Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 02:36, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении методов управленческого консультирования и применении их на практике.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть различные методы управленческого консультирования,
- провести анализ мотивированности сотрудников отдела доставки грузов ОАО «РЖД» методом опроса и анкетирования.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и классификация методов управленческого
консультирования
1.2 Методы тестирования, тренинга и проведения деловых игр
1.3 Методы активизации творческого мышления
2 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Все предложения выслушиваются без критики и оценки (за этим следит ведущий), а их анализ производится централизованно после завершения процесса высказывания идей на основе записей, производимых секретариатом. В результате формируется список, в котором все представленные предложения структурируются по определенным параметрам (критериям), а также по их результативности в части решения обсуждаемой проблемы.
Метод Дельфи. Этот метод часто используют в тех случаях, когда сбор группы невозможен. В соответствии с процедурой членам группы не разрешается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы, обеспечивается независимость мнений. Процедура заключается в следующем:
Этот метод применим, когда нет ограничений по времени выработки решения, и решения принимаются экспертами. При выработке решений для конкретной организации с целью последующего внедрения, целесообразно использовать иные методы групповой работы, позволяющие находить консенсус, а в процессе поиска решений из членов группы (руководства организации) может формироваться команда единомышленников.
Метод экспертных оценок.
Основа
этих методов заключается в
Метод дерева целей разработан на основе системного анализа проблемных ситуаций и предполагает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели. Дерево целей создается для анализа проблемной ситуации и наглядного представления результатов такого анализа.
При построении дерева целей тенденции ожидаемого развития событий определяются экспертными прогнозами. Определение основных факторов, влияющих на развитие ситуации, производится методом разработки сценариев.
Сценариями называют гипотетические альтернативные описания того, что может произойти в будущем. Сценарии не просто плод фантазии, а логически обоснованные модели будущего, своеобразный рассказ о том, «что случится, если…». Обычно разрабатывают несколько сценариев: оптимистический, пессимистический и промежуточный. Перед разработкой сценария составляют перечни факторов, влияющих на ход событий и наличных ресурсов.
Поиск нестандартных
решений вновь возникшей
События нижнего уровня декомпозиции ранжируются по предпочтительности и вероятности наступления.
Наиболее предпочтительный вариант и есть цель системы.
Методы морфологического анализа основаны на комбинировании выделенных элементов или их признаков в процессе поиска решения проблем. В рамках этого метода определяются все возможные элементы, от которых может зависеть решение проблемы, перечисляются возможные значения этих элементов, а затем наступает процесс генерирования альтернатив путем перебора всех возможных сочетаний этих значений.
Метод отрицания и конструирования: осуществляется формулировка некоторых предположений и замена их на противоположные с последующим анализом возникающих несоответствий.
Метод систематического покрытия поля:
заключается в выделении
Метод синектики
предназначен для генерирования
альтернатив путем
В отличие от мозгового штурма здесь требуется специальная и длительная подготовка группы.
Деловые игры представляют собой имитационное моделирование реальных ситуаций. Правда, реальная ситуация заменяется некой моделью, но «игроки» при этом ведут себя так, как если бы это происходило в реальной жизни. Данная ситуация снимает барьеры, имеющие место в реальной действительности: робость перед начальством и коллегами, запрет должностных инструкций, отсутствие необходимой информации, запрет на фантазии. Например, деловая игра «маркетинг».
Окончательное решение и выбор варианта из предлагаемых альтернатив производится, как правило, экспертным путем. Однако и здесь возникают вопросы. Даже обработанные соответствующими методами результаты экспертных оценок не гарантируют того, что будет принят лучший вариант решения. Кроме того, решение, принятое без участия лиц, которым предстоит внедрять его в жизнь, как правило, реализуется с трудом. Задача состоит в том, чтобы эксперты и лица, внедряющие решение, стали единомышленниками.
Опрос или анкетирование является
одним из наиболее широко использу-емых
методов оценки мотивации работников.
Он позволяет за короткое время получить
важную информацию о мотивации значительного
числа работников. Опросом могут
быть охвачены работники одного или
нескольких подразде-лений компании
или какая-то категория работников,
а могут и все работники
компании. Опрос позволяет выявить
особенности мотивации
Анкетирование имеет ряд достоинств:
информация получается быстро, опрос
не требует больших финансовых затрат.
Однако этот метод открыт для возможных
искажений информации, как сознательных
(социально желательные ответы)
Для того чтобы получить максимально надежные и достоверные резуль-таты, необходимо провести большую работу, включающую:
- подготовку к проведению
- саму процедуру проведения опроса.
- мероприятия после завершения опроса.
Итоги опроса должны доводиться не только до руководства, но и до тех сотрудников организации, которые приняли в нем участие. Для того чтобы сотрудники и в дальнейшем были готовы к активному участию в опросах, они должны быть проинформированы о полученных результатах и видеть для себя реальную пользу от самого факта участия в опросе.
Это предполагает, что после проведения опроса будут предприняты следующие шаги:
- оперативное доведение до
- доведение до работников
- подготовка плана работ по итогам проведенного опроса и последующая его реализация.
Для исследования основных мотивационных факторов ОАО «РЖД» консультантами была разработана анкета (приложение 1).
В исследовании принимали участие менеджеры по доставке грузов – 6 человек.
Результаты анкетирования.
В качестве ведущих мотивов, определяющих
решение прийти на работу в компанию,
выделяются «заработная плата» и
«стремление реализоваться
Следует отметить, что все опрошенные менеджеры по доставке грузов – мужчины в возрасте от 25 до 35 лет, молодые и энергичные. 80% опрошенных работают в компании более 5 лет, следовательно, в ОАО «РЖД» сильны те факторы, которые способствуют удержанию работников.
Для построения системы мотивации важно выяснить, насколько сотруд-ники отдела доставки грузов удовлетворены своей работой. Исследование показало, что 60% опрошенных удовлетворены своей работой, 20% отмечают неудовлетворенность, и 20% затрудняются с оценкой удовлетворенности.
Любопытен тот факт, что неудовлетворенность отметили работники, работающие в компании более 5 лет. Скорее всего, это говорит о том, что чело-век «перерос» свое место, ему необходимо развитие, дальнейшее продвижение по карьерной лестнице.
Опрошенным менеджерам по доставке грузов нравится работать в компа-нии, а именно в доставке, потому что:
И не нравится работать в доставке, потому что
В связи с тем, что заработная плата является основным средством стиму-лирования трудовой деятельности менеджеров по доставке, мы поинтересова-лись, от чего же она зависит. Все респонденты единодушно ответили, что оплата труда зависит от выполнения заданных объемов (100%), однако некоторые отвечающие указали и такие факторы, влияющие на оплату труда, как уровень квалификации (20%), инициативность и творчество в работе (20%), уровень соблюдения дисциплинарных требований (20%). Никто из респон-дентов не отметил такой фактор, как «личная преданность» руководству.
Современные системы мотивации
включают в себя не только матери-альные,
но и моральные факторы, однако опрос
свидетельствует, что в компа-нии
преобладают материальные методы и
не уделяется внимание методам морально-
Мы попросили оценить по 5-балльной шкале важность различных методов мотивации и получили интересные результаты, которые приведены в таблице (3.1).
Таблица 3.1
Важность методов мотивации для менеджеров отдела доставки ОАО «РЖД»
Методы мотивации |
Средний балл |
Общий процент высших оценок (5 баллов) |
Материальные: премии, персональные надбавки, компенсации |
5 |
100% |
Моральная мотивация: благодарности, почетные грамоты, поздравления со знаменательными датами |
2,8 |
20% |
Социальная мотивация: творческая,
дружеская атмосфера в |
3,8 |
20% |
Социальный пакет: гарантированный отпуск, материальная помощь |
3,6 |
20% |
Таким образом, наиболее значима и предпочтительна для менеджеров по доставке грузов материальная мотивация, в наименьшей степени их будут мотивировать моральные стимулы (указанные в анкете).