Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:35, контрольная работа
Наиболее крупным современным теоретиком потребления является француз Пьер Бурдье. Главной его работой, посвященной этой проблеме, является "Отличия: социальная критика суждений о вкусе". Одним из крупнейших теоретиков потребления является также француз Бодрийяр, разработавший концепцию "общества потребления", написавший работу по политэкономии знака. Большое влияние на исследование потребления оказали работы американского социального психолога и социолога И. Гоффмана. Большим авторитетом пользуются работы советского литературоведа и культуролога М. Бахтина, чьи идеи находят применение и для понимания поведения потребителей.
Введение. 1
1. Рыночное поведение потребителей. 1
2. Мотивационные факторы в поведении покупателей. 12
3. Позитивистская и постмодернистская парадигмы
поведения покупателя. 5
4. Культура как фактор потребительского поведения. 26
5. Социальное пространство потребителя. 36
Заключение. 41
Список литературы. 43
(4) Миф о единообразии мира. Из
него вытекало понимание
Одной из сторон мифа о единообразии мира являлась вера в то, что есть единые для всех людей, возрастных и социальных групп, народов, эпох эталоны красоты, справедливости, добра и зла и т.д. Отсюда - тенденция к единообразию в потреблении одежды, жилья, музыки, книг и т.д. Все, что отклоняется от этого единообразия, считается нелепым, старомодным, некрасивым. Для модернистского мировоззрения характерно понимание моды как жесткой нормы, не терпящей отклонений, которые однозначно читались как признаки несовременности.
(5) Миф о познаваемости мира.
Природа, общество считались
(6) Миф об управляемости мира.
Он вытекал из мифа о полной
познаваемости природы и
Субъектом, познавшим истину и путь к счастью всех людей, считалось прежде всего государство. Отсюда тенденция, проявлявшаяся в разных странах в разной степени и разных формах, к усилению регулирующей роли государства, в том числе в повседневной жизни. Особенно сильно это проявлялось в обществе государственного социализма, где открыто декларировалось, что "Коммунистическая партия (читай: государство) - ум, честь и совесть нашей эпохи", что "Коммунистическая партия - руководящая сила всего советского общества" и т.д. Здесь партийно-государственный контроль глубоко проникал в сферу повседневной жизни, личного потребления. Государство присваивало себе право решать, что нужно народу, что полезно, что вредно, и в соответствии с этими "познанными" истинами принимались решения, какие фасоны одежды соответствуют духу времени и содействуют воспитанию людей, а какие отражают буржуазные нравы; решалось, какие дома строить в массовом масштабе, какова должна быть планировка квартир, в какую сторону должен изменяться быт и т.д. Личное потребление выступало как объект государственного регулирования в самых тонких своих деталях. Одним из примеров этого регулирования является тот факт, что джинсы, вошедшие в моду по всему миру с начала 1960-х гг., у нас запрещалось производить вплоть до конца 1980-х, когда появились первые фабрики, выпускавшие в ограниченных масштабах эту продукцию, запрещался и оптовый ввоз этих товаров в СССР. Отражением модернистского мировоззрения советского образца были попытки бороться с помощью школы, добровольных народных дружин, общественных организаций с длинными волосами, слишком узкими или слишком широкими брюками.
Для описания модернистской модели управляемого мира Зигмунд Бауман использовал метафору садовника, который строит свой сад по заранее разработанному проекту.
Эпоха модерна - это эпоха массового производства однотипных вещей. Наиболее ярким ее воплощением стал конвейер. Массовое производство порождало массовое потребление в соответствии с принятыми стандартами.
Позитивизм
Научные исследования строятся на методиках и методологии, которые впитывают в себя атмосферу времени, культуры данной страны. Видение общества в свете модернистского мировоззрения породило так называемую позитивистскую методологию в науках об обществе. Характерная черта позитивизма - это попытка сделать науки об обществе такими же точными и доказательными, как естественные. Отсюда особое внимание, уделяемое в позитивистской методологии точности исследовательских процедур, широкое применение статистических методов. Среди методов, которые доминируют в позитивизме, на первое место выходят так называемые количественные методы. Сбор информации проводится в первую очередь с помощью опросов по статистически репрезентативной выборке, что позволяет распространять выводы на более широкий объект. Для позитивизма характерна вера в то, что, как и в естественных науках, на основании изучения сегодняшнего состояния можно предсказывать будущее, например прогнозировать поведение потребителей. Поэтому в отчеты о позитивистских исследованиях обычно вставляется раздел "Практические рекомендации".
Исходная точка изучения потребителей в рамках позитивистской методологии является посылка, что потребитель - это рациональный "экономический человек", который принимает решение о покупке как рациональное экономическое решение: взвешивает качество приобретаемой вещи и ее цену, ищет варианты наилучшего соотношения этих двух параметров и потом делает покупку. Большинство современных фирм, проводящих изучение поведения потребителей по заказам промышленных или торговых предприятий, стоят на позициях позитивизма.
Благодаря Зигмунду Фрейду наука в начале ХХв. пришла к пониманию того, что люди не всегда в состоянии в логически стройных категориях объяснить свое поведение, причины принятого решения. В научный оборот наряду с понятием сознания вошло понятие подсознания. Это течение получило название психоанализа и выросло из психиатрической практики.
В 1939г. венский психоаналитик Эрнест
Дихтер стал использовать фрейдистскую
методику психоанализа для изучения
скрытых мотиваций
В современных исследованиях
Постмодернистское мировоззрение
Модернистское мировоззрение всегда сталкивалось с иронией и критикой скептиков, однако последние длительное время были слабо слышимым меньшинством, которое вызывало раздражение государства, ученых и масс.
Опыт середины ХХ в. дал много
нового яркого материала для критиков
модернистского мировоззрения. Нацистская
Германия показала всему миру один
из крайних вариантов воплощения
в жизнь модернистского проекта
создания рационального общества: уничтожение
психически больных людей и "неполноценных"
рас, превращение уничтожения людей
в фабричное производство. Сталинизм
продемонстрировал миру другой вариант
того же проекта: строительство светлого
будущего с помощью массового
террора, принудительного труда, воспитание
народа с помощью тотального страха
и т.д. США показали третий крайний
вариант реализации модернистского
мифа о науке как мостике к
светлому будущему: атомные бомбы, сброшенные
на Хиросиму и Нагасаки, продемонстрировали
предупреждение скептиков прошлого
о том, что наука может привести
не к светлому будущему, а к уничтожению
или деградации человечества. Прогресс
военной техники, назревание экологической
катастрофы дали толчок к укреплению
скептического отношения к
Во второй половине ХХ в. в западных
странах развивается
Каковы же основные черты постмодернистского мировоззрения?
Зигмунд Бауман следующим образом
охарактеризовал сдвиг в
Авторов-постмодернистов
Исследователи культуры общества постмодерна отмечают, что целью нового поколения становится потребление, в том числе потребление торговых марок как чувственных образов. Как для потребляющего, так и того, кто его оценивает, потребление становится формой представления себя другим и общения с ними. Уже можно сказать: "Ты - это то, что ты ешь, носишь и водишь,.. Короче говоря, ты - это то, что ты потребляешь" [Firat 1995: с.112].
Потребление в свою очередь кардинально
меняет свой характер: если прежде это
было потребление хлеба насущного,
то теперь это потребление символов
(Campbell: 98). Меняется само представление
о ценности, стоимости вещи. Ее ценность
конструируется с помощью смыслов,
представляемых вещами. Потребители
экономически высокоразвитых стран
Запада проявляют тенденцию отдавать
предпочтение имиджу продуктов и
таким торговым маркам, как обувь
фирмы Nike, автомобили BMW и джинсам Levi.
Потребители, которые могут их себе
позволить, делают своего рода личное
заявление с помощью
Постсоветская Россия оказалась в
противоречивом положении. С одной
стороны, здесь не до конца решены
проблемы модернизации. Наличие этих
проблем является питательной почвой
для воспроизводства
Этот постмодернистский сдвиг в общественном сознании и практике вызывает более или менее существенные подвижки в поведении потребителей. Говорить о потребителе в единственном числе и раньше можно было лишь с очень большими натяжками, в контексте же выше описанного сдвига уже нет единого потребителя, а есть множество типов, действующих по совершенно разным, порою противоположным правилам.
Ценности общества, оказывающие
сильное влияние на потребительский
выбор, все более и более
Информация о работе Мотивационный анализ поведения покупателей