Модели организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Второй уровень представляют ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Как правило, они формируются руководством компании и доводятся до сведения всех сотрудников. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Шайн называл это «организационной идеологией», которая во многих компаниях непосредственно формулируется в программных документах организации, являясь основным ориентиром в ее деятельности. Заданные ценности, которые могут быть явными или скрытыми, в свою очередь определяют социальные нормы, регулирующие поведение членов организации. Не всегда декларируемые ценности соответствуют истинным ценностям организации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты организационной культуры…………………………...5
1.1. Понятие организационной культуры…………………………………………..5
1.2. Модели организационной культуры……………………………………………
2. Практика ???
2.1.
2.2.
Заключение……………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Cтруктура и модели организационной культуры.docx

— 271.68 Кб (Скачать файл)

Интересный подход к рассмотрению параметров оргкультуры предлагает В.А. Спивак. Он считает, что использование в российской практике распространенного в настоящее время подхода к культуре компаний, который основывается на моделях стран с развитым рынком, не является адекватным нашей действительности в связи с различием изучаемых объектов как систем. Спивак предлагает использовать отечественный опыт в данной области, в частности обратиться к работе А.А. Погорадзе «Культура производства: сущность и факторы развития» (1990 г.). Структура культуры производства (то есть организационной культуры), по мнению этого автора, включает в себя пять элементов:

1. Культура условий труда:  характеристики и показатели  санитарно-гигиенических, психофизиологических, социально-психологических и эстетических  условий труда.

2. Культура средств труда и трудового процесса: внедрение достижений науки и техники в производство, уровень автоматизации и механизации, качество оборудования и инструментов, ритмичность и планомерность работы предприятия, уровень материально-технического обеспечения, качество выпускаемой продукции, использование передовых методов труда, методы оценки результатов, обеспечение дисциплины.

3. Культура межличностных  отношений (коммуникаций): социально-психологический  климат в трудовом коллективе, чувство коллективизма, взаимопомощь, наличие и разделение работниками  ценностей и убеждений компании, особенности внешних коммуникаций  с окружающей средой («паблик  рилейшенс»).

4. Культура управления: методы  и стиль руководства, гуманизм, индивидуальный подход, отношение  к персоналу, профессионализм  управленцев, методы мотивации  и стимулирования, повышение уровня  удовлетворенности трудом.

5. Культура работника: нравственная культура (поведение, знание этикета, хороших манер, нравственность, ценностные ориентации, убеждения и культура чувств) и культура труда (уровень образования и квалификации, отношение к труду, дисциплинированность, исполнительность, творчество на рабочем месте).

Если сравнивать эту классификацию  с предыдущими, то становится очевидно, что все они описывают практически одни и те же элементы оргкультуры, отличие заключается лишь в акцентах, группировке факторов и приписываемой им степени значимости

 

Модель организационной  культуры Теренса Дила и Аллана Кеннеди  
Теренс Дил и Аллан Кеннеди выделили четыре уровня организационной культуры:  
Ценности Обычаи и ритуалы Герои и мифы Система неформальных коммуникаций  
Важными элементами корпоративной культуры являются стиль поведения, методы принятия решений, жаргон, шутки, табу, слухи и сплетни. 

 

В модели организационной культуры Кима Камерона и Роберта Куинна “Конкурирующие ценности и организационная эффективность” представлены следующие типы:

1. Клан (семья). Культура проникнута  разделяемыми всеми сотрудниками  ценностями и целями, сплоченностью,  соучастием и ощущением организации  как “мы”. Основные представления:

с внешними проблемами лучше  всего справиться, организуя бригадную  работу и заботясь о повышении  квалификации сотрудников;

потребители являются партнерами;

необходимо создавать  для члена коллектива гуманное внешнее  окружение;

главная задача менеджеров – делегирование подчиненным  полномочий, облегчение условий их участия в бизнесе, проявления преданности  делу и организации.

2. Адхократия.[v] Культура характерна для динамично развивающейся компании, в которой акцентируется необходимость производства продукции и предоставления услуг с учетом новых технологий, проявления предпринимательских способностей. 3. Бюрократия (иерархическая культура).

4. Рынок. Работа в компании  с таким типом культуры ориентирована  на результаты (достижение целей). Успех определяется объемом рыночной  доли и проникновением на новые  рынки. Основные ценности: конкурентоспособность  и продуктивность. Главная задача  менеджеров – повышать производительность  деятельности организации, вести  ее к результатам и прибылям.

Для нашей действительности наиболее характерной формой корпоративной  культуры из представленных типов- это «семья» или «клан». Такова ментальная природа нашего общества.

Но развитие организаций  и предприятий в условиях конкуренции  все чаще будет требовать формирования типа корпоративной культуры – «рынок».

Некоторые российские исследователи  выделяют следующие типы современной  российской организационной культуры: «друзья», «семья», культура «начальника».[vi]

Модель Денисона  

Модель Денисона — это результат исследовательской работы доктора Дениэла Денисона, ранее сотрудника Мичиганской бизнес школы и в настоящее время профессора организационного развития Международного института развития менеджмента (International Institute of Management Development, IMD) в Лозанне, Швейцария. Основной сферой научных исследований Дениэла Денисона является взаимосвязь организационной культуры и ключевых бизнес-показателей, таких как возврат инвестиций, рост продаж, качество, инновации и степень удовлетворённости сотрудников. На основе данной модели Дениэл Дэнисон совместно с Уильямом Нилом разработали два консалтинговых продукта компании Denison Consulting : «Анализ корпоративной культуры» и «Анализ системы управления/лидерства». На сегодняшний день услугамиDenison Consulting воспользовались более 5 тысяч компаний по всему миру.

Опираясь на 15-летний опыт наблюдения за культурой более чем 1000 преуспевающих и проблемных компаний разных размеров, отраслей промышленности, возрастов и стадий жизненного цикла и изучив мнения 40 000 представителей этих и других компаний, консультант в области корпоративной культуры Дениэл Денисон создал одну из наиболее репрезентативных теорий анализа корпоративной культуры с  точки зрения организационной эффективности. Характеристики модели были впервые опубликованы в статье «Пять условий высокорезультативных культур» в 1998 году.

В отличие от других моделей корпоративной  культуры в основе модели Денисона лежат не особенности психики и личные качества объекта, а поведенческий (бихевиористкий) подход. Модель разработана в условиях деловой среды, специально для нужд бизнеса, используется бизнес-лексика и привычная для описания бизнес-процессов терминология. Важно что модель непосредственно соотносится с ключевыми экономическими показателями бизнеса, что выгодно отличает ее от «академических» моделей, где влияние тех или иных элементов корпоративной культуры на бизнес-показатели остается неясным*. Применение модели Денисона технологизировано и занимает минимальное время. Кроме того модель применима на всех уровнях организационной иерархии.

Модель Денисона строится на оценке четырёх ключевых характеристик корпоративной культуры и управления (лидерства): 

  • миссии (mission)
  • cпособности к адаптации (adaptability)
  • вовлеченности (involvement)
  • согласованность (consistency)

Каждая из этих характеристик дополнительно  разделяется на три качества (индикатора), таким образом, в рамках данной модели всего оценивается 12 параметров.

В основе модели лежит две оси: «гибкость» (гибкость — устойчивость) и «фокус» (внешний — внутренний). В своих исследования Денисон использовал ту же шкалу конкурирующих уенностей, которая применялась в модели Камерона-Куинна: Гибкость — Стабильность и Внешний — Внутренний фокус. В центре модели: верования (убеждения) и ожидания (предпосылки, представления). В данный крест вписаны описанные выше 4ре характеристики, по часовой стрелке справа сверху вниз: Миссия, Согласованность, Вовлечённость, Способность к адаптации.  

 

 

 

Процедура анализа корпоративной  культуры начинается с опроса работников компании и представителей ее окружения. Респонденты дают ответы по 5-балльной шкале на 60 вопросов (5 вопросов на каждый из 12 индексов). Затем по каждому  вопросу рассчитывается среднеарифметическое значение. Полученное для каждого  индекса среднее значение противопоставляется нормам — аналогичным показателям других компаний, содержащимся в специальной базе данных, пополняемой и обновляемой. Как результат, определяется процентильный показатель, который позволяет судить о значимости того или иного фактора как элемента корпоративной культуры компании. Например, процентильный показатель 78 для индекса «Стратегическое направление и намерение» означает, что в данной копании стратегическое направление и намерение определяет корпоративную культуру, укрепляет рыночные позиции и финансовые показатели в большей степени, чем у 78% схожих с данной организацией компаний. В дополнение к процентилям существует понятие «квартиль», отражающее 25%-, 50%-, 75%- и 100%-ную отметки в каждом из индексов.

 

Исходные модели организационной  культуры в системе предпринимательства

Важное место  в управленческом знании по вопросу  организационной культуры занимает понятие «модель организационной  культуры». Впервые понятие «культурная  модель» было введено в научный  оборот антропологами А. Кребером и К. Клакхоном. Под культурной моделью учеными подразумевалась определенная абстракция, которая позволяет исследователю видеть все элементы культуры в единстве. При этом одна и та же модель может наполняться разным содержанием.

С позиции системного подхода возможно выделение следующих моделей  организационной культуры:

1. По учету  фактора времени: статические  (структурные, структурнофункциональные модели); динамические (эволюционные, стратегические модели).

2. По признаку  междисциплинарности343: управленческие (например, модель Т. Питерса и Р. Уотермена); экономические (например, модель Д. Крепса); психологические (например, модель Э. Шайна); антропологические (например, модель У. Ханнерца344); социологические (например, модель Ч. Ханди); культурологические (например, кросскультурная модель Г. Хофштеда).

3. С позиции  рассмотрения организации как  отрытой или закрытой системы:  социентальные (национальные/экстерналистские) модели; корпоративные (интерналистские) модели; интралистские модели.

4. По акценту  на изучении одной стороны  организационной культуры или  нескольких в их взаимосвязи:  одномерные и синтетические345.

5. В зависимости  от ключевых организационных  процессов (функций), протекающих  на предприятии346.

Возможны  и другие подходы к классификации  моделей организационной культуры, но в данном случае были обозначены наиболее важные и системные признаки для классификации.

Также хотелось бы отметить траекторию эволюции данных моделей. Если первоначально создатели  моделей организационной культуры делали основной акцент на выявление  связи между организационной  культурой и успехом компании (этап популяризации концепции организационной  культуры), то следующий этап был  связан с попыткой осознания этого  феномена и его места в управлении (феноменологический этап). Сегодня мы имеем дело с этапом, когда от всеохватности (т.е. стремления создать универсальную модель организационной культуры применительно ко всем случаям из жизни деловой организации, функционирующей в любой стране и в любой отрасли экономики) переходят к моделям, призванным решать частные проблемы — проблемы кросскультурных взаимодействий; гендерные и этнические проблемы; проблемы, связанные с конкретной отраслевой спецификой; проблемы взаимодействия организационной культуры и конкретных функций, процессов и подотраслей менеджмента; проблемы, связанные с формированием принципиально нового типа организаций в условиях глобализации и перехода к постиндустриальному обществу, и т.д.347. Условно такой этап можно было бы назвать системным, т.к. весь комплекс этих проблем охватывает все сферы и аспекты управления современным предприятием. Подчеркнем, что развитие моделей организационной культуры лежит в русле развития концепции организационной культуры, т.к. модели выступают как важнейший элемент этой концепции, а этапы развития моделей прямо соотносятся с этапами развития концепции организационной культуры.

Кратко дадим характеристику некоторым  моделям, оказавшим ключевое влияние  на развитие концепции организационной  культуры.

1. Модель Т. Питерса и Р. Уотермена (1982 г.)

В своей работе «В поисках эффективного управления»  Т. Питерс и Р. Уотермен осуществили попытку определить, какие ключевые характеристики позволили ряду передовых американских компаний выжить и даже победить в конкурентной борьбе с японскими производителями в начале 80-х гг. ХХ в.348. При этом ученые выступили против рационального, количественного и логического в управлении; они подчеркивали важность руководящего видения, культуры и людей349. Изначально модель этих ученых считается управленческой, т.к. Т. Питерс и Р. Уотермен зарекомендовали себя как бизнес-консультанты именно по вопросам управления деловой организацией.

Как уже отмечалось ранее, господствующую позицию в  современной управленческой науке  занимает идея о том, что главной  причиной, побудившей Т. Питерса и Р. Уотермена написать свою работу, стал японский вызов. Однако некоторые ученые не соглашаются с этим, считая, что Т. Питерс и Р. Уотермен, отталкиваясь от работ Г. Саймона, К. Вайка, Дж. Марча, Г. Минцберга и А. Петтигрью, лишь «превратили» крайне абстрактную теорию организации в форму, доступную для широкой аудитории350. В качестве определения культуры Т. Питерс и Р. Уотермен предлагают следующее: культура — это общие укоренившиеся ценности компании351. Ученые разделяют все культуры на функциональные и дисфункциональные.

Основной  упор в работе был сделан на семи ключевых взаимосвязанных и взаимодополняющих  характеристиках организации, которые  в своей совокупности образуют «атом  успеха»: эффективный набор и  селекция персонала; ясная организационная  структура; понятные системы и процедуры; квалификация персонала; стиль управления; стратегия; разделенные ценности (приверженность своему делу; ориентация на действие; лицом  к потребителю; самостоятельность  и предприимчивость; связь с жизнью и ценностное руководство; производительность человека; свобода действий и жесткость одновременно; простая форма, скромный штат управления)352. Так как по-английски названия всех этих характеристик начинались на «S», эта концепция получила название «7 S»353.

Самый важный вклад Т. Питерса и Р. Уотермена заключается в том, что они одними из первых сумели акцентировать внимание и доказать важность организационной культуры в жизни современных корпораций, а также стали рассматривать компании как самостоятельные культуры354. Кроме того, отметим тот факт, что идеи Т. Питерса и Р. Уотермена «оставили науку далеко позади себя и быстро завоевали статус социальной философии или квазирелигии»355. Таким образом, данная модель важна не столько с позиции изучения организационной культуры внутри фирмы, сколько с позиции ее влияния на формирование бизнес-культуры в экономике США 1980-х гг. и за ее пределами.

Информация о работе Модели организационной культуры