Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:35, контрольная работа
Наиболее крупным современным теоретиком потребления является француз Пьер Бурдье. Главной его работой, посвященной этой проблеме, является "Отличия: социальная критика суждений о вкусе". Одним из крупнейших теоретиков потребления является также француз Бодрийяр, разработавший концепцию "общества потребления", написавший работу по политэкономии знака. Большое влияние на исследование потребления оказали работы американского социального психолога и социолога И. Гоффмана. Большим авторитетом пользуются работы советского литературоведа и культуролога М. Бахтина, чьи идеи находят применение и для понимания поведения потребителей.
Введение. 1
1. Рыночное поведение потребителей. 1
2. Мотивационные факторы в поведении покупателей. 12
3. Позитивистская и постмодернистская парадигмы
поведения покупателя. 5
4. Культура как фактор потребительского поведения. 26
5. Социальное пространство потребителя. 36
Заключение. 41
Список литературы. 43
«Мотивационный анализ поведения покупателей»
Содержание:
Введение. 1
1. Рыночное поведение потребителей. 1
2. Мотивационные факторы в поведении покупателей. 12
3. Позитивистская и
поведения покупателя. 5
4. Культура как фактор
5. Социальное пространство
Заключение. 41
Список литературы. 43
Для маркетинговых исследований потребительского
поведения с самого начала было характерно
фокусирование внимания на отдельном
индивиде-потребителе. Как верно
заметил один критик, маркетологи
изучали потребителя как
В 1950-е гг. в Америке вошли в моду так называемые "мотивационные исследования", строившиеся на глубоких интервью и тесно связанные с традицией психоанализа, идущей от З. Фрейда. Однако в дальнейшем интерес к ним спал.
В 1960-е гг. в исследованиях
Современные исследования несут на
себе четкую печать всех вышеописанных
традиций, отражающих в значительной
степени характерную черту
В то же время проблема потребления постепенно стала входить в круг интересов довольно широкого круга обществоведов - историков, антропологов, социологов, культурологов, социальных теоретиков. При этом в Западной Европе теоретический анализ поведения потребителей пошел совершенно иным путем, нежели в Америке.
Наиболее крупным современным
теоретиком потребления является француз
Пьер Бурдье. Главной его работой,
посвященной этой проблеме, является
"Отличия: социальная критика суждений
о вкусе". Одним из крупнейших
теоретиков потребления является также
француз Бодрийяр, разработавший
концепцию "общества потребления",
написавший работу по политэкономии
знака. Большое влияние на исследование
потребления оказали работы американского
социального психолога и
Произошли
заметные подвижки и в США. В 1980-е гг. на
кафедры маркетинга пришли работать антропологи,
социологи и даже литературные критики,
что естественно расширило взгляд на потребительское
поведение. В результате критика традиционного
подхода началась уже изнутри кафедр маркетинга.
Возникшее направление в маркетинговых
исследованиях получило название "нового".
К 1990-м годам его право на существование
было признано наряду с традиционной школой.
Характерная черта нового направления
- это фокус на культуру и социальные проблемы.
Однако традиционный взгляд на потребительское
поведение количественно доминирует.
"Поведение потребителей" (ПП)
- прикладная научная дисциплина.
Это означает, что она служит
своего рода посредником между
фундаментальными науками и
В ее основе лежит ряд фундаментальных научных дисциплин: социология, психология и социальная психология, общая экономическая теория, антропология, социальная история и история культуры.
Поведения потребителей тесно переплетается
еще с двумя прикладными
Любая научная дисциплина имеет
объект и предмет. Объект - это то,
на что направлена данная дисциплина.
Например, объектом макроэкономики является
экономическая сфера жизни
Предмет - это та сторона объекта,
на которой концентрируется данная
научная дисциплина. Так, человек
является объектом целого комплекса
наук, каждая из которых изучает
одну из его сторон. Физиология изучает
человека как природный механизм,
медицина изучает лечение этого
механизма, психология изучает психическую
организацию человека, психиатрия -
лечение психических
Что такое потребление? Традиционно оно рассматривалось как способ удовлетворения базисных человеческих потребностей посредством разового или длительного потребления-уничтожения товаров. Так, потребляя хлеб, вы его уничтожаете, потребляя одежду, вы ее изнашиваете.
Однако изучение потребления в развитых странах современного Запада привело ряд исследователей к выводу, что потребление становится для широких масс населения прежде всего производством символов. Человек покупает модную одежду, чтобы все видели его современность, и избегает экстравагантной, чтобы не прослыть чудаком и т.д. Иначе говоря, человек, потребляя, стремится сообщить окружающим какую-то информацию о себе, таким способом он пишет своеобразный текст.
В науках об обществе конца ХХв. потребление рассматривается как социальный и культурный процесс, включающий культурные знаки и символы, а не просто экономический утилитарный процесс. Как в развитых капиталистических, так и в преимущественно аграрных странах достаточно много групп людей, чье потребление предопределяется в основном их экономическим положением, а не социальной и культурной практикой, связываемой с идеологией современного потребительства. Однако и они, даже если не в состоянии покупать товары, виденные в фильмах, в прессе, могут стремиться к их приобретению. Таким образом, потребление обусловлено не только, а часто и не столько базовыми потребностями, сколько символическим смыслом, который культура общества вкладывает в вещи.
Правда, не стоит от одной крайности
(потребления только предметов) переходить,
как это часто делается, к другой
(пониманию потребления как
Потребление - это процесс, включающий в себя целый ряд частных процессов: выбор товара или услуги, покупка, использование, поддержание вещи в порядке, ремонт и распоряжение.
На рынке имеет место много
видов поведения. Предметом данной
дисциплины является лишь один из них
- поведение человека, решающего
проблему покупки предметов для
удовлетворения своих потребностей.
Здесь человек выступает как ко
Итак, предметом Поведения
От конечного потребителя надо отличать покупателей-производителей и посредников. Логика их поведения совершенно иная, и ее нельзя изучать одновременно с поведением конечных потребителей.
Клиент - это тот, кто покупает товары или услуги определенной компании. Понятия потребителя и клиента очень близки. Отличие состоит в том, что клиент - это потребитель продукции определенной фирмы. Клиент - частная разновидность потребителя.
Маркетинговая революция
В обществе, где остро ощущается нехватка товаров, главной социальной задачей является их производство. Соответственно и основным ключом к получению прибыли является рост производства, его удешевление. При низком уровне развития производительных сил даже в условиях рыночной экономики товаров производилось меньше, чем нужно было обществу. Поэтому фирмы без особого труда находили свои ниши с умеренной или вообще отсутствующей конкуренцией.
В ХХв. в западных странах начинается эра массового конвейерного производства основных товаров, научно-техническая революция в середине века дает новый резкий толчок развитию производства. В результате товаров стало производиться заметно больше, чем население могло их потребить. В этих условиях постепенно то в одной, то в другой отрасли и стране проблема сбыта становится центральной. Это приводит к тому, что за потребителем начинают буквально охотиться, убеждая с помощью рекламы купить товар именно этой фирмы.
В хозяйстве советского типа провозглашались
аналогичные декларации. Достаточно
вспомнить "основной экономический
закон социализма": "все более
полное удовлетворение растущих потребностей
трудящихся". Однако идеологические
декларации не могут служить мотором
хозяйственного развития. Поэтому логика
развития хозяйства советского типа
толкала в прямо
Рыночные реформы в России, едва начавшись, радикально и в кратчайшие сроки все поменяли местами. Главной становится проблема не производства, а сбыта. Как сказал в интервью один российский директор, "судьба предприятия, зарплата рабочих зависят сейчас не от того, сколько они производят, а от того, удастся ли мне найти покупателей и продать продукцию". Уже в 1993г. предложение товаров стало превышать платежеспособный спрос населения. Поэтому выживание предприятий и их процветание ставятся в прямую зависимость от желания и способности потребителей покупать продукцию. Одним рывком Россия вышла к той же логике, которая все более и более утверждается как доминирующая в западной экономике.
Идеальный тип и модель
Модель - это упрощенное представление реальности с включением только тех ее аспектов, которые представляются важными для создателя модели. Другие аспекты, которые находятся вне его сферы интересов, могут игнорироваться. Так, модель здания, разработанная архитектором, может не включать в себя мебель, если она не является частью архитектурного замысла. При моделировании поведения потребителя исследователь исключает из анализа те аспекты человеческого поведения, которые не имеют отношения к потребительскому поведению или представляются несущественными.
В принципе любая наука занята разработкой моделей, которые вычленяются из природной или социальной реальности. Поэтому она всегда имеет тенденцию отрыва от реальности, искажения ее. Ценность научной концепции измеряется, с одной стороны, тем, насколько она близка к реальности, а с другой - насколько процессы, явления, из которых построена эта модель, являются существенными. Разумеется, зеркало ближе всего к реальности, однако в нем все переплелось в такой тесный клубок, что отделить главное от второстепенного, причины от последствий невозможно. Научная же модель в качестве главной цели имеет объяснение причин тех или иных процессов. Изучая поведение потребителей, мы создаем идеальные модели, вычленяя из реальности только то, что считаем причинами и их следствиями. Поэтому главная функция модели - объяснительная. Упрощая реальность, мы с помощью модели стремимся ответить на вопросы: почему покупатель ведет себя в этой ситуации так, а в иной - по-другому.
Социальные процессы могут моделироваться
различным способом. Их модель может
выражаться в виде диаграммы, таблицы,
схемы, может быть представлена на компьютере
средствами мультимедиа. Однако чаще всего
она описывается самым
Макс Вебер (1864 - 1920) ввел в научный оборот понятие идеального типа - одной из ключевых категорий, призванных помочь постичь смысл или смысловую связь часто повторяющегося явления. В качестве идеально-типических конструкций выступают научные понятия и законы. Идеальный тип показывает, "каким было бы определенное человеческое поведение, если бы оно носило строго целерациональный характер, было бы свободно от заблуждений и аффектов и если бы оно ориентировалось на совершенно однозначную цель: Реальное поведение чрезвычайно редко:, и то только приближенно, соответствует конструкции идеального типа" [Вебер 1990: с.609].
Информация о работе Мотивационный анализ поведения покупателей