Межличностные конфликты в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды . В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Содержание работы

Глава 1. Понятие конфликта и его сущность:

1.1 Определение конфликта;

1.2. Основные виды конфликтов;

1.3.Методы преодоления конфликтов;

Глава 2. Межличностные конфликты:

2.1.Конфликт в организации;

2.2. Конфликты в обществе;

Глава 3. Методы борьбы с конфликтами:

3.1. Поведение в конфликтах;

3.2. Управление конфликтами в организации;

3.3. Управление конфликтами в обществе;

Введение.

Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

 

Речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности.

 

2.2. Конфликты в обществе

 

Общество как сложный  социальный организм живет и развивается

по своим законам. В  нем, как и в любой другой социальной системе, возникают конфликты.

Объективной основой  возникновения конфликтов в обществе является наличие в нем совокупности социальных отношений между субъектами социального взаимодействия особого  рода - нациями, государствами, классами (социальными группами), партиями, союзами и т.д.

 

Под конфликтами в  обществе мы будем понимать конфликты  различных сфер общественной жизни (экономической, политической, социальной и духовной), в которых происходит столкновение интересов, ценностей, взглядов и целей особых субъектов социального взаимодействия — наций, государств, классов, партий, союзов и т. д.

16

Таким образом, конфликты  в обществе подразделяются на четыре основные группы: экономические, политические, социальные и духовные. В каждой из названных групп в зависимости  от тех или иных факторов и условий выделяются конкретные виды конфликтов. Например, в группе экономических конфликтов могут быть, выделены, внутренние (охватывающие конкретное государство) и внешние (международные); крупномасштабные и местные и т. п.

 

Дадим краткую характеристику каждой из четырех групп конфликтов в обществе.

 

Экономические конфликты

 

Экономические конфликты  возникают между субъектами социального  взаимодействия на основе столкновения экономических интересов.

 

Экономические конфликты  — это противоборство субъектов социального взаимодействия (наций, государств, классов и т. д.) на основе противоположных экономических интересов, обусловленных положением и ролью в системе общественных отношений (отношений собственности, власти, права и т. д.). Понятие экономического конфликта означает не что иное, как борьбу различных общественных сил за влияние в сфере экономики: борьбу за экономические ресурсы, рынки сбыта, приоритет в производстве товаров и т. д. Главным фактором, определяющим экономические конфликты, является отношение собственности, которое в той или иной форме находит свое воплощение в субъектах социального взаимодействия.

 

Основными субъектами экономических  конфликтов являются государства, экономические  союзы, крупные финансовые объединения, монополии и т. д.

 

Экономические конфликты  могут проявляться на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях и вовлекать в свои орбиты тысячи и миллионы людей, политические партии и государства.

 

Экономические конфликты  отличаются и по формам своего проявления. Такими формами могут быть: конкуренция, экономическая блокада, эмбарго, забастовка и др.

 

Политические конфликты

 

Объективные предпосылки  возникновения политических конфликтов скрываются в сфере политических отношений, ядром которых выступают  отношения власти.

17

Политические конфликты  — это противоборство субъектов  социального взаимодействия (наций, государств, классов, политических партий, организаций и т. д.) на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных положением и ролью в системе власти.

 

Понятие политического  конфликта означает не что иное, как борьбу различных общественных сил за влияние в институтах государственной власти (правительстве, парламенте, местных и региональных органах управления и т. п.). Иначе говоря, основным предметом политических конфликтов выступает государственная власть. Ибо только государственная власть позволяет реализовать различные интересы тех или иных общественных сил и не только в политике, а и во всех других сферах социальной жизни.

 

Основными субъектами политических конфликтов выступают: государства, международные политические союзы, политические партии, организации и др.

 

Управление политическими  конфликтами осуществляется на международном, государственном, региональном и местном  уровнях. Особое место в управлении политическими конфликтами принадлежит государству, международным политическим организациям, политическим партиям и другим субъектам политических отношений на соответствующих уровнях.

 

Социальные конфликты

 

Объективная основа возникновения  социальных конфликтов заключена в  противоречиях социальной сферы, основными характеристиками которой являются: а) комплекс условий труда, быта и досуга; б) степень доступности культурных благ и услуг (образования, информации, литературы, искусства и т. д.); в) гарантии жизнеобеспечения и безопасности, включая охрану здоровья, социальное обеспечение, трудоустройство, защиту прав и достоинств личности;

 

г) возможности социальных перемещений и жизненного самоопределения (выбор профессии, места жительства и т. д.).

 

Социальные конфликты  тесно связаны с экономикой и политикой государства и возникают как результат нарушения прав и гарантий граждан, принадлежащих к тем или иным социальным группам, ущемления их интересов, связанных с указанными характеристиками социальной сферы. Основной формой проявления социальных конфликтов является недовольство граждан, их протест против существующей ситуации, которая

18

сложилась не по их воле.

В этом смысле социальные конфликты отличаются от других конфликтов в обществе, в которых наблюдается  активное противоборство заинтересованных субъектов социального взаимодействия. Однако следует иметь в виду, что растущее недовольство граждан в социальной сфере может привести к социальному бунту или взрыву, который может приобрести политическую направленность, связанна со свержением существующей власти.

 

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение  социального конфликта:

 

Социальные конфликты - это особая форма противоборства граждан с властями, обусловленная  ущемлением интересов граждан, а  также нарушением их прав и гарантий в социальной сфере.

 

 

Конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты)

 

Конфликты в духовной сфере общества возникают на основе противоречий, складывающихся в процессе производства, распределения и потребления  духовных ценностей. Такие конфликты  охватывают сферу общественного сознания, науку, религию, литературу, искусство, а также те социальные институты, которые управляют этими явлениями.

 

Конфликты духовной сферы - это противоборство субъектов социального  взаимодействия на основе противоположных интересов и взглядов в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей.

 

Субъектами конфликтов в духовной сфере могут быть как  отдельные государства, международные  сообщества, социальные группы, партии и т. д., так и отдельные личности. Одной из существенных особенностей таких конфликтов является то, что они затрагивают культуру народов, их традиции и обычаи.

 

Конфликты в духовной сфере весьма многообразны. Наиболее распространенными и острыми  из них являются религиозные конфликты, конфликты в сфере искусства, а также идеологические конфликты. Основными формами проявления таких конфликтов являются: дискуссии, критика, преследование инакомыслящих и др. Наиболее распространенной и острой формой духовных конфликтов является идеологическая борьба.

 

Управление конфликтами в сфере духовных отношений предполагает все виды деятельности, связанные с прогнозированием, предупреждением,

19

ограничением и разрешением  конфликтов. В процессе управления духовными конфликтами следует  учитывать тот факт, что такие  конфликты зачастую затрагивают культуру народов, их традиции и обычаи, что придает им особую остроту и затяжной характер. Разрешение таких конфликтов возможно лишь на основе взаимного уважения культурных и национальных ценностей, признания права каждого народа на свою культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

Глава 3. Методы борьбы с конфликтами

 

3.1. Поведение в конфликтах

 

На поведение людей  в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты  обычно хорошо друг друга изучают  и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, то есть могут достаточно хорошо прогнозировать действия противоположной стороны. Это позволяет им расширить сферу применяемых тактик и стилей поведения с "коррекцией" на особенности оппонента. Таким образом, действия оппонентов становятся в известной мере взаимообусловленными, что позволяет оказывать на них влияние.

 

Существование перечисленных  источников или причин конфликтов увеличивает  вероятность их возникновения, однако, даже при большой возможности конфликта стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными.

 

Управление конфликтами  включает и межличностные способы  разрешения конфликтных ситуаций.

 

Участники конфликтной  ситуации оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся  обстоятельствах. Известный российский конфликтолог Н. В. Гришина описывает их следующим образом:

 

1. Путь "борьбы", направленный  на то, чтобы всеми доступными  средствами добиться желаемого.

 

2. Уход от конфликта.

 

3. Ведение переговоров  с целью найти приемлемое решение возникшей проблемы.6

 

 

21

Для описания стратегий  и тактик конфликтного взаимодействия на практике часто применяют двухмерную модель К. У. Томаса и Р. X. Килменна, которая  была разработана ими в 1972 г.

 

Выделяют две основные стратегии поведения в конфликте:

 

стратегия "партнерство" характеризуется ориентацией на учет интересов и потребностей партнера. Стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов. "Наш интерес  состоит в том, чтобы наилучшим  образом обеспечить интересы другой стороны" - провозглашают сторонники партнерской стратегии поведении (то есть при ее доминанте).

 

стратегия "напористость" характеризуется реализацией собственных  интересов, стремлением к достижению собственных целей. Жесткий подход: участники - противники, цель - победа или поражение. Сторонники стратегии напористости нетерпеливы, эгоистичны, не умеют слушать других, стремятся навязать свое мнение, легко ссорятся и портят отношения.

 

Внутри двух стратегий  существует пять основных тактик (или стилей) поведения.

 

При низкой напористости и низком значении партнерства — тактика "Избегание" ("уход", "уклонение") - стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем ,воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой (такое бывает редко, но все же бывает), если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся. Эффективна эта стратегия и в случае нереалистических конфликтов.

 

При низкой напористости и высоком стремлении к партнерству — тактика "Уступка" ("приспособление") - стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглаживания разногласий. Готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, уйти от обсуждения спорных вопросов, согласиться с требованиями, претензиями. Стремление поддержать партнера, чтобы не затронуть его чувств путем подчеркивания общих интересов, замалчивания разногласий. Эта стратегия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной, когда при "тактическом

22

 проигрыше" гарантирован "стратегический выигрыш". Если  данная стратегия станет для  менеджера доминирующей, то он, скорее  всего, не сможет эффективно руководить подчиненными.

 

При высокой напористости и низком партнерстве - тактика "Противоборство" ("соперничество", "конкуренция") - стремление настоять на своем путем  открытой борьбы за свои интересы, занятие  жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления. Применение власти, принуждения, давления, использование зависимости партнера. Тенденция воспринимать ситуацию как вопрос победы или поражения. Этот стиль может быть признан эффективным, если он используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей. Руководитель отстаивает интересы дела, интересы своей организации, и порой он просто обязан быть настойчивым. Существенным недостатком данной стратегии является подавление инициативы подчиненных и возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.

Информация о работе Межличностные конфликты в организации