Методы анализа внутренней среды и их использование при разработке управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование методов анализа внутренней среды организации ОАО «Газпром» как и разработка рекомендаций по совершенствованию существующей структуры управления.
Задачи работы:
раскрыть сущность основных методов анализа внутренней среды;
выявить ресурсы организации и проанализировать эффективность их использования;

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 217.77 Кб (Скачать файл)

Финансы (могут оцениваться  издержки производства, доступность  капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость предприятия, прибыльность бизнеса и т.п.)

Инновации (здесь может  оцениваться частота внедрения  новых продуктов и услуг на предприятии, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки  окупаемости средств, вложенных  в разработку новинок и т.п.)

Маркетинг (здесь можно  оценивать качество товаров/услуг (как  это качество оценивают потребители), известность марки, полноту ассортимента, уровень цен, эффективность рекламы, репутацию предприятия, эффективность  применяемой модели сбыта, ассортимент  предлагаемых дополнительных услуг, квалификацию обслуживающего персонала).

Заполняется таблица.

 Таблица 1 -Пример определение сильных и слабых сторон вашего предприятия

Параметры оценки

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Организация

Высокий уровень квалификации руководящих  сотрудников предприятия

Низкая заинтересованность рядовых  сотрудников в развитии предприятия

2. Производство

Высокое качество выпускаемых товаров

Проверенный и надежный поставщик  комплектующих

Высокая степень износа оборудования — до 80% по отдельным группам 

Себестоимость продукции на 10% выше, чем у основных конкурентов 


 

Из всего списка сильных  и слабых сторон предприятия необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные  и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.

Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз

Второй шаг SWOT-анализа  — это оценка рынка. Этот этап позволяет  оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична  методике определения сильных и  слабых сторон  предприятия:

За основу можно взять  следующий список параметров:

Факторы спроса (здесь целесообразно  принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию вашего предприятия и т.п.)

Факторы конкуренции (следует  учитывать количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и  выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками  рынка и т.п.)

Факторы сбыта (необходимо уделить  внимание количеству посредников, наличию  сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и  т.п.)

Экономические факторы (учитывается  курс рубля (доллара, евро), уровень  инфляции, изменение уровня доходов  населения, налоговая политика государства  и т.п.)

Политические и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень  законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.)

Научно-технические факторы (обычно принимается во внимание уровень  развития науки, степень внедрения  инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, уровень  государственной поддержки развития науки и т.п.)

Социально-демографические  факторы (следует учесть численность  и половозрастную структуру населения  региона, в котором работает предприятие, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения  и т.п.)

Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система  ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения  людей и т.п.)

Природные и экологические  факторы (принимается в расчет климатическая  зона, в которой работает предприятие, состояние окружающей среды, отношение  общественности к защите окружающей среды и т.п.)

И, наконец, международные  факторы (среди них учитывается  уровень стабильности в мире, наличие  локальных конфликтов и т.п.)

Далее, опять же, заполняется  таблица (см. Таблица 2).

 

Таблица 2- Пример определения рыночных возможностей и угроз

Параметры оценки

Возможности

Угрозы

1. Конкуренция

Повысились барьеры входа на рынок: с этого года необходимо получать лицензию на занятие данным видом  деятельности

В этом году ожидается выход на рынок крупной иностранной компании-конкурента

2. Сбыт

На рынке появилась новая  розничная сеть, которая в данный момент выбирает поставщиков

С этого года наш крупнейший оптовый  покупатель определяет поставщиков  по результатам тендера

3.   и т.д. …

   

 

Необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз  наиболее важные, и занести их в  соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа 

В заполненной матрице SWOT-анализа  виден полный перечень основных сильных  и слабых сторон предприятия, а также  открывающиеся перед предприятием перспективы и грозящие ему опасности.

          Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка

Сопоставление сильных и  слабых сторон с рыночными возможностями  и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего  развития бизнеса:

  • Как возможно  воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?
  • Какие слабые стороны предприятия могут помешать?
  • За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
  • Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?

Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка применяется  немного видоизмененная матрица SWOT-анализа ( см. Таблица 3 и приложение №2)

Таблица 3- Матрица SWOT-анализа

 

Возможности

1. Появление новой розничной  сети 
2. и т.д.

УГРОЗЫ

1.Появление крупного конкурента 
2. и т.д.

Сильные стороны

1.Высокое качество продукции 
2

3. и т.д.

1.Как воспользоваться возможностями 
Попытаться войти в число поставщиков новой сети, сделав акцент на качестве нашей продукции

2.За счет чего можно снизить  угрозы 
Удержать наших покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве нашей продукции

Слабые стороны

1.Высокая себестоимость продукции 
2. 
3. и т.д.

3.Что может помешать воспользоваться  возможностями 
Новая сеть может отказаться от закупок нашей продукции, так как наши оптовые цены выше, чем у конкурентов

4.Самые большие опасности для  фирмы 
Появившийся конкурент может предложить рынку продукцию, аналогичную нашей, по более низким ценам


 

Заполнив такую матрицу  можно увидеть результат:

  • определены основные направления развития предприятия
  • сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса .

Итоговые показатели SWOT-анализа  используются в стратегическом и  тактическом планировании деятельности предприятия.

 

 

1.2.2 SNW – анализ

 

SNW – анализ – это  усовершенствованный SWOT-анализ.

Strength (сильная сторона),

Neutral (нейтральная сторона),

Weakness (слабая сторона).

В отличие от анализа слабых и сильных сторон по матрице SWOT-анализ, SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в  конкурентной борьбе может оказаться  достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме  одной ключевым позициям находится  в состоянии N, и только по одному в состоянии S» .

Для составления SNW – анализа  также заполняется табличная  форма, которой предшествуют все  этапы подготовки, перечисленные  выше в методике SWOT-анализа. Ниже приведена  примерная форма анализа в Таблице 4 и в приложении №3.

 

 Таблица.4 -Матрица SNW – анализа 

Наименование 

стратегической позиции

Качественная 

оценка позиции

 

Сильная

(S)

Нейтральная

(N)

Слабая 

(W)

Стратегия организации

     

Бизнес-стратегии 

     

Оргструктура

     

Финансы

     

Продукт как конкурентоспособность

     

Структура затрат

     

Дистрибуция как система реализации продукции 

     

Информационная технология

     

Инновации как способ к реализации на рынке продуктов

     

Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации)

     

 

1.2.3 PEST – анализ

 

Часто для анализа макросреды  используется методика STEP-анализа. Термин «STEP» означает анализ макросреды, основывающийся на изучении социальных, технологических, экономических и политических факторов.

Существует два основных варианта STEP-  и   PEST – анализа. Вариант STEP-анализа используется для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой, приоритеты – учет социальных и технологических факторов. Для анализа макросреды в тех странах, где экономика слабо развита и находится в переходном периоде, применяют форму PEST – анализа, где на первом месте факторы политики и экономики. При выборе первого или второго варианта критерием выступает приоритетность учета тех или иных групп факторов макросреды с точки зрения силы возможного воздействия и стабильности факторов для мониторинга.

Таким образом, PEST – анализ – это инструмент, предназначенный  для выявления:

  • политических (Policy),
  • экономических (Economy),
  • социальных (Society),
  • технологических (Technology)

аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию  компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая  в свою очередь определяет среду  компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина  изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские  предпочтения определяются с помощью  социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая  компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Данный вид анализа  может проводиться с использованием различных форматов, часто это два варианта: простая четырехпольная матрица, внешний вид которой приводится ниже в Таблице 5 и табличная форма STEP-анализа (Таблица 6) и в приложении №4. Каждый из этих вариантов имеет преимущества и недостатки. Выбор способы проведения анализа зависит от целей анализа, степени готовности экспертов и целого ряда других факторов

Таблица 5- Четырехпольная матрица PEST – анализа

Политические факторы

Экономические факторы

1

1

2

2

Социальные факторы

Технологические факторы

1

1

2

2


 

Таблица 6- Табличная форма для проведения STEP-анализа

Группы факторов

События/факторы

Опасность/ возможность

Вероятность события или проявления фактора

Важность фактора или события

Влияние на компанию

Программа действий

Политические

1

2

         

Экономические

1

2

         

Социальные

1

2

         

Технологические

1

2

         

Информация о работе Методы анализа внутренней среды и их использование при разработке управленческого решения