Методы анализа внутренней среды и их использование при разработке управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование методов анализа внутренней среды организации ОАО «Газпром» как и разработка рекомендаций по совершенствованию существующей структуры управления.
Задачи работы:
раскрыть сущность основных методов анализа внутренней среды;
выявить ресурсы организации и проанализировать эффективность их использования;

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 217.77 Кб (Скачать файл)

 

Методика 

STEP-анализа, как и все прочие перечисленные здесь методики анализа макросреды, дает наибольший результат, если анализ проводится регулярно с использованием одинакового формата. В этом случае фиксируют показатели динамики факторов и их влияние на предприятие. В итоге можно получить так называемую модель реакции конкретного предприятия на совокупность факторов макросреды. Это не что иное, как своего рода модель опыта, которая может позволить повысить качество принятия всех видов рыночных решений предприятия.

 

           1.2.4 Профиль среды

 

Для анализа среды может  быть применен метод составления  ее профиля. Данный метод удобно применять  для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного  окружения и внутренней среды. С  помощью метода составления профиля  среды удается оценить относительную  значимость для организации отдельных  факторов среды.

Метод составления профиля  среды состоит в следующем:

  1. в таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды.
  2. каждому из факторов присваивается своя значисочть/оценка методом экспертных оценок или Дельфи - методом:
  • важности для отрасли по шкале:

3 — большая, 2 — умеренная, 1 — слабая;

  • влияния на организацию по шкале:

3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — отсутствие влияния;

  • направленности влияния по шкале:

+1 — позитивная, -1 — негативная.

Таблица 7- Профиль среды фирмы

Факторы среды

Важность для отрасли,

А

Влияние на организацию,

В

Направленность влияния,

С

Степень важности, D=A-B-C

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 


 

 

2.Применение методов  анализа внутренней среды и  их использование при разработке  управленческого решения в практике  деятельности ОАО «Газпром»

 

2.1.Краткая организационно - экономическая характеристика предприятия

 

Открытое акционерное  общество «Газпром» – один из важнейших  участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение  глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития.

В мировом рейтинге нефтегазовых компаний «Газпром» занимает первое место по добыче природного газа. По объемам добычи и переработки  нефти «Газпром» входит в число  пяти крупнейших российских нефтяных компаний и в число двадцати мировых  лидеров нефтяного бизнеса.

Роль Группы на мировых  энергетических рынках не ограничивается ее экспортным потенциалом и репутацией надежного и стабильного поставщика энергоресурсов. Специфика «Газпрома» заключается в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком  энергоресурсов, располагая мощной ресурсной  базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому  положению России у «Газпрома» есть возможность стать энергетическим мостом между рынками Европы и  Азии, осуществляя поставки собственного газа и оказывая услуги по транзиту газа других производителей.

Группа «Газпром» имеет  достаточно сложную и широкую  организационную структуру. Общее  число этих компаний с различным  долевым участием ОАО «Газпром» превышает 150 единиц.

Группа располагает одной  из крупнейших в мире систем газопроводов и обеспечивает основную часть добычи природного газа и его транспортировку по трубопроводам высокого давления в Российской Федерации. Также она является крупнейшим экспортером природного газа в европейские страны, осуществляет добычу нефти и производство нефтепродуктов.

Группа осуществляет следующие  основные виды хозяйственной деятельности: разведка и добыча газа, транспортировка  газа, продажа газа, добыча нефти  и газового конденсата, переработка  нефти, газового конденсата и прочих углеводородов и продажа продуктов  переработки.

Прочие виды финансово-хозяйственной  деятельности включают в себя, в  основном, строительство, производство электрической и тепловой энергии  и управление активами. Данная организация  принадлежит к нефтегазовой отрасли.

Современное состояние объекта  и системы управления можно охарактеризовать как прочное и стабильное. Газпром  с уверенностью смотрит в будущее. С каждым годом «Газпром» совершенствует структуру управления. Реформа направлена на повышение эффективности работы Газпрома как вертикально-интегрированной  компании. Начато создание дочерних обществ  по видам деятельности, таким как  подземное хранение газа, подземный  ремонт, переработка углеводородов, добыча нефти.

Наряду с прочной позицией организации существуют проблемы, которые  имеют как стратегический, так  и финансовый характер:

– возрастающая взаимозависимость рынков, которая в эпоху глобализации приводит к синхронизации экономик стран и к возможности быстрого переноса спадов либо кризисов из одной страны в другую.

– проблема международного регулирования отрасли. Регулирование энергетической отрасли осуществляется по различным направлениям. Наиболее важными сферами являются либерализация, таможенное и налоговое законодательство, природоохранное законодательство и энергетическая безопасность.

ОАО «Газпром» – крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности – геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций Газпрома – 50,002%.

Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и  сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с  высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

Можно выделить следующие  основные цели «Газпрома»:

1. Наращивание объемов  добычи газа.

Приоритетным направлением деятельности Газпрома является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

2. Своевременная поставка  газа российским и зарубежным  потребителям.

Газпрому принадлежит  крупнейшая в мире система транспортировки  газа – Единая система газоснабжения  России. Ее протяженность составляет 156,9 млн. км. Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках.

3. Диверсификация рынков  и продуктов.

Газпром реализует поэтапную  стратегию наращивания своего присутствия  на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Это позволяет расширять  географию деятельности компании. Развитие нефтяного бизнеса – одна из стратегических целей Газпрома на пути становления  глобальной энергетической компании. Одним из профильных направлений  диверсификации продукции для Газпрома является электроэнергетика, соединение которой с газовым бизнесом является общемировой тенденцией и позволяет  обеспечить значительный синергетический  эффект.

4. Социальная значимость  ОАО «Газпром»

Важнейшие принципы в деятельности Группы Газпром – относиться внимательно  к интересам общества, всецело  содействовать социально-экономическому развитию российских регионов, созданию в них благоприятного делового климата, поддержанию достойных условий  труда, социального и духовного  благополучия людей.

В этой связи Компания стремится  обеспечить устойчивое развитие своего бизнеса, уделяя повышенное внимание не только экономической, но и социальной составляющей. Газпром неуклонно  следует принципам социальной ответственности, которыми являются: газификация регионов страны, создание новых рабочих мест, реализация социальных программ для  персонала, спонсорство и благотворительность, проведение экологических и образовательных  акций, уплата налогов и др.

Особое внимание по-прежнему уделяется поддержке детей-инвалидов, сирот и воспитанников детских  домов. Ежегодно Компания выделяет средства на строительство жилых домов, детских  садов, поликлиник и др.

В своей спонсорской и  благотворительной деятельности Компания ориентирована на поддержку таких  сфер общественной жизни как культура, спорт, образование, наука, участвует  в крупных проектах, направленных на возрождение национальных, сохранение художественных и исторических ценностей, приумножение лучших традиций отечественной  сцены и театрального искусства.

2.2 Анализ и оценка  внешней среды ОАО «Газпром»

 

В данном разделе составим матрицу STEP-анализа внешней среды организации ОАО «Газпром» – таблица 8 и в приложении №5.

 

 

 

Таблица 8 - Матрица STEP-анализа внешней среды организации

Факторы внешней среды (глобальные проблемы)

Краткая характеристика вариантов  развития экономики

Пессимис-

тичный

Реалис-

тичный

Оптимис-

тичный

1. Социальные:

- рост реальных доходов населения;

- изменения законодательства, затрагивающие  социальные факторы;

- улучшение демографической ситуации  в регионе;

- изменение потребностей и вкуса  покупателей (потребительских предпочтений).

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

+

 

+

 

+

2. Технологические:

- появление научно-технических  достижений;

- сырьевая ситуация и ресурсный  потенциал региона;

- развитие конкурентных технологий;

- потенциал инноваций.

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

+

 

+

+

3. Экономические:

- улучшение экономической ситуации  в регионе;

- появление новых конкурентов;

- рост активности конкурентов;

-снижение покупательской способности;

- обменные курсы валют;

- сезонность.

 

 

+

+

+

+

+

 

 

 

 

+

+

+

 

+

4. Политические:

- ужесточение государственной  политики в области сертификации;

- ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес субъектов и штрафные санкции.

 

+

 

+

 

+

 

 

Таким образом, при оптимистичном  развитии экономики России среди  социальных факторов внешней среды  следует отметить: рост реальных доходов  населения, изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы, улучшение демографической ситуации в регионе; среди технологических  факторов: появление научно-технических  достижений; улучшение сырьевой ситуации и ресурсного потенциала региона; рост потенциала инноваций; среди экономических - улучшение экономической ситуации в регионе.

Реалистичный прогноз предполагает изменения законодательства, затрагивающие  социальные факторы, развитие конкурентных технологий, снижение покупательской способности населения, рост обменного  курса валют, сезонность продаж, ужесточение  государственной политики в области  сертификации. Далее построим матрицу GE, на которой отразим сильные стороны / конкурентоспособность организации, размер отрасли и долю организации ОАО «Газпром» на рынке – рисунок 2 и в приложении №6.

 


                                                                                             Высокая     Средняя        Низкая


 

А1

А2

В3

А3

В2

С1

В1

С2

С3





10

            Высокая

                                                                      7

             Средняя

                                                                     4

                                                        Низкая

                                                   1 
                                                                   


 

 

 
 




                                                                           10                     7                          4                       1

- Высокий приоритет, с точки  зрения инвестирования

- Средний приоритет, с точки  зрения инвестирования

- Низкий приоритет, с точки  зрения инвестирования

Информация о работе Методы анализа внутренней среды и их использование при разработке управленческого решения