Межличностные конфликты на предприятии OOO "Борэтио трэвел"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные аспекты конфликтов в организациях и способы их разрешения на примере фитнес-клуба CityFitness.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты межличностных конфликтов на предприятиях,
- рассмотреть конкретные примеры конфликтов в фитнес клубе CityFitness и выявить пути их предупреждения и разрешения.
Объект исследования - межличностные конфликты на предприятиях
Субъект исследования – предприятие социально-культурного сервиса фитнес-клуб CityFitness

Содержание работы

Содержание
ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЕ НАПРЕДПРИ 5
1.1 Специфика конфликта в организации 5
1.2 Конфликтная ситуация и конфликтные действия 6
1.3 Типы конфликта 10
1.4 Этапы развития конфликта 16
1.5 Функции конфликта. 18
1.6 Причины возникновения конфликта в организации. 21
1.7 Особенности управления конфликтами 23
ГЛАВА 2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ТУРФИРМЕ «БОРЭТИО-ТРЭВЕЛ»
27
2.1 Описание исследуемого предприятия 27
2.2 SWOT-анализ предприятия 28
2.3 Конфликты на предприятии

29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

     Для более успешного разрешения конфликта  желательно не только выбрать стиль, но и составить карту конфликта, разработанную австралийскими психологами  Хеленой Корнелиус и Шошаной Фэйр ( рис. 2 ).

     

     Рис 2. Карта конфликта

     Из  схемы видно, что центральное  место в ней отводится констатации  той проблемы, которая вызвала  противостояние конфликтующих сторон и требует своего решения. Затем отмечаются стороны, непосредственно участвующие в конфликте, их интересы и опасения относительно возможных потерь. Остается на карте место и для указания сторон, причастных к конфликту, который так или иначе затрагивает их интересы и вызывает озабоченность своими последствиями. Рассмотрим пример карты конфликта ( рис. 3 ).

     

     Рис 3. Пример карты конфликта

     Составление такой карты позволит:

  • ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций;
  • создать возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания;
  • конкретизировать собственную точку зрения и понять точку зрения других;
  • создать атмосферу эмпатии, т. е. даст возможность сторонам конфликта увидеть проблему глазами оппонента и признать его мнение;
  • выбрать новые пути разрешения конфликта.
 

 Методы предупреждения и урегулирования конфликтов

     К методам профилактики конфликтов на уровне организации можно отнести:

  • выдвижение интегрирующих целей между администрацией и персоналом организации;
  • баланс прав и ответственности при выполнении служебных обязанностей;
  • выполнение правил формирования и функционирования временных подразделений;
  • выполнение правил делегирования полномочий и ответственности между иерархическими уровнями управления;
  • использование различных форм поощрения, предполагающих взаимное сочетание и варьирование монетарных и немонетарных побудительных систем.

     К монетарным можно отнести следующие побудительные системы:

  • организацию оплаты труда в размере, адекватном трудовому вкладу сотрудника;
  • премиальную политику, основывающуюся на результативности труда и профессионального поведения сотрудников;
  • участие сотрудников в прибылях и капитале предприятия;
  • систему специальных льгот и выплат, выделяемых из прибыли организации и не носящих обязательного характера, определенного законодательством (льготное или беспроцентное кредитование на целевые нужды персонала, оплата различных страховок, оплата обучения сотрудников или членов их семей и т. п.);
  • бонирование заработной платы, т. е. распределение части прибыли между членами коллектива по результатам работы организации в целом.

     К немонетарным побудительным системам можно отнести:

  • открытость информационной системы фирмы, предполагающую причастность сотрудников к делам организации, информированность персонала обо всех важных решениях, касающихся кадровых перестановок, реорганизации структуры управления, технических нововведений и т. п.;
  • привлечение персонала к разработке важнейших решений как внутри подразделения, так и в организации в целом;
  • использование системы гибкой занятости сотрудников, гибкого режима труда и отдыха;
  • применение так называемых виртуальных структур управления, которые не предполагают жесткого режима нахождения сотрудников на своем рабочем месте;
  • использование стилей и методов руководства, отвечающих интересам сотрудников;
  • моральное поощрение персонала;
  • проведение совместных мероприятий (спортивные состязания, вечера отдыха, представление новых сотрудников и т. п.).

     Следует отметить, что для успешного применения мотивационных систем и превращения  их в действенный способ профилактики конфликтов необходимо, с одной стороны, перечисленные методы использовать в единстве и взаимосвязи, а с другой стороны — их применение не должно приводить к нарушению требований справедливости.

     Для регуляции конфликта на личностном уровне специалистами разработано  немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:

  • адекватности восприятия конфликта, т. е. достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;
  • открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего, предлагают пути выхода из конфликтной ситуации, создают атмосферу взаимного доверия и сотрудничества.

     Руководителю  полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека присущи конфликтной личности.

     Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к ним относятся следующие:

  • неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая бывает как завышенной, так и заниженной. И в том, и в другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих — и почва для возникновения конфликта готова;
  • стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
  • консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
  • излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, чрезмерное стремление сказать правду в глаза;
  • определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

     При общении с конфликтными людьми формы  поведения могут быть самыми разнообразными. Например, в разговоре с «неудобными» оппонентами можно ориентироваться на их личностные особенности.

     «Вздорный человек» — часто выходит за рамки профессиональной беседы, несдержан, нетерпелив, своей позицией и подходом к ситуации смущает собеседников или сотрудников подразделения и неосознанно подталкивает их к тому, чтобы с ним не соглашались, спорили.

     Форма поведения — оставаться в рамках профессиональной беседы и стараться сохранять спокойствие, опровергать его вздорные утверждения следует аргументировано, прибегая к помощи других сотрудников.

     «Всезнайка» — всегда все знает лучше других, требует слова, всех перебивает.

     Форма поведения — потребовать от остальных собеседников выразить определенную позицию в отношении его утверждений.

     «Болтун» — часто и бестактно вмешивается в разговор, не обращает внимания на время, которое он тратит на свои вопросы и отступления.

     Форма поведения — с максимальным тактом его остановить, ограничить время выступления, вежливо, но твердо направить на предмет беседы.

     «Неприступный собеседник» — замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, так как все недостойно его внимания

     Форма поведения — заинтересовать в обмене опытом, признать его знания и опыт, привести примеры из круга его интересов.

     Несмотря на то, что люди стараются строить свои взаимоотношения с другими людьми на принципах доброжелательности и гармонии, конфликты, увы, случаются. Поэтому очень важно обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы трудовые взаимоотношения не рвались с каждым конфликтом, а наоборот, развивались и крепли.

 

     

     2. Специфика конфликта в организации

     Конфликт  в организации – это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении  вопросов производственного и личного порядка.

     Социальная  напряжённость

     Предтечей конфликта в организации является социальная напряжённость в коллективе. Можно назвать несколько точек  зрения на сущность социальной напряжённости.

     1) Социальная напряжённость в реальной жизни выступает как осознание большинством членов трудового коллектива очевидных нарушений принципа социальной справедливости и готовность найти выход из ситуации через ту или иную форму конфликта.

     2) Социальная напряжённость представляет  собой противоречие между объективным характером социальных отношений и субъективным характером поведения субъектов этих отношений. На уровне организации проявление напряжённости будет сопровождаться отклонением от нормального сотрудничества, которое является специфической качественной характеристикой социальных отношений в процессе трудовой деятельности.

     3) Социальная напряжённость – это  нарушение нормальных отношений  и неадекватное функционирование  участников взаимодействия.

     Выделяют  две группы факторов, способствующих возникновению социальной напряжённости в трудовом коллективе: внутренние и внешние.

     1. К внутренним факторам  относятся:

     - невыполнение руководством организации  своих обещаний и нежелание  объяснить людям действительное  состояние дел; нарушение режима  производства из-за постоянного срыва поставок сырья и материалов; невозможность для членов трудового коллектива хорошо заработать;

     - отсутствие видимых результатов  предметной заботы об улучшении  условий труда, быта и отдыха  работников;

     - конфронтация персонала управления и работников из-за несправедливого распределения материальных благ и фонда оплаты труда;

     - внедрение инноваций и радикальных  преобразований без учёта интересов  работников;

     - подстрекательская деятельность  неформальных лидеров.

     2. Внешние факторы:

     - дестабилизация обстановки в  стране, столкновение интересов различных политических групп;

     - возникновение острого дефицита  на продукты и товары первой  необходимости;

     - ущемление социальных льгот в  новых законодательных актах;

     - резкое ослабление правовой социальной защиты интересов членов трудового коллектива;

     - обеспечение честного и добросовестного  труда, незаконное обогащение  отдельных граждан.

     Нарастание  социальной напряжённости в организации, перерастающее в конфликт, может быть преодолено при адекватном разрешении конфликтной ситуации.

     2.1 Тип конфликта и его участники.

     При анализе конфликта важно понять, какие действия лежит в его основе. Участники конфликта иррационального типа (вытекающего из состояния аффекта, гнева, паники и т.д.) действуют, игнорируя расчет, соотношение возможного выигрыша и потерь. Пример такого типа — стихийные забастовки. Их последствия обычно не совпадают с осознанными интересами и даже могут быть совершенно им противоположны.

     Участники конфликта рационального типа учитывают соотношение возможного выигрыша и издержек, шансов на победу и поражение. Такой конфликт начинается только при убеждении одной из сторон в высокой вероятности успеха.

     Субъектами, или сторонами, конфликта в организации  могут выступать как частные, так и официальные лица (представители учреждений и организаций), как отдельные сотрудники, так и целые группы.

     Степень участия сторон в конфликте может  быть различна: от непосредственного  противодействия до опосредованного  воздействия на ход конфликта. Исходя из этого выделяют:

     1) основных участников — это противодействующие стороны. Их интересы несовместимы и действия направлены друг против друга.

Информация о работе Межличностные конфликты на предприятии OOO "Борэтио трэвел"