Методы оценки эффективности деятельности социальных служб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление и обоснование методов оценки эффективности деятельности социальных служб. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие теоретические и эмпирические задачи:
рассмотреть теоретические подходы к определению «эффективность деятельности социальных служб» ;
изучить содержание оценки эффективности деятельности социальных служб,
изучить методы оценки эффективности деятельности социальных служб;
провести опытно-экспериментальную работу по созданию методики оценки эффективности деятельности социальных служб.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы определения эффективности социальной работы……………………………………………………………………………
1.1 Современные подходы к определению эффективности деятельности социальных служб………………………………………………………………
1.2 Содержание оценки эффективности деятельности социальных служб...
Глава 2. Методология оценки эффективности деятельности социальных служб…………………………………………………………………………….
2.1 Методы оценки эффективности деятельности социальных служб……...
2.2 Опытно-экспериментальная работа по созданию методики эффективности деятельности…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...
Библиографический список……………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение 

высшего профессионального образования

«Костромской  государственный университет имени  Н. А. Некрасова»

Институт педагогики и психологии

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

Методы оценки эффективности  деятельности социальных служб

 

 

 

 

Курсовую работу выполнила:

студентка 4 курса 4 группы

специальности

«Социальная работа»

Морозова  Анастасия

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Смирнова Екатерина Евгеньевна

 

 

 

Кострома

2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические  основы определения эффективности  социальной работы……………………………………………………………………………

 

6

1.1 Современные  подходы к определению эффективности  деятельности социальных служб………………………………………………………………

 

6

1.2 Содержание  оценки эффективности деятельности  социальных служб...

14

Глава 2. Методология  оценки эффективности деятельности социальных служб…………………………………………………………………………….

 

23

2.1 Методы оценки  эффективности деятельности социальных служб……...

23

2.2 Опытно-экспериментальная  работа по созданию методики  эффективности деятельности…………………………………………………..

 

31

Заключение……………………………………………………………………...

38

Библиографический список……………………………………………………

40

Приложения……………………………………………………………………..

44


 

 

Введение

Глубокие социально-экономические  изменения в современном российском обществе потребовали создания эффективных  и управляемых адаптационных  механизмов, способствующих активизации  и мобилизации потенциальных возможностей людей, мобилизовать их собственные возможности, реализуя тем самым идею построения демократического гражданского общества и обеспечивая социальную стабильность общества. Для решения этой сложной задачи и была создана сеть социальных служб. Новые организационные формы социальной защиты и социального обслуживания призваны оказывать поддержку человеку, попавшему в кризисную ситуацию, то есть способствовать его развитию, и являются социально обусловленным явлением современного российского социально-экономического пространства, заняв прочную позицию в системе социальных отношений.

Специфика современной  социальной работы требует высокого уровня эффективности, который формируется  посредством эффективной деятельности социальных служб. С практической точки зрения общей составляющей для эффективности деятельности социальных служб выступает их целевая направленность или превращение целей, задач в необходимые результаты к определенному моменту времени. Поэтому критерии эффективности превращаются в инструменты высоко результативной или, наоборот, низко результативной деятельности. Оценка эффективности становится неотъемлемым элементом, поскольку без формулирования и внедрения системы оценки эффективности представляется затруднительным адекватное развитие социальных служб.

Несмотря на возросший интерес к эффективности  деятельности социальных служб, методики ее эффективности, до сих пор не определены концептуальные границы самого понятия, ощущается нехватка оценочных исследований деятельности социальных служб, не вполне сформирован понятийно-категориальный аппарат оценки эффективности деятельности социальных служб.

Эффективность социальной работы рассмотрена в  трудах Фирсова М.В., Жукова В.И., Топчего  Л.В., в работах Холостовой Е. И., Ляшенко  А.И., Фирсовым М.В. и другими авторами. В последние годы появились публикации, посвященные проблемам оценки эффективности и стандартизации социальной работы (Б. Боденко, К. Ваисс, А. Козлов, В. Коробов, В. Луков, Д. Мейстер, Н. Стрельникова, Б. Суслаков, Л. Топчий, Н. Щукина). Однако, проблемам организации, структуры, методов, принципов, практик отношения к клиентам, оценки эффективности и качества услуг, а также перспективам дальнейшего развития социальных служб в отечественных публикациях уделено недостаточное внимание. Несомненную значимость для определения концептуальных основ деятельности социальных служб, форм, методов и практик социальной работы имеют труды К. Абульхановой-Славской, Ф. Василюка, X. Селье, Э. Эриксона, Т. Макмаррана, Н. Голан, Р. Раппопорта, Л. Китаева-Смыка, М. Пэйна, Г. Пейрада, Л. Селби, Дж. Куайлен. Исследователи анализируют управление социальной работой и эффективность социальной работы, но не эффективность деятельности социальных служб, для повышения которой необходимо учесть и проанализировать влияние множества факторов. Важно соблюдать баланс между формальной и неформальной организацией социальной службы, проводя всесторонний анализ её деятельности, только тогда станет возможной оценка её эффективности.

Актуальность  этой проблемы определяет тему нашей  работы «Методы оценки эффективности деятельности социальных служб».

Объект исследования - эффективность деятельности социальных служб.

Предмет исследования - методы оценки эффективности деятельности социальных служб.

Целью исследования является выявление и обоснование методов оценки эффективности деятельности социальных служб.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие теоретические и эмпирические задачи:

  1. рассмотреть теоретические подходы к определению «эффективность деятельности социальных служб» ;
  2. изучить содержание оценки эффективности деятельности социальных служб,
  3. изучить методы оценки эффективности деятельности социальных служб;
  4. провести опытно-экспериментальную работу по созданию методики оценки эффективности деятельности социальных служб.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ опыта деятельности социальных служб,  опытно-экспериментальная  работа по созданию методики оценки эффективности  деятельности социальных служб .

Структура работы соответствует логике исследования. Курсовая состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении раскрывается актуальность темы, проблема, дано ее обоснование. Определяется цель, объект, предмет и задачи исследования.

В первой главе сформулировано понятие эффективности деятельности социальных служб, описаны современные подходы к определению эффективности деятельности социальных служб, основные компоненты сущности понятия эффективность.

Во второй главе  рассмотрены методы оценки эффективности деятельности социальных служб и представлена опытно-экспериментальная работа по созданию методики эффективности деятельности социальных служб.

В заключении сформулированы основные выводы по всей выполненной  работе.

Приложения  включают в себя: инструментарий и другие материалы исследования, ряд форм, которые можно применять в практике обслуживания и оценочной деятельности.

Практическое значение: полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практическом применении рекомендаций по разработке методов оценки эффективности деятельности социальных служб.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы определения эффективности социальной работы

    • 1.1 Современные подходы к определению эффективности деятельности социальных служб

Эффективность (эффект — от лат. ejfectus — исполнение, действие)— это результат действия, следствие действий; средство, прием и т.д. Эффективность — это одна из главных характеристик человеческой деятельности. Она является важнейшей категорией экономической науки, так как характеризует результативность всего общественного производства [40].

Национальная  экономика считается эффективной, если наиболее полно удовлетворены  потребности всех членов общества при  данных ограниченных ресурсах. Смысл  слова «эффективность» обычно определяется как «результативность, продуктивность». Но более точно его можно определить в зависимости от вида деятельности.

Цели и задачи социальной работы всегда конкретны. Они  вызываются реальными потребностями  реальных людей. Построенная на реальных потребностях социальная работа может иметь высокий эффект. Особенность деятельности органов социальной защиты населения, учреждений социального обслуживания состоит в том, что и объектом, и субъектом социальной работы является человек. Поэтому эффективность социальной работы следует определять с учетом этой специфики как степень изученности и удовлетворенности социальных потребностей различных категорий людей. Поэтому, эффективность социальной работы — это оценка результата деятельности посредством его сопоставления с практическими целями и затратами. Эффективность отражает характеристику результата целенаправленной деятельности по достижению поставленной цели. Соотношение цели и результата и дает представление эффективности работы. Эффективность можно выразить формулой: Эф= Р/Ц, где Эф — эффективность, Р — результат, Ц — цель. Чем выше результат и меньше затраты, тем больше эффективность. В определении эффективности обязательно присутствуют элементы: цель, результат, затраты, общепринятые нормы. Главными в этом перечне являются цель и результат, представляющие собой начало и конец деятельности. Характерно, что эффективность рыночной экономики — это такое ее состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положения другого члена общества [40].

Эффективность имеет важное значение как для  научной, так и для практической деятельности социальных служб. В первом случае социальные службы являются важным инструментом для исследования результативности предоставления социальных услуг населению, во втором — системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных и действенных результатов в социальном обслуживании, адекватных реальным потребностям и нуждам различных категорий населения, а потому могут выступать в качестве стандартов социального обслуживания системы нормативов.

Социальные  службы – это учреждения, предназначенные  для предоставления социальных услуг  и помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, иным социально уязвимым группам населения. Социальные службы могут создаваться государственными органами власти, органами социальной защиты, общественными, религиозными организациями, а также частными лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Учреждения и предприятия, учредителями которых являются благотворительные, общественные или религиозные организации, пользуются льготами по налогообложению в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ [21].

Независимо  от форм собственности к социальным службам относятся:

  1. комплексные центры социального обслуживания населения;
  2. территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  3. центры социального обслуживания;
  4. центры медико-социальной реабилитации инвалидов;
  5. социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  6. центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  7. социальные приюты для детей и подростков;
  8. центры психолого-педагогической помощи населению;
  9. центры экстренной психологической помощи по телефону;
  10. центры (отделения) социальной помощи на дому;
  11. дома ночного пребывания;
  12. специальные жилые дома для одиноких престарелых;
  13. стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
  14. геронтологические центры;
  15. иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

К предприятиям социального обслуживания относятся  организации, оказывающие социальные услуги населению (ортопедические предприятия  и т.п.) [21].

Социальные  службы являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в  соответствии с законодательством  РФ и законодательством субъектов  РФ [34].

Государственные и муниципальные учреждения социального  обслуживания не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности.

Информация о работе Методы оценки эффективности деятельности социальных служб