Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 02:36, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении методов управленческого консультирования и применении их на практике.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть различные методы управленческого консультирования,
- провести анализ мотивированности сотрудников отдела доставки грузов ОАО «РЖД» методом опроса и анкетирования.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и классификация методов управленческого
консультирования
1.2 Методы тестирования, тренинга и проведения деловых игр
1.3 Методы активизации творческого мышления
2 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
10. Оценки (в случае отсутствия доказанных фактов или невозможности их получения по какой-либо причине).
Вторая
часть классификации
Для того чтобы учесть все направления создания условий для проведения изменений, вторую часть вышеприведенной классификации целесообразно рассматривать как методы:
Методика консультирования представляет собой совокупность корректных в методическом отношении директив, указывающих способ действий и методы достижения поставленных целей.
Методическая база консультирования представляет собой совокупность методик, которыми располагает консультационная фирма (консультант).
Методология консультирования воплощается в двух частях:
Разработанные консультантами методики по условиям применения делятся на:
Примером универсальных методик служат технологии управления конфликтом на предприятиях: снятие послеконфликтных напряжений в коллективе; комплексный анализ конфликтной ситуации на предприятии; защита предприятия от забастовки; действия конфликтолога в предзабастовочный период; организация забастовки на предприятии; социологические методы диагностики и прогнозирования конфликта; тренинги (переговоры, коммуникации в условиях конфликта и его разрешения); деловые игры.
Безусловно, клиентов интересует экономичность предлагаемых консультантами методик (продолжительность, объемы задействованных ресурсов, стоимость).
Так, по критерию инвестиций (по экономичности) методики делятся на:
В качестве примера можно привести классификацию методик фирм по экологическому консультированию (охрана окружающей среды, ресурсосбережение, экологический аудит и т.д.):
- затратные (например, реинжиниринг);
- низкозатратные (комплексное управление качеством, экологический аудит);
- беззатратные (методы вовлечения, мотивации персонала клиентной организации на охрану окружающей среды, экономию материальных и топливно-энергетических ресурсов).
Тестирование,
как фактор управления, направлено
на обеспечение оценки и самооценки
работников организации и призвано
помогать в оценке личных и деловых
качеств работников, в преодолении
ошибочных стереотипов
Тест
есть стандартизованное и
Достоинства тестирования заключаются в следующих показателях:
К отрицательным характеристикам тестирования следует отнести такие показатели, как:
Типология тестов, в основу которой положена форма ответов, представлена в таблице (1).
Таблица 1
№ |
Наименования типов тестов |
Содержание формы |
Свободные |
Вопросы, дополнения предложений, исправления ошибок, свободные действия | |
Структурированные |
«Да» - «нет», правильные ответы, лучшие ответы, идентификация | |
Шкалированные |
Выбор ответа, находящегося между крайними вариантами | |
Графические |
Отображение ответа на графическом изображении | |
Тесты с пробелами |
Заполнение пробелов для получения осмысленного и правильного ответа |
Свободные тесты, типология которых представлена в таблице, обладают тем преимуществом, что они легки при формулировании вопросов, но затрудняют оценку и интерпретацию полученных результатов.
Деловые игры. Игра – это механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта, причем главным в этом механизме является сам процесс деятельности ее участников. Поэтому важным является не только распределение ролей и определение правил игровых действий, но и моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения.
С помощью определенных испытаний индивидуальных качеств личности деловые игры выполняют функцию выявления и оценки, но по сравнению с тестами имеют такие отличия:
Классификация
деловых игр может
Формирование группы предполагает оценку индивидуальных качеств обучаемых, степени их подготовленности и игровой мотивации. Участники игры должны знать условия и правила игры и стремиться к установлению доверительных отношений.
Руководитель игры выполняет следующие функции: руководит подготовкой к игре и формированием игровой группы, знакомит участников с правилами игры и консультирует их по ходу самой игры. Он следит за ориентацией игрового процесса и контролирует соблюдение правил проведения игры и этических норм, помогает участникам овладеть эффективными формами поведения, а по завершении игры – оценивает полученные результаты.
Таблица 2
Классификация деловых игр
Признак классификации |
Значение признака |
Характеристика деловых игр |
1.Целевое назначение |
Обучающее
Практическое
Проектное
Исследовательское |
Подготовка профессиональных управленцев, подготовка и повышение квалификации специалистов. Выработка управленческих решений, решение практических задач группы или организации. Проектирование организаций, разработка функционально-ролевых структур предприятий и составляющих их организационных единиц. Изучение и анализ поведения группы и любых других организационных систем. |
2.Широта тематических рамок |
Комплексные (сводные) Частные |
Охватывают комплекс взаимосвязанных задач.
Охватывают решения отдельных задач. |
3.Степень свободы решений |
Жесткие
Мягкие |
Предусматривают строго ограниченное число возможных вариантов решения задач. Предусматривают большую свободу участников в поиске возможных вариантов решения задач. |
4.Степень неопределенности ситуации |
Детерминированные Вероятностные |
Предусматривают решение задач в условиях строго детерминированной ситуации. Предусматривают использование вероятностных оценок и факторов риска при решении задач. |
5.Характеристика коммуникаций участников |
Интерактивные Неинтерактивные |
Предусматривают зависимость поведения и оценки действий игрока от поведения других участников игры. Не предусматривают |
6.Области применения |
Общие Функциональные |
Имитируют поведение группы, организации в целом. Имитируют отдельные функции управления или деятельности служб персонала. |
7.Открытость игры |
Открытые
Закрытые |
Предусматривают свободные контакты и коммуникации между группами участников. Не предусматривают контактов между участниками в процессе всей игры. |
8. Институты игры |
Ручные
Компьютерные |
Расчеты выполняются вручную и
предусматривают отработку Ориентация на использование компьютеров для подготовки и анализа возможных решений задач управления. |
9.Форма проведения |
Очные
Заочные |
Предусматривают проведение игры со всеми участниками в одно время и в одном месте. Предусматривают заочное проведение игры по схемам дистанционной технологии. |
Подведение итогов игры должно помогать участникам адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны и значимость полученных результатов.
Тренинги. По определению, тренинг представляет собой совокупность упражнений, направленных на формирование и совершенствование умений клиента.
Специфика тренинга заключается в том, что он используется для достижения сравнительно узких целей, служит для отработки определенных образцов поведения и подчинен непосредственному решению практических задач.
Тренинг – активный познавательный процесс, в центре внимания которого находятся участники, а не тренер. Цели тренинга должны быть понятны участникам в целом и каждому в отдельности. Формулирование (уточнение) целей тренинга может стать начальным этапом групповой работы. Возможное разнообразие целей покажет различное понимание участниками задач тренинга и позволит, проранжировав цели, определить главные среди них.
Содержание тренинга должно соответствовать поставленным целям и ожидаемым результатам.
Прежде, чем приступить к реализации тренинговых программ, необходимо определить следующие аспекты:
Многие проблемы, требующие решения, не поддаются количественной оценке, поэтому используются экспертные технологии. Словом, нужны эксперты и варианты решений. Структурная схема экспертных методов выработки решений приведена на рисунке (1).
Методы активизации творческого мышления.
Метод мозговой атаки.
Суть
метода: каждому участнику группы
предоставляется право
Чем больше разных предложений, тем лучше. Руководит атакой ведущий. С информацией о характере проблемы участники групповой работы знакомятся заранее.
Рис. 1 Структура экспертных методов выработки решений