Методы анализа рабочих мест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 11:05, лекция

Описание работы

Анализ – это метод исследования, который включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения, характеристики, параметры и т.д.). Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого. Например, анализ производительности труда рабочих производится по каждому цеху и по предприятию в целом.

Содержание работы

1 Метод научного анализа и синтеза
2 Метод социально - философского анализа
3 Системный метод
4 Сравнительно – исторический метод
5 Структурно - функциональный метод
6 Статистический метод

Файлы: 1 файл

МЕТОДЫ АНАЛИЗА РАБОЧИХ МЕСТ.docx

— 72.41 Кб (Скачать файл)

Компоненты профессиограммы: нормативы объекта труда - это перечень объективных характеристик и требований профессии (особенности трудового процесса и трудовой деятельности). Нормативы субъекта труда - это "психологический портрет", представленный группой психологических характеристик, необходимых для успешной деятельности. Нормативы результативности деятельности - это чётко определённые ориентиры результативности деятельности для осуществления текущего контроля за эффективностью труда сотрудника

Методы профессиографирования

Традиционно в психологии труда выделяют следующие основные методы профессиографирования (см. Иванова, 1992. С. 37-49):

Организационные методы, целью  которых является планирование, построение самого исследования трудовой деятельности. Среди организационных методов  выделяются:

· сравнительный метод (исследуются  проблемы формирования профессионала  при выполнении конкретных видов  труда в разных возрастных группах - для "сравнения");

· лонгитюдный метод ("срезовый", часто многолетнее исследование, которое проводится с целью выявления динамики развития субъекта труда; используется при прогнозировании эффективности труда данных людей, в решении кадровых вопросов и др.);

· комплексный подход, объединяющий различные междисциплинарные исследования.

Методы сбора эмпирических данных, среди которых выделяют:

· изучение документации по данной профессии;

· наблюдение за работой  специалистов;

· опрос специалистов (экспертный метод);

· изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;

· трудовой метод (метод "включенного  эксперимента", который называют иногда "методом Петра I"), предполагающий работу исследователя по данной профессии  с целью лучшего ее познания и  даже "прочувствования" изнутри;

· метод искусственной деавтоматизации. Суть метода - исследовать не столько сформированные - автоматизированные - навыки работника, сколько саму трудовую деятельность, которую осваивает обучающийся рабочий. Этот метод может быть положен в основу более тонкого профотбора. И.Н. Шпильрейн еще в 1929 г. писал: "Психотехнически правильны тесты по профотбору, которые в наименьшей, практически приближающейся к нулю, степени дают испытуемому возможность использовать при испытаниях прежде приобретенные профессионально важные знания и навыки как элементы общей автоматизации профессиональной деятельности… Эта деятельность у профессионала автоматизирована и потому недоступна изучению" (см. Шпильрейн, 1983. С. 140);

· биографический метод, позволяющий  исследовать профессиональный путь данного профессионала (профессионалов) на основании опроса и изучения документации;

· метод эксперимента, где  сам эксперимент понимается как  исследование влияния на трудовой процесс (влияния естественных факторов или  влияния, специально организованного);

· метод моделирования  трудового процесса, позволяющий  выделить и анализировать наиболее существенные характеристики данного  труда.

Методы обработки эмпирических данных

· качественные методы анализа: экспертная оценка; сравнительный анализ эмпирических данных; анализ ошибок; различные  процедуры описания наблюдаемых  трудовых процессов или своих  впечатлений от выполняемой работы;

· количественные методы анализа: статистический анализ; графический  анализ (часто позволяет выстроить  визуальный образ изменений).

Интерпретационные методы, позволяющие осмыслить полученные результаты и выявить определенные закономерности трудового процесса. Среди этих методов условно выделяют:

· структурно-системный анализ, который предполагает психологический  анализ операционно-технологической  структуры труда, в результате которого можно строить гипотетические модели конкретной трудовой деятельности;

· функционально-структурный  анализ, предполагающий психологический  анализ функциональной структуры трудовой деятельности (на основе предшествующего  структурно-системного анализа выявляются мотивационные, когнитивные, операторные  и эмоционально-волевые процессы, актуализируемые у человека в  процессе формирования и исполнения трудовой деятельности на макро- и микроструктурном уровнях, т.е. выявляются психологические  функции, обеспечивающие данный трудовой процесс).

Более подробное описание некоторых методов профессиографирования:

Анализ документации. Ознакомление с книгами по технологии изучаемого производства, статьями в периодических  изданиях, с руководствами, должностными инструкциями, наставлениями и другими  письменными документами дает возможность  выявить наиболее общие особенности  деятельности: основные профессиональные задачи, важнейшие операции, характеристики режимов труда. Из этих же документов можно получить необходимые сведения о конструкции рабочего места. Знакомство с этими особенностями деятельности, а также с профессиональной терминологией является необходимым условием разработки плана наблюдения и плана беседы со специалистами. Изучение текущей документации (журналов дежурств, медицинской документации, всевозможных актов и т. д.) наряду с другими источниками дает материал для статистического анализа сложных ситуаций, производственного брака, аварий, случаев травматизма, отсева работающих. Анализ анкет, служебных характеристик, отчетов - один из приемов личностного подхода при изучении деятельности. Он используется, например, для определения лучших и отстающих работников при сравнительном анализе специалистов.

 

Метод опроса. В зависимости  от цели исследования, от круга лиц, которых необходимо опросить, от временных  ограничений и технических возможностей опрос может проходить в форме  устной беседы или проводиться в  форме анкетирования. Преимущество беседы перед анкетированием состоит  в том, что во время беседы можно  выяснить непонятные технические вопросы, она позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно правильно. При этом обращаются не только к высококвалифицированным специалистам, но и к менее квалифицированным  для того, чтобы изучить трудности, с которыми встречаются люди, приступающие к работе или испытывающие в ней  трудности. Сложность опроса заключается  в том, что даже люди, успешно работающие на производстве много лет, не всегда могут дать отчет в характере  своих действий. Некоторые существенные для работы подробности кажутся  специалисту настолько очевидными, что он может о них даже не упомянуть. Поэтому следует проделать большую  подготовительную работу, чтобы в  процессе беседы действительно выявить  все, что необходимо.

Анкетирование. Это письменные ответы на поставленные вопросы. Бывает двух типов. Можно проводить анкетирование  по типу «свободного ответа» (ответ  пишется в произвольной форме) и  по типу «выбранного ответа» (нужно  подчеркнуть один из заранее обусловленных  ответов). Анкеты первого типа «не  сковывают» инициативы опрашиваемого, но требуют большего времени для  заполнения и не гарантируют точного  ответа. Анкеты второго типа удобнее  обрабатывать, они быстрее заполняются, но ограничивают возможности ответов.

Основным условием получения  достоверных сведений в ходе сбора  информации является уверенность опрашиваемого  в том, что сообщаемые им сведения не будут использованы во вред ему  и его коллегам, что целью анализа  не являются неблагоприятные для  работников изменения, например, повышение  норм или темпов работы.

Метод опроса является вспомогательным  в профессиографии, он может быть использован на предварительном этапе ознакомления с профессией или для изучения тех сторон профессиональной деятельности, которые плохо поддаются наблюдению и экспериментальной проверке.

Метод наблюдения. Наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов дает более точное описание действий, приемов, движений работающих в соответствии с производственными  задачами и результатами труда. При  исследовании профессии наблюдается  также оперирование орудиями, материалами, общение в процессе работы. Психологический  анализ профессиональной деятельности проводится в тесной связи с изучением  ее производственно-технической структуры: наблюдение позволяет не только выявить психологические требования, выдвигаемые профессией, но и установить, какие особенности профессиональной деятельности обусловливают те или иные требования к работающему человеку.

Важным принципом наблюдения является сравнительный подход при  изучении профессии. В зависимости  от целей профессиограммы сравнительному наблюдению и анализу подвергаются рабочие с высокой и низкой производительностью труда, с большим производственным опытом и новички, выпускающие высококачественную продукцию и допускающие брак. Сравниваются динамика дневной и месячной выработки, качество продукции, особенности и последовательность приемов у разных работников при выполнении одних и тех же операций. Это дает возможность лучше уяснить особенности и причины успеха и затруднений при овладении профессией, а также более четко выявить психологическую структуру профессиональной деятельности в целом.

Наблюдение обычно сопровождается хронометражем, т. е. измерением времени в течение которого проходят трудовые процессы. Проведение хронометража позволяет определить длительность отдельных трудовых процессов, их количество за определенные отрезки времени, интенсивность рабочего процесса, продолжительность пауз между отдельными операциями. Кроме того, иногда делают «фотографию рабочего дня» - наблюдают и записывают в порядке фактической последовательности затраченное на работу время, перерывы и потерю времени в течение всей рабочей смены.

Самонаблюдение и самоотчет. Самонаблюдение в профессиографии выступает в двух формах: в виде самоотчета специалиста и в виде самонаблюдения психолога, выступающего и в качестве исследователя, и в качестве рабочего одновременно.

В первом случае специалист получает инструкцию думать вслух в  процессе работы, т. е. «проговаривать»  каждую операцию, все наблюдения за приборами, каждое восприятие сигнала.

Иногда с этой целью  специалиста просят рассматривать  наблюдателя как ученика и  объяснять ему необходимые действия. Сначала самоотчет охватывает узкий  круг объектов, потом этот круг расширяется. Как показывает практика, после определенных трудностей, связанных с привыканием  к новым условиям, специалисты  уже в состоянии сообщать о  своих размышлениях и действиях  без нарушения структуры деятельности. В некоторых случаях словесная  объективация деятельности помогает специалистам осознать те моменты, на которые они  прежде не обращали внимания, и оказывает  положительное влияние на деятельность.

Во втором варианте использования  самонаблюдения в профессиографии сам психолог становится учеником и систематически изучает профессию, приобретая постепенно трудовые навыки, все больше и больше в них совершенствуясь. Это позволяет выявить специфические трудности и особенности овладения профессиональной деятельностью. Такой прием получил название трудового метода. Трудовой метод применим лишь к тем профессиям, которые являются сравнительно несложными и обучение которым не требует большого количества времени. При изучении других профессий этот прием может выступать в форме трудовых проб, когда исследователь овладевает отдельными, наиболее важными или доступными звеньями профессиональной деятельности.

Несмотря на ряд недостатков  трудового метода (записи впечатлений  и фактов трудового процесса делаются после окончания рабочего дня, когда  исследователь, он же испытуемый, уже  утомлен, что отрицательно влияет на качество записи; если же записи ведутся в ходе работы, то это нарушает трудовой процесс и делает его неравнозначным обычному и т. д.) полученный с его помощью аналитический материал может рассматриваться как вполне достоверный в силу того, что психолог не предполагает о существовании тех или иных психических актов у работающего, а точно знает о них, поскольку пережил их на собственном опыте.

Экспериментальный метод. Эксперимент  в профессиографии служит для проверки уже составленной психограммы. С этой целью выделяют несколько групп специалистов с различной профессиональной подготовкой. У членов каждой группы с помощью специальных приборов, методик, анкет проверяются свойства, признанные в ориентировочной психограмме профессионально важными. Результаты экспериментального исследования сопоставляются с профессиональной успешностью. Если, например, оказывается, что большинство лучших работников при испытании какого-либо свойства дают высокие результаты, а отстающие работники - относительно низкие, то это доказывает значение исследованного свойства для данной профессии. Лишь при наличии достаточно большого количества совпадений между экспериментальными оценками и практикой можно признать данные профессиографического анализа правильными и обоснованными. Производственный эксперимент проводится в естественных для изучаемого работника условиях труда, на привычном для него рабочем месте (в цехе, в самолете, в кабине электровоза и т. п.).

Особенностями производственного  эксперимента является неизбежное наличие  неконтролируемых факторов, (т. е. факторов, действие которых не установлено  или не может быть количественно  измерено) и необходимость получения  максимальной информации в предельно  короткий срок, без воздействия на производственный процесс.

Заключение

При организации эффективной  профессиональной деятельности служащих важная роль принадлежит мероприятиям, направленным на совершенствование  организации их труда и рабочих  мест. Недооценка роли организации труда и рабочего места служащих вообще и руководителей в частности привела к тому, что в управленческой деятельности производительность труда за последние 50 лет возросла только в два раза, в то время как на производстве - в 30 раз.

Главной задачей организации  труда и рабочих мест является экономия физической и умственной энергии  руководителя и служащих с целью  повышения производительности труда. Однако такие особенности работы, как постоянная необходимость получения  достоверной информации о ходе производства, ее качественной и быстрой обработки  в целях своевременного принятия обоснованных организационно-управленческих решений, выдвигают дополнительные требования к организации рабочих  мест руководителей, особенно в области  оснащения их современными средствами информационно-вычислительной и организационной  техники, связи и сигнализации.

Информация о работе Методы анализа рабочих мест