Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа
Целью исследования является выявление и обоснование методов оценки эффективности деятельности социальных служб. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие теоретические и эмпирические задачи:
рассмотреть теоретические подходы к определению «эффективность деятельности социальных служб» ;
изучить содержание оценки эффективности деятельности социальных служб,
изучить методы оценки эффективности деятельности социальных служб;
провести опытно-экспериментальную работу по созданию методики оценки эффективности деятельности социальных служб.
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы определения эффективности социальной работы……………………………………………………………………………
1.1 Современные подходы к определению эффективности деятельности социальных служб………………………………………………………………
1.2 Содержание оценки эффективности деятельности социальных служб...
Глава 2. Методология оценки эффективности деятельности социальных служб…………………………………………………………………………….
2.1 Методы оценки эффективности деятельности социальных служб……...
2.2 Опытно-экспериментальная работа по созданию методики эффективности деятельности…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...
Библиографический список……………………………………………………
Социальные службы способствуют развитию человека, так как, преодолевая кризис, он выходит на новую ступень личностного развития, получая новые пути решения проблем и новые возможности. Однако существуют проблемы в функционировании социальных служб, которые мешают эффективно удовлетворить эту общественную потребность. Для оптимизации деятельности данных служб важно своевременно учесть и проанализировать проблемы их функционирования, значительно препятствующие их эффективной работе, а также разработать методику оценки эффективности и качества предоставляемых ими услуг.
Однозначного
мнения о сущности понятия «эффективность
социальной работы» нет. Рассмотрим
различные подходы к
В словаре-справочнике по социальной работе эффективность социальной работы определяется как соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов, во-первых, и как фактически достигнутые и необходимые результаты социальной работа — во-вторых. То есть эффективность социальной работы — это достижение наилучших результатов с наименьшими затратами [22].
По мнению исследователя В. Г. Попова, эффективность отражает характеристику результата целенаправленной деятельности человека, оценку с точки зрения степени приближения вследствие этой деятельности к поставленной цели. Сущность эффективности социальной работы выражается в способности целостной системы или отдельных ее элементов позитивно реагировать и отвечать на вопросы потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части[13].
Поэтому понятие эффективности социальной работы можно сформулировать следующим образом: это максимально возможное в данных условиях достижение цели по удовлетворению социальных потребностей населения, клиента при оптимальных затратах. В наиболее общем виде эффективность рассматривается как отношение полученных результатов к ранее выдвигаемым целям. Таким образом, она фиксирует степень соответствия тому, чего предполагалось достичь.
Как считает Б. Н. Боденко, эффективным решением в практической социальной работе следует считать такое, которое приводит к оптимальному отношению «затраты—результат». Вместе с тем он обращает внимание на то, что в текстах часто происходит отождествление понятий «результативность» и «эффективность» не только практиками, но и учеными. Причем происходит это без развернутых обоснований. Поиск «оптимального решения» означает, что речь идет об оценке рациональности человеческих усилий, т.е. оценки того, как полученных результат соотносится с затратами на его получение. Одной из причин нечеткости понятий «эффективность», по его мнению, в профессиональном отношении может выступать неадекватность формы представления взаимосвязи затрат на социальную работу результатам этой работы для анализа и оценки [1].
Однако понятие «эффективность социальной работы» взаимосвязано и с понятием «эффективность социальной защиты».
А. В. Крестов определяет эффективность социальной защиты как социальную стабильность в обществе, устойчивость самой системы социальной защиты или способность системы реагировать на малейшие изменения социального здоровья общества и адекватно изменяться самой, т. е. «поглощать» и «гасить» все негативные с социальной точки зрения всплески [23].
Вопросы социальной защиты населения как направления социальной политики в условиях рыночной экономики выходят сегодня на первый план. Оценивая эффективность государственной социальной политики, находя критерии эффективности, мы в итоге определяем эффективность работы государства как социального института. Но вся система в целом может работать эффективно только тогда, когда она способна «откликаться» на внешние воздействия, когда государство и гражданское общество находятся на равных уровнях и пытаются найти компромиссное решение возникающих проблем. Особенно, по мнению А. В. Крестова, это проявляется в вопросах социальной защиты населения. Известно, что эффективность социальной политики государства определяется уровнем развития гражданского общества, наличием дееспособных органов на всех уровнях управления, состоянием социальной инфраструктуры. Переход к рынку — это средство формирования эффективной социально - ориентированной экономики. Социальная составляющая программы реформ — ее неотъемлемая часть.
Таким образом, в широком смысле эффективность государственной социальной политики напрямую зависит от эффективности экономических преобразований. Работу системы социальной защиты можно, как отмечает А. В. Крестов, считать эффективной, если любой человек, попав в сложную жизненную ситуацию, будет уверен, что существует некая служба или учреждение, где ему профессионально окажут необходимую помощь как единовременного характера, так и постоянную. Причем очень важно, чтобы спектр возможностей таких служб или учреждений был как можно шире, от простейшей материальной поддержки до сложнейших реабилитационных мероприятий [23].
Важнейшей составной
частью системы социальной защиты населения,
специфическим видом
Определенный вклад в исследование проблемы эффективности социальной работы внесли зарубежные ученые. В 1978 г. в США К. Вуд опубликовала обзор работ по вопросам эффективности социальной деятельности. Хотя она сделала вывод о неэффективности социальной работы, ей удалось выявить шесть принципов, на которых основывается успех работы с клиентом. По мнению К. Вуд, практики должны уметь:
В 1981 г. Э. Маллен, выступая на симпозиуме, организованном Национальной ассоциацией социальных работников США, назвал четыре фактора, мешающих социальным работникам доказать эффективность их усилий:
Э. Маллен пришел к заключению о зависимости эффективности между конечным результатом и способностями работника, спецификой ведомства и отношениями с клиентом, особенностями клиентуры и методикой вмешательства.
В 1982 г. У. Рейд и
П.Ханахан вновь поставили
По мнению американских ученых и практиков, «оценки результатов социальной работы на микро-, мезо- или макроуровне играют решающую роль в определении состоятельности социальной работы как профессии» .
Исследование проблемы эффективности социальной работы в России началось с середины 90-х гг. XX в. Определенный вклад в разработку этой проблемы внесли Е. Комаров, П. Павленок, А. Попов, Л.Топчий и другие. Однако до сих пор проблема эффективности относится к числу наименее разработанных.
В зависимости от рода деятельности понятие эффективности определяется по-разному. В экономике - это соотношение результатов и затрат. Чем лучше результат и меньше затраты, тем выше эффективность. В медицине - приближение состояния здоровья пациента после проведения лечения к норме. Главными в этом перечне являются цель и результат. Они представляют собой начальный и конечный пункты деятельности. Соотношение цели и результата и дает представление об эффективности деятельности.
Первый - это соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. Ключевыми проблемами в связи с таким подходом выступают измерение (описание) результатов или эффектов и затрат, а также влияние затрат и других факторов на результаты.
Второй подход
рассматривает эффективность
Таким образом, проведя анализ подходов к понятию «эффективность социальных служб» наиболее точным и полным, с нашей точки зрения, отвечающим решению задач разработки методологии оценки эффективности деятельности социальных служб является: эффективность — это оценка результата деятельности посредством его сопоставления с практическими целями и затратами. Поэтому эффективность социальной работы следует определять с учетом этой специфики как степень изученности и удовлетворенности социальных потребностей различных категорий людей. Немаловажную роль в определении оценки эффективности деятельности социальных служб принадлежит деятельности кадров, результатам их деятельности - людям, выполняющим должностные задачи в системе органов и учреждений социальной работы и наделенных соответствующими полномочиями, правами и ответственностью. Поэтому эффективность отражает характеристику результата целенаправленной деятельности по достижению поставленной цели. Соотношение цели и результата и дает представление эффективности работы.
Основными компонентами сущности понятия «эффективность» являются цель социальных служб, их результат и затраты. Существенным компонентом эффективности считается общепринятая норма, или идеал, потому что этические нормы (уважение к старости, сострадание к больному, почитание матери и т.д.) и их распространение служат критерием нравственного здоровья (или нездоровья) общества. А деятельность социальных служб направлена на поддержание этих норм. Стремление к идеалу — показатель эффективности всей общественной деятельности, в том числе и социальной работы.
Понятно, что цели социальных служб реализуются не сразу, а путем решения более мелких задач.
Контурами оценки эффективности являются:
Предметом оценки эффективности социальной работы могут выступать:
Затраты:
Условия труда:
В условиях рыночного реформирования определение критериев эффективности социальных служб имеет актуальное значение как для научной, так и для практической деятельности социальных служб. В первом случае они служат важным инструментом для исследования результативности предоставления социальных услуг. Во втором – являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных результатов в социальном обслуживании, адекватных реальным потребностям различных слоев и категорий населения, а потому могут выступать в качестве стандартов и системы нормативов. Они могут содержать количественные и качественные показатели, т.е. индикаторы эффективности должны носить комплексный характер. С одной стороны, они представляют собой систему нормативных критериев, отражающих эффективность этого процесса, с другой – систему показателей, отражающих состояние клиентов социальных служб. Поэтому эффективность может определяться на основе как общих, так и специфических критериев, причем, общие служат для оценки ее эффективности в целом, а специфические – для оценки конкретных социальных услуг, отдельных видов и методов социальной работы, деятельности отдельных специалистов и учреждений.
Информация о работе Методы оценки эффективности деятельности социальных служб