Модели и методы менеджмента. Проектирование организационной структуры управления фирмой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:01, реферат

Описание работы

Курсовая работа состоит из двух частей - теоретической и практической.
Целью практической работы является развитие навыков самостоятельной работы в области менеджмента, анализ моделей и методов менеджмента.
Практическая часть предполагает - проектирование организационной структуры управления гостиницы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать внешнюю среду проектируемой гостиницы.
2. Исследовать внутреннюю среду проектируемой гостиницы.
3. Определить миссию и цель проектируемой гостиницы.
4. Определить стратегию проектируемой гостиницы.
5. Создать организационную структуру системы управления проектируемой гостиницы.
6. Сделать вывод.

Содержание работы

Введение
1.Теоретическая часть:
1.1Модели менеджмента.
1.2Методы менеджмента.
2. Практическая часть:
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРОЕКТИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:
1.1Исследование объектов внешней среды.
1.2Исследование факторов внешней среды проектируемой гостиницы.
1.3Анализ внутренней среды гостиницы.
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИССИИ, ЦЕЛИ И СТРАТЕГИИ ПРОЕКТИРУЕМОЙ ГОСТИНИЦЫ И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ:
2.1 Определение миссии гостиницы.
2.2 Определение целей гостиницы.
2.3 Определение стратегии проектируемой гостиницы.
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ:
3.1 Проектирование организационной структуры управления.
3.2 Проектирование функциональной модели управления.
3.3 Показатели, характеризующие эффективность системы управления проектируемой гостиницы.
3.4 Паспорт гостиницы.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

menedgment.docx

— 88.79 Кб (Скачать файл)

 

Групповые традиции наложили отпечаток  на поведение японцев в группе и вне нее. Поведение их вне  группы характеризуется замкнутостью и не желанием контактировать, но в своей группе, в среде установившихся отношений и связей японец готов помочь любому. По данным опросов 70% японцев считают себя обязанными принимать близкое участие в делах друзей (в США 45% жителей, в Англии 36%, в ФРГ 31%, во Франции 12%, а в России 6%).

 

Главным принципом группы является «не высовывайся, то есть будь как  остальные». Группа сама может признать чей-то приоритет, но работник не должен прилагать к этому усилий. Но если кто-то из группы добился более высоких результатов – это считается достижением группы.

 

Важной составной частью японского  менеджмента является система пожизненного или долгосрочного (найма и трудового стажа). Продвижение по службе в Японии, прежде всего, зависит от возраста и стажа, а потом уже учитываются все остальные качества. Служащие, перешедшие в другую компанию, лишается трудового стажа и начинает все с начала. Рабочий, меняющий место работы, дискриминируется в отношении оплаты труда, льгот, пенсии; их рассматривают как людей второго сорта.

 

Важным методом укрепления связей служащих с руководством и фирмой в целом является поощрением интенсивного общения  друг с  другом, которое  выражается в различных формах. Например, ежедневно, кроме субботы и воскресенья, весь персонал начинает день с физической  зарядки и пения гимна своей  фирмы. После этого все работники  фирмы не зависимо от их положения  декламируют заповеди, вывешенные на стенах и посвященные в основном упорному и добросовестному труду, повиновению, исполнительности, скромности, проявления благодарности.

 

В японских фирмах ежегодно отмечается “день основания компании“, что  дает возможность руководству фирм проводить в жизнь идею ”общности  интересов” предпринимателей и работников.

 

Нормой деятельности для японского  менеджера является каждодневное присутствие  на производстве, постоянное общение  с людьми, решение все возникающих  проблем на месте, систематические  беседы с рабочими и специалистами о путях дальнейшего совершенствования производства, повышение эффективности хозяйствования. На все жалобы со стороны служащих, как правило, следует немедленная реакция руководства.

 

Мастера цехов каждое утро дают задание  работникам, зачитывают сводку о результатах  вчерашней работы и интересуются самочувствием работников, зная, что  если рабочий болен или обеспокоен чем-то, он не сможет хорошо работать.

 

Управляющим в Японии, даже директору  завода, не предоставляется отдельного кабинета – вместе со своими сослуживцами они размещаются в одном большом открытом зале без перегородок, оснащенном простой и самой необходимой мебелью. Это должно напоминать служащим о том, что они прилагают совместные усилия к достижению компанией успеха.

 

Привилегии в зависимости от ранга или класса отсутствуют, в  том числе и привилегии пользования  отдельными столовыми. Менеджеры фирмы SONY одеты в такие же синие куртки без отличий, как и остальные  рабочие. Во время спада производства им в первую очередь снижают заработную плату. Все это дает огромный экономический  и нравственный эффект, т.к. рабочие  чувствуют свою связь с управляющими и корпорацией.

 

Японский менеджмент используют и  определённый порядок найма, продвижение и обучение служащих. При приеме на работу выпускников средних школ и университетов поощряется созданием рабочих династий, то есть прием на работу детей и близких родственников кадровых работников. Широко практикуется наем по рекомендации кого-либо из сотрудников фирмы, который несет ответственность за свою рекомендацию. Статистические данные свидетельствуют о том, что число принятых на работу по рекомендации в компаниях составляют примерно 45%.

 

Своеобразен и порядок ротации  на японских фирмах. В отличие от США, где человек может всю  свою жизнь может проработать  мастером, если это удовлетворяет его и компанию, в Японии считают, что длительное пребывание работником в одной должности приводит к потере его интереса к работе, снижению уровня ответственности. По этому трудовая ротация является нормой и часто совмещается с продвижением по службе.

 

Частота ротации зависит от ряда обстоятельств (возраст, стаж, специальность) и может колебаться от 4-7 лет. В результате каждый служащий приобретает 5-6 специальностей, и становиться профессионалом широкого профиля. Во многих случаях это решает проблему взаимозаменяемости.

 

В первую очередь по службе должны продвигаться люди, обладающими такими качествами, как честность, порядочность, скромность и трудолюбие.

 Отбор кандидатов в управляющий  состав обычно производиться  из числа работников компании. При этом преследуется несколько  целей: во - первых, найти человека, детально знающего специфику производства; во вторых, усилить преданность работника фирме и сохранить стаж его работы.

 

Что касается обучения работников, то обычно под этим подразумевается  повышение их квалификации без отрыва от производства, на рабочих местах.

 

Для повышения теоретического образования  своих служащих японские корпорации направляют их в учебные центры, на семинары, например в учебные заведения США.

 

Японский менеджмент характеризуется  и особенностями фирмы, размера  и содержания оплаты труда. Заработная плата определяется, прежде всего, показателями трудового стажа и результатами труда. Крупные японские корпорации предоставляют работникам множество дополнительных льгот: надбавки на содержание семьи, оплата проезда к месту работы, медицинского обслуживания, соц. Страхования и др. выплаты на социальные нужды. Зарплата управленческого персонала компании редко более чем в 7-8 раз превышает только что поступившего на предприятия ученика.

 

На фирмах Японии применяется целая  система нематериального (морального) стимулирования хороших работников: продвижения по службе; выдача премий, ценных подарков; выдача авторских свидетельств; проведение специальных заседаний на которых отмечается высококачественная деятельность сотрудника; предоставления льгот на покупку акций предприятия; оплачиваемые поездки на предприятия заказчика (в том числе и в другие страны); публикация специальных статей во внутрифирменном издании (прессе); организация загородной поездки для работников с семьями за счет фирмы; организация совместных обедов работников с руководством фирмы; специально отведённые места для парковки машин и т.п.

 

Специфика японского менеджмента, учитывающего психологию людей и  их социальный статус и позволившего добиться не обычных успехов в  промышленности, способствовала совершенствованию традиционных методов управления кадрами в других странах с развитой экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительная характеристика японской и американской моделей менеджмента

 

 

 

Японская модель менеджмента

Американская модель менеджмента

1.

Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия

Индивидуальный характер принятия решений

2.

Коллективная ответственность

Индивидуальная ответственность

3.

Нестандартная, гибкая структура управления

Строго формализованная структура управления

4.

Неформальная организация контроля

Четко формализованная процедура  контроля

5.

Коллективный контроль

Индивидуальный контроль руководителя

6.

Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост

Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе

7.

Основное качество руководителя — умение осуществлять координацию действий и контроль

Главное качество руководителя — профессионализм

8.

Ориентация управления на группу

Ориентация управления на отдельную  личность

9.

Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату

Оценка управления по индивидуальному  результату

1.

Личные неформальные отношения с подчиненными

Формальные отношения с подчиненными

1.

Продвижение по службе по старшинству и стажу работы

Деловая карьера обусловливается  личными результатами

1.

Подготовка руководителей универсального типа

Подготовка узкоспециализированных руководителей

1.

Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т.д.

Оплата труда по индивидуальным достижениям

1.

Долгосрочная занятость руководителя в фирме

Найм на работу на короткий период


 

 

 

Западноевропейская модель менеджмента.

   На формирование западноевропейской модели менеджмента значительное влияние оказали исследования ученых европейских государств.

Так, под  влиянием бихевиоризма наблюдается  тенденция психологизации управления на Западе. Предполагается, что денежное вознаграждение не является единственным фактором, предопределяющим все усилия. Усилия во многом определяются психологическими мотивами индивида, от которых зависит его поведение.

Вслед за США в Европе проводились эксперименты по повышению содержательности труда на рабочем месте. Так, в ряде фирм был упразднен конвейер, что позволило снизить текучесть кадров и повысить рентабельность.

В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались также вопросы привлечения работников к «участию в управлении».

Заслуживает внимания система «соучастия», сформировавшаяся в ФРГ. Она состоит из трех элементов:

-     Создание «производственных советов» на предприятиях;

-     Включение представителей наемных работников в наблюдательные советы

-      Включение «рабочих директоров» в советы управляющих

В последнее  время больше внимания стало уделяться  коллективной работе. Немецкая «модель  Гарцбурга» предусматривает перенесение ответственности на нижние уровни. Идея состоит в передаче права принятия решений наиболее компетентным сотрудникам, что повышает качество принимаемых решений на всех уровнях управления. Каждый работник принимает управленческие решения в рамках своих обязанностей и компетенции.

Западноевропейские  ученые оказали заметное влияние  на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение  людей с точки зрения воздействия  на них группового поведения.

Западноевропейские  компании имеют общие с американскими  фирмами черты в использовании принципа децентрализации управления.

В последние  десятилетия западноевропейские фирмы  произвели реорганизацию управления с использованием американского опыта. Они отошли от узкой специализации производства.

В частности, производственные отделения в западноевропейских компаниях играют большую роль, чем в американских. В децентрализованной форме управления они координируют деятельность входящих в них дочерних компаний, которые наделены оперативно – хозяйственной, финансовой и юридической самостоятельностью.

Между отдельными компаниями устанавливаются производственные связи, и тогда западноевропейские концерны называются «промышленными группами».

Некоторые отличия от американского и западноевропейского  управления в целом имеет управление фирмами в Финляндии. Здесь цели имеют  количественные показатели. Стратегия на достижение конечных целей носит название «управление по результатам». Особенностью этого управления является то, что в определении намеченных результатов наравне с высшим руководством участвуют исполнители и рабочие. Подчиненные сами выбирают пути и методы достижения этих результатов.

Весьма  важную роль в ХХ веке сыграла теория государственного регулирования Кейнса, получившая наиболее яркое отражение в двух моделях управления: модель «социального рыночного хозяйства» (ФРГ) и «шведская модель социализма».

 

1.2 Методы менеджмента.

 

1.Административные методы  управления

 

Административные методы (организационные, организационно-распорядительные) выражаются в прямом воздействии на объект управления в целях побуждения его к принятию определенного решения. Администрирование  означает, что любое предписание  объекту управления является директивой, приказом, а не рекомендацией, т.е. имеет  принудительный характер.

 

Административные методы осуществляются двумя видами актов: нормативными и  индивидуальными. Нормативные акты управления содержат правила, относящиеся  к определенному кругу вопросов и рассчитанные на применение в течение  более или менее продолжительного времени (законы, нормы, стандарты и  т.д.). Индивидуальные акты адресованы определенным субъектам (лицам или  организациям) и обычно содержат предписание  на ограниченный отрезок времени (приказ, распоряжение).

 

Административные методы бывают организационные  и распорядительные (отсюда синоним  административных методов как организационно-распорядительных).

 

Организационные воздействия объединяют различные меры организационного порядка, например, определение структуры  компании, установление порядка прохождения  заявок на материалы.

 

Распорядительные воздействия  представляют собой приказы, распоряжения и указания, касающиеся повседневной оперативной работы по обеспечению  нормального функционирования предприятия. Они могут быть как в письменной, так и в устной форме. Отношения  между органами управления могут  быть распорядительными, когда исходят  от вышестоящего органа нижестоящему (по вертикали), или в виде согласования, характерного для отношений различных органов управления, не подчиненных друг другу, т.е. по горизонтали.

 

2. Экономические методы управления

 

Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью  конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме  сугубо личных участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.

Информация о работе Модели и методы менеджмента. Проектирование организационной структуры управления фирмой