Модели развития организационной культуры организации ( на примере ОАО« Алвиз.»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотрение моделей развития организационной культуры организации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты развития организационной культуры;
- дать краткую характеристику предприятия;
-проанализировать модель развития организационной культуры на предприятии

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты развития организационной культуры 5
1.1. Моделирование процесса формирования и развития культуры организации 5
1.2. Структура и модели организационной культуры 11
2. Аналитический обзор организационной культуры организации 17
2.1. Краткая характеристика ОАО «Алвиз» 17
2.2. Анализ организационной культуры организации 19
3. Совершенствование организационной культуры организации 26
3.1. Направления совершенствования организационной культуры
организации 26
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 31
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложение 35

Файлы: 1 файл

Модели развития организационной культуры организации Алвиз КР.doc

— 798.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки российской федерации

федеральное государственное бюджетное 

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный индустриальный университет»

(ФГБОУ  ВПО «МГИУ»)

 

Кафедра ИДО №71 "Менеджмент организации"


 

 

                   Курсовой проект

 

по дисциплине: «Менеджмент»

на тему «Модели развития организационной культуры организации ( на примере ОАО« Алвиз.»)»

 

 

 

Группа

   

Студент

   

Преподаватель

   

Оценка работы

 

Дата

   
     
     

 

 

МОСКВА 2012

 

Содержание

 

 

Введение

 

Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. п. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.

Организационная культура - это новая  область знаний, входящая в серию  управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области  знаний - организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации.

Характеристика организационной  культуры охватывает:

-индивидуальную автономность - степень  ответственности, независимости  и возможностей выражения инициативы  в организации;

-структуру - взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;

- направление - степень формирования  целей и перспектив деятельности  организации;

-интеграция - степень, до которой  части (субъекты) в рамках организации  пользуются поддержкой в интересах осуществления скоординированной деятельности;

-управленческое обеспечение - степень,  относительно которой менеджеры  обеспечивают четкие коммуникационные  связи, помощь и поддержку своим  подчиненным;

-поддержку - уровень помощи, оказываемой  руководителями своим подчиненным;

-стимулирование - степень зависимости  вознаграждения от труда;

-идентифицированность - степень отождествления  работников с организацией в  целом;

-управление конфликтами - степень  разрешаемости конфликтов;

-управление рисками - степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска.

Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие измерения. Та или иная организация может  быть подвергнута анализу и подробно описана на основе перечисленных  выше параметров и свойств.

Цель исследования – рассмотрение моделей развития организационной  культуры организации.

Для достижения цели поставлены следующие  задачи:

- изучить теоретические аспекты  развития организационной культуры;

- дать краткую характеристику  предприятия;

-проанализировать модель развития  организационной культуры на  предприятии;

- разработать направления совершенствования организационной культуры организации;

- дать  оценку эффективности  проектных  мероприятий.

Объект исследования – ОАО «Алвиз».

Предмет исследования – модель развития организационной культуры.

В процессе выполнения работы использованы монографический, экономико-статистический методы исследования и соответствующие  им приемы. При анализе организационной  культуры применялись следующие  методы: сравнительный метод;  сопоставительный метод; дедуктивный и индуктивный методы;  экономико-математические приемы.

Теоретическую и методологическую основу составляют научные исследования отечественных и зарубежных ученых, данные отчетности предприятия, материалы, публикации современных изданий периодической печати, посвященных организационной культуре и другие источники.

1. Теоретические аспекты развития организационной культуры

1.1. Моделирование процесса формирования и развития культуры организации

 

Организационная культура - это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития1.

Организационная культура включает следующие  компоненты:

-мировоззрение, направляющее действия членов организации в отношении других сотрудников и ее клиентов и конкурентов,

культурные ценности, доминирующие в организации, такие как качество продукции или оцениваемое лидерство, символы и мифология,

-характеристики поведения при  взаимодействии людей, такие как ритуалы и церемонии, а также язык, используемый при общении,

-нормы, принимаемые повсеместно  в организации, например, «заработал  – получил» или как обоснованно  отказаться от нового задания,  к нормам относятся так называемые  «правила игры», которые новичок должен освоить в процессе становления членом организации,

-психологический климат в организации,  с которым сталкивается человек  при взаимодействии с ее сотрудниками.

Ни один из этих компонентов по одиночке не представляет культуру организации. Однако все вместе они могут дать представление об организационной культуре.

Формирование и развитие организационной культуры представляет, собой специфический бизнес-процесс, которым нужно управлять наряду с производством, маркетингом, сбытом и т.д. Организационная культура создается искусственно одновременно с созданием фирмы, поэтому она должна быть управляемой, ее необходимо планировать, формировать и развивать в соответствии с требованиями организации.

Если рассматривать  процесс формирования и развития организационной культуры с позиций группы, то, согласно модели Эдгара Шейна, организационная культура будет формироваться в результате совместного преодоления работниками организации трудностей процессов внешней адаптации и внутренней интеграции.

Внешняя адаптация - это реакция организации на требования внешней среды2. Трудности внешней адаптации - проблемы выживания организации на рынке, нахождения своей рыночной ниши, формирование отношений с деловыми партнерами, потребителями, конкурентами и т.п. В процессе внешней адаптации определяется миссия и стратегия организации, устанавливаются цели, средства достижения целей и исправления ошибок, определяются критерии оценки результатов деятельности персонала.

Внутренняя интеграция – это становление коллектива, формирование единой команды из отдельных индивидов. Внутренняя интеграция происходит в процессе совместного решения членами организации задач, достижения общих целей, разрешения основных внутренних проблем. В процессе внутренней интеграции вырабатывается язык, понятия; определяются границы группы и критерии вхождения и выхода из нее; распределяются полномочия; разрабатываются нормы отношений; определяются меры поощрения и наказания, порядок их применения и др.

Проблемы внутренней интеграции тесно связаны с глубинными  представлениями индивида о природе человека, характере человеческой деятельности, взаимоотношений между людьми, об истине, времени, пространстве.

Решающую роль в формировании организационной культуры играет учредитель, основатель организации, так как он не только имеет оригинальную идею, но и собственное видение того, как она должна быть реализована, в соответствии с его собственной культурой и личностью. Выдвигая идею, основатель привлекает к ее реализации группу единомышленников, обладающих схожими взглядами на ситуацию, цели, способы их достижения. Если группа остается стабильной в течение определенного периода времени, то она постепенно вырабатывает собственное представление о себе, внешней среде, правилах деятельности, выживания и развития.

Организационная культура формируется в процессе общения  и совместного решения проблем для достижения единой цели. В результате этих процессов вырабатываются собственные ценности, критерии достижения общих целей, правила и нормы поведения, формы взаимодействия с внешней средой. Следовательно, необходимым условием формирования и развития организационной культуры является совместная деятельности людей и наличие общей цели.

Рассмотрим процесс  формирования и развития организационной культуры на основе системного подхода. Системный подход - это определенная методология исследования, рассматривающая любой объект как систему, состоящую из отдельных взаимосвязанных элементов (подсистем).

Формирование и развитие организационной культуры с позиций системного подхода подразумевает последовательное построение системы в трех взаимосвязанных аспектах. Функциональный аспект - это определение ее основных функций и состава функций-задач, а также построение дерева функций. Второй аспект системного подхода называется элементным, он предусматривает выделение в системе необходимых для реализации функций задач элементов, а также соответствующего элементного (ресурсного) обеспечения.

Третий аспект – организационный  – предусматривает создание структуры системы управления формированием и развитием организационной культуры и разработку механизма реализации ее функций, а также установление связей и отношений между элементами3.

Базовая модель системы  управления формированием и развитием организационной культуры согласно системному подходу приведена на рис.1.

Рис.1. Базовая модель системы управления формированием и развитием

организационной культуры

Все аспекты системного подхода к процессу управления формированием и развитием организационной культуры должны ориентироваться и способствовать достижению главной цели организационной культуры - обеспечению самоорганизации социально-экономической системы, повышению трудового потенциала.

Система управления формированием  и развитием организационной культуры представляет собой взаимосвязанное единство управляющей части (то есть субъекта) и управляемой части (то есть объекта).

Объектом являются социально-экономические системы (организации); внутри системы (организации) - совокупность элементов – структурных подразделений, внутри структурных подразделений – человек, работник организации.

Субъектом является специальный  отдел, отдел управления персоналом, специальная рабочая группа по управлению формированием и развитием организационной культуры, линейные и функциональные руководители, обладающие определенными правами и обязанностями в области формирования и развития организационной культуры. Объект и субъект организационной культуры взаимосвязаны и взаимозависимы. Связь между ними осуществляется посредством информационных потоков.

На организационную культуру оказывают влияние различные возмущающие воздействия, которые могут быть направлены как на объект, так и на субъект.

Следовательно, необходимо снижение и ограничение их влияния через повышение ее адаптации к изменяющимся условиям.

Процесс формирования организационной  культуры представляет собой комплексный процесс, который должен выполняться в определенной последовательности во взаимосвязи с тремя аспектами системного подхода с учетом влияния внешней среды. Состав, содержание и последовательность работ данного процесса в виде блок-схемы представлена на рис. 2.

Рис.2.Блок-схема процесса формирования и развития организационной

культуры

Данная блок-схема  динамична, и позволяет изменять, развивать организационную культуру в процессе ее существования, обеспечивает в полной мере самоорганизацию социально-экономической системы: из схемы видно, что для осуществления процесса формирования и развития организационной культуры не требуется существенной поддержки извне; весь процесс может быть осуществлен за счет внутренних ресурсов.

Технология формирования и развития организационной культуры предусматривает анализ факторов внешней и внутренней среды, оказывающих на нее влияние. Необходимость проведения такого анализа обуславливается тем, что отсутствие учета силы и характера воздействия основных факторов может привести к неэффективности мероприятий по формированию и развитию организационной культуры.

Информация о работе Модели развития организационной культуры организации ( на примере ОАО« Алвиз.»)