Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа
Целью исследования является выявление и обоснование методов оценки эффективности деятельности социальных служб. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие теоретические и эмпирические задачи:
рассмотреть теоретические подходы к определению «эффективность деятельности социальных служб» ;
изучить содержание оценки эффективности деятельности социальных служб,
изучить методы оценки эффективности деятельности социальных служб;
провести опытно-экспериментальную работу по созданию методики оценки эффективности деятельности социальных служб.
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы определения эффективности социальной работы……………………………………………………………………………
1.1 Современные подходы к определению эффективности деятельности социальных служб………………………………………………………………
1.2 Содержание оценки эффективности деятельности социальных служб...
Глава 2. Методология оценки эффективности деятельности социальных служб…………………………………………………………………………….
2.1 Методы оценки эффективности деятельности социальных служб……...
2.2 Опытно-экспериментальная работа по созданию методики эффективности деятельности…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...
Библиографический список……………………………………………………
В настоящее время критерии обусловливаются целями и задачами предоставления социальных услуг и степенью их реализации. Цели могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности. Они должны учитывать социально-экономическую, морально-психологическую, экологическую и социально-политическую обстановку, сложившуюся в условиях реформ. Каждый критерий может включать группу качественных и количественных показателей, раскрывающих его содержание и свидетельствующих об уровне достижения целей. В ходе оценки находят широкое применение социологические, статистические и другие методы анализа. Критерии эффективности социальной работы делятся на 2 группы:
Таким образом, критерии эффективности призваны, во-первых, отражать степень действенности управления всем процессом социальной работы, во-вторых, должны показать, насколько продуктивна деятельность учреждений и, в целом, социальных служб в современных условиях. В-третьих, стать выражением действенности всех видов, форм и методов социального обслуживания.
Существует
два подхода к определению
эффективности социальной работы. Первый
характеризуется оценкой
В исследовательском
контексте серьезное место
Важным элементом в системах управления качеством является стандартизация – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукта или услуги.
Модели оценки социальных программ:
Алгоритм оценочной деятельности:
Этап 1. Подготовка к проведению оценки деятельности организации.
Этап 2. Сбор данных.
Этап 3. Анализ и интерпретация данных.
Этап 4. Разработка рекомендаций.
Стандарты оценочной деятельности:
Основным же фактором эффективности является, на наш взгляд, практика отношения к клиентам. То, что клиент считает ценностью, имеет решающее значение для социальной службы, так как именно это определяет её суть. Клиент – фундамент социальной службы, поддерживающий её существование. Все свои знания, умения и навыки специалисты социальной службы обязаны направить на оказание помощи людям, находящимся в кризисной ситуации. Ведь цель социальных служб – оптимизация возможностей клиента для решения своей проблемы, актуализация потенциальных ресурсов, помогающих человеку справляться со сложившейся кризисной ситуацией [5].
В свете этой цели возникает вопрос, не является ли целесообразным оценивать эффективность деятельности социальных служб также и по степени активизации жизненной позиции клиента? В настоящее время существует лишь практика количественной оценки эффективности: число принятых клиентов, перечень проведённых мероприятий, сумма материальной помощи, однако, на наш взгляд, понятие «эффективности» предполагает и качество предоставляемых услуг. В таком случае необходимо сделать акцент на качественном исследовании, в том числе, в аспекте изменения жизненной ситуации клиентов (увеличение возможностей человека, его способностей, потенциала, знаний, понимания, мудрости), на том, в чём сами клиенты видят эффективность оказываемых услуг. Как и клиент любой организации, клиент социальной службы имеет право не просто на услугу, а на качественную услугу, он имеет право быть требовательным. Требовательными по отношению к себе следует быть и специалистам социальных служб. Осознание специалистом целей и задач своей работы, представление о границах своей компетенции, уровень профессионализма, ценностная ориентация, личность специалиста оказывают безусловное влияние на эффективность деятельности социальных служб, поэтому адекватный профессиональным задачам подбор кадров и разумная кадровая политика в целом – это ещё один фактор эффективности деятельности социальных служб.
Следует также отметить, что существуют различные практики отношения специалистов социальных служб к своим клиентам. В иных службах отношение к клиентам директивное («ты должен сделать это») и «сверху–вниз», как правило, подчеркиваются нетипичность и неспособность клиента к разумным решениям. Вместе с тем известно, что самым важным в работе социальной службы является поощрение ответственности клиента за свою жизнь, решения и поступки. Если сотрудники данных служб не осознают значимость партнерских отношений с клиентом, значит, они не достигают основной цели своей деятельности, а это, в свою очередь значительно снижает эффективность социальной службы в целом.
Социальные нормативы — это расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемых в социальной практике. К ним относятся нормативы потребления, система социальных гарантий, защиты, поддержки населения и др. Например, формирование системы социальных гарантий связано прежде всего с определением их критериев. По мнению ученых, такими критериями могут служить социальные нормативы, т.е. Минимально необходимые в тот или иной период времени потребности человека в материальных благах и услугах.
Нормативы потребления — это экономические показатели, характеризующие уровень потребления населением продуктов питания и непродовольственных товаров. Важнейшим социальным нормативом, применительно к социальному обеспечению, является бюджет прожиточного минимума. Каждому периоду времени соответствует определенный минимум материальной обеспеченности, необходимый для поддержания нормальной жизнедеятельности человека. К примеру, обоснование минимальных размеров пенсий, с одной стороны, должно базироваться на расчетах нормативного потребительского бюджета, а с другой — увязываться с минимальной заработной платой. При этом, по мнению ученых, должны соблюдаться определенные требования (нормы-пределы):
Со стоимостью бюджета прожиточного минимума должно быть увязано также пособие по бедности и адресная социальная помощь. Следует иметь в виду, что объективная оценка эффективности социальной работы невозможна без опоры на научно обоснованные концептуальные подходы. Рассмотрим некоторые из них. При работе с клиентами используются такие показатели:
При этом подходе оказываемая помощь непосредственно связывается с проблемами клиентов и их осознанным отношением к проблеме. Цель и программа четко формулируются и согласовываются с клиентом. Таким образом, клиент рассматривается как потребитель, имеющий право решать, какие услуги он хочет получить, и знать о том, что намеревается сделать для этого социальный работник. Отношения клиента и социального работника по разрешению проблемы оформляются в виде договора, на основе которого производится оценка результатов их совместной деятельности по достижению цели. Непременным условием достижения результата в социальной работе должна стать научная разработка социальных программ и их оценка с точки зрения эффективности. Цель оценки социальных программ состоит в том, чтобы получить информацию, которая может быть использована для повышения их результативности. Может быть выделено пять моделей для оценки социальных программ:
Исходя из этих особенностей, следует подходить к определению эффективности деятельности социальных служб. Эффективность деятельности социальных служб в наиболее общем виде рассматривается как отношение полученных результатов к ранее выдвигаемым целям. Таким образом, она фиксирует степень соответствия тому, чего предполагалось достичь. Сущность эффективности социальной работы выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части. Поэтому понятие эффективности деятельности можно сформулировать следующим образом- это максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (клиента) при оптимальных затратах. Другими словами, речь идет о необходимости осуществления в той или иной форме сравнительного анализа, в ходе которого сопоставляются новейшие данные об объекте- клиенте в процессе терапии терапевтом либо социальным органом, учреждением, ведущими социальную работу, с информацией, полученной ранее. Это позволяет соотнести количественно-качественную оценку нынешнего и прежнего состояния дел на определенном участке социальной работы и сделать соответствующие выводы о степени ее эффективности.
Таким образом.
одним из важнейших условий
Насущной задачей
современной социальной работы выступает
определение эффективности
Рассматривая эффективность как соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов, следует измерить (описать) как результаты, так и эффекты от социальной работы, их соотношение. «Ситуации соотношения» бывают разными. Может случиться так, что при сохранении уровня затрат будут достигнуты равные или более высокие результаты, а может, наоборот, качественные или количественные результаты будут достигнуты при меньших затратах труда и средств. Или при возрастании затрат результаты снизятся. На практике приходится считаться с так называемыми предельными результатами, когда их количественные и качественные характеристики не возрастают из-за ограничивающего воздействия целого ряда факторов, зависящих от специфики социальной службы. Если определять эффективность деятельности социальных служб степенью достигнутых и необходимых результатов, то ключевой задачей становится измерение (описание) результатов [40].
Другими важными проблемами становятся методы измерения, выбор предметов оценки эффективности, оценивающих субъектов, влияющие на эффективность факторы, а также методики оценки эффективности.
Исследования в области ЭСР начались лишь в начале 1996 г., поэтому имеются только первые научные итоги — главным образом разработка понятийного аппарата, определение видов методик и методов, с помощью которых можно оценивать эффективность.
Информация о работе Методы оценки эффективности деятельности социальных служб