;
3) анализ задач по 7 шкалам,
включающим 3 области описания функций
работника (по одной для
4) разработка стандартов исполнения;
5) определение содержания обучения.
Методика позволяет получить данные для создания должностей, отбора персонала, обучения, оценки и многих других задач кадровой деятельности. Она отличается четкостью и строгостью и требует значительных затрат времени и усилий.
0*NET
Проект 0*NET (Информационная
сеть профессий министерства труда
США) стартовал в 1995 году и создавался
в качестве альтернативы «Словарю наименований
работ» (DOT). Цель проекта: «...разрабатывать
всеохватывающую и гибкую информационную
систему, способную удовлетворять
разнообразные потребности
Этот инструмент выходит за рамки привычного представления о методике анализа должностей, поскольку представляет собой общедоступную систему, которая пополняется новыми описаниями в сети Интернет.
Метод 0*NET позволяет идентифицировать и классифицировать занятия, собирать и поддерживать базу данных, легко создавать отчеты о характеристиках должностей. Основной особенностью системы является применение дескрипторов, использующих общий язык для описания любых рабочих мест. В результате в «Словаре наименований работ» было описано 12 000 должностей, распределенных по 900 профессиональным группам. Список постоянно пополняется, и изменения публикуются на соответствующих интернет-сайтах.
Присоединиться к системе может каждый, зарегистрировавшись и ответив на вопросы одного из нескольких стандартных опросников, которые находятся в свободном доступе:
* знания (knowledge);
* навыки (skuls);
* способности (abilities);
* производственная деятельность (generalized work activities);
* стиль работы (work style);
* содержание работы (work context);
* образование и тренинги (education and training);
* окружение (контекст) работы (background).
Эти опросники, заполненные должностными лицами или экспертами, -- первый шаг в сборе данных. Они могут быть модифицированы пользователем под конкретные цели организации, но разработчики предупреждают, что, добавляя вопросы и модифицируя шкалы оценки, можно исказить результаты работы инструмента, поскольку каждый из них адаптирован под конкретные области.
Модель 0*NET охватывает 6 областей (рис. 2):
* характеристики работника (worker characteristics);
* требования к работнику (worker requirements);
* требования к опыту (experience requirements);
* специфические требования должности (occupation-specific information);
* характеристики рынка труда (labor market characteristics);
* профессиональные
Характеристики, ориентированные на работника.
1. Характеристики работника
(устойчивые, влияющие как на
* когнитивные и психомоторные
особенности, влияющие на
* профессиональные интересы;
* значимость труда (
* стиль работы (характеристики личности, влияющие на качество выполнения работы).
2. Требования к работнику
(описание рабочих качеств,
* базовые навыки (способность
быстро усваивать новые знания)
* сквозные навыки (способность осуществлять деятельность, которая выходит за рамки основной профессии);
* знания;
* образование.
3. Требования к опыту
(связанные с определенными
* опыт и обучение, необходимые
для работы на данной
* начальные требования
к базовым навыкам («входные»
требования к возможности
* начальные требования
к сквозным навыкам («входные»
требования к возможности
* лицензирование (необходимые лицензии, сертификаты, дипломы, подтверждающие квалификацию и навыки).
4. Специфические требования
должности (связанные с
* специфические задачи должности;
* инструменты и технологии (средства, устройства, компьютерные программы и технологии, которые необходимо будет использовать оптимальным образом).
5. Характеристики рынка
труда (особенности, которые
и описывают главные характеристики профессии,
влияющие на
должностные требования):
* информация о рынке
труда (информация, связанная с
экономическим состоянием и
* перспектива рынка труда
(прогноз экономического
6. Профессиональные
элементов, описывающих различные требования
должности):
* основная профессиональная
деятельность (основные типы
* детализация профессиональной
деятельности (конкретные типы
* организационный контекст
(характеристики организации,
* производственный контекст
(физические и социальные
Каждая область описывается набором 3-5 десятков «дескрипторов», которые характеризуют задачи и требования к сотруднику. Дескрипторы иерархичны и понятны для всех пользователей независимо от образования и опыта.
Кроме того, каждый из дескрипторов оценивается по двум параметрам: значимости (5 градаций) и уровню (7 градаций).
Стадии анализа рабочего места. Проектирование рабочего места. Методы анализа рабочего места
Анализ рабочего места состоит из нескольких стадий, показанных на схеме 3-1. Предполагается, что анализ рабочего места проводится на уже действующем предприятии (организации).
Схема 3-1. Стадии анализа рабочего места (процесcа)
Шаг 1 |
|||
Структура организации. Место каждого рабочего процесса в нем |
|||
Шаг 2 |
|||
Цели и задачи рабочего места (РМ). Как будет использована информация о РМ |
|||
Шаг 3 |
|||
Отбор типичных РМ для анализа |
|||
Шаг 4 |
Шаг 7 |
||
Выбор метода анализа РМ и его использование. Сбор необходимых данных |
Использование информации 1_6 шагов для проектирования рабочего места |
||
Шаг 5 |
|||
Описание РМ |
Шаг 8 |
||
Шаг 6 |
Оценка и внедрение
проекта модифицированного |
||
Спецификация РМ |
|||
Первая, очень важная стадия
анализа, дает общую картину организации
в целом. Здесь рассматривается
место каждого рабочего процесса
в данной организации. В завершение
1 стадии составляются итоговые таблицы
по структуре организации и
На 4 стадии с помощью определенных методов собираются необходимые характеристики рабочего места, выявляются целесообразные режимы работы и качества, необходимые соответствующему исполнителю. Информация, полученная на этой стадии, используется затем на 5 стадии при описании рабочего места. На 6 стадии вырабатывается спецификация рабочего места (процесса).
Данные, собранные на стадиях
1-6, используются затем на 7 стадии для
проектирования рабочего процесса. Под
проектированием рабочего процесса
подразумевается выбор
При проведении анализа работы должны быть получены такие ее характеристики, которые в полном объеме и всесторонне позволят составить описание работы. Поэтому анализ начинается с составления полного перечня работ. Затем каждый вид работы расчленяется на отдельные процедуры и операции. Изучаются приемы и методы их выполнения, используемое оборудование,, аппараты, инструменты; выявляются условия труда; рабочие взаимоотношения; устанавливается уровень профессиональной подготовки, знаний и умений, необходимых для выполнения данной работы на требуемом уровне.
Проектирование рабочих
мест выполняется с учетом содержания
типовых проектов для данной специальности.
Каждый типовой проект составлен
на основе специальных научных