Мотивация деятельности персонала: сущность, содержание, логика процесса мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в оценке влияния системы мотивации и стимулирования труда на эффективность управления персоналом.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать основные понятия, задачи, логику, классические теории и современные подходы к мотивации труда персонала на предприятии.
2. Осуществить анализ организации мотивации персонала (на примере ООО «ТК Декопласт М»).

Содержание работы

ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕР-СОНАЛА………………………………………………………………………………4
1.1. Мотивация труда: сущность, задачи и логика процес-са……………………...4
1.2. Классические теории мотивации персонала ………………………………….8
1.3. Современные подходы к организации персонала…………………………...13
2. ОРГАНИЗАЦИЯ МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ТК ДЕКОПЛАСТ М»………………………………………………………………21
2.1. Краткая характеристика ООО "ТК Декопласт М" …………………………....21
2.2. Анализ кадрового направления работы предприятия…………………………24
2.3. Изучение эффективности механизмов мотивации персонала на предприятии ООО "ТК Декопласт М" на примере менеджеров отдела продаж…………………28
3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВА-НИЮ МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОТДЕЛА ПРОДАЖ ООО «ТК ДЕКОПЛАСТ М»……………………………………………………….39
3.1. Совершенствование системы материального стимулирования и разработка системы нематериального стимулирования менеджеров продаж ООО "ТК Декопласт М"……………………………………………………………………………….32
3.2. Расчет эффективности предложенного проекта мероприятий по совершен-ствованию мотивации сбытового персонала ООО "ТК Декопласт М"……………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..43
Приложение А. - Организационная структура ООО «ТК Декопласт М»…………43
Приложение Б. - Анкета для определения коэффициента удовлетворенности ме-неджеров отдела продаж существующими механизмами стимулирова-ния………44

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 466.00 Кб (Скачать файл)

Стимулирование  проектной деятельности по принципам  текущей. Наиболее наглядно эту ошибку можно показать на примере консалтинговой компании, деятельность которой носит проектный характер. Если в компании руководители проектов премируются не по результатам проекта, а, к примеру, поквартально, то они не заинтересованы в результате проекта, сроках его исполнения и получении денег компанией. Поэтому очень важно, чтобы проектная деятельность сотрудников премировалась строго по результатам, а текущая деятельность, призванная поддерживать непрерывность производственного процесса, стимулировалась циклично с периодичностью от месяца до года в зависимости от вида деятельности сотрудника.

Способы исправления  ошибок. Как правило, попытки быстро исправить ошибки поектирования системы стимулирования, направленные на решение выявленных проблем, только усложняют ситуацию. Для качественного изменения ситуации требуются полное или частичное перепроектирование системы стимулирования и повторное ее внедрение. При этом руководители должны быть готовы к тому, что перепроектирование системы стимулирования - достаточно длительный, сложный и дорогостоящий процесс, требующий неукоснительного соблюдения применяемой методики и обязательной апробации в одном из подразделений.

В заключении необходимо отметить, что путь к наиболее эффективному управлению персоналом предприятия лежит, в первую очередь, через понимание его мотивации. Только когда мы знаем, что движет работником, что побуждает его к определенным действиям, какие лежат в основе его поведения мотивы, можно попробовать разработать эффективную систему конкретных форм и методов управления персоналом на предприятии. Для этого, прежде всего, необходимо знать, как возникают те или иные мотивы, а также как и какими способами, определенные мотивы можно привести в действие, как осуществляется мотивирование работников предприятия.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы по первой главе:

  • Построение системы мотивации на предприятии представляет собой проблему и экономическую и психологическую, потому что система мотивации должна  повысить экономические показатели деятельности предприятия, а при ее построении необходимо учитывать идеалы, стремления, а также потребности в достижении и самовыражении ее участников.
  • Мотив мы рассматриваем как средство, которое помогает личности, находясь в определенной ситуации, объяснять или обосновывать свое поведение, другими словами отражает свое отношение к определенной ситуации, а также различным объектам внешней среды.
  • Под мотивированной деятельностью мы понимаем свободные действия человека, которые обусловлены внутренними побуждениями и направлены на достижение целей, а также реализацию интересов. В данной деятельности работник может сам определить меру действий, которая зависит от его внутренних побуждений и, конечно, условий внешней среды.
  • Для понимания механизма достижения определенного соответствия между конкретными целями руководителей и поведением работников, необходимо определить сущность мотивации.
  • В настоящее время существует большое количество разных теорий мотивации, которые пытаются дать полное объяснение этому явлению: теории содержания мотивации (иерархии потребностей А. Маслоу, приобретенных потребностей МакКлелланда, двух факторов Герцберга и др.); процессуальные теории мотивации (ожидания К. Левина, предпочтения и ожидания В. Врума, справедливости Портера—Лоулера и др.).
  • Работники предприятий сейчас стремятся к сложной работе и к личностному развитию. Происходит перемещение от рынка покупателей к рынку продавцов рабочей силы, где у работников будет возможность поискать наиболее подходящую для себя компанию, а не наоборот. Уже сейчас даже у нас в России накаляется конкуренция на талантливых образованных работников, и преуспевающие предприятия используют широкий спектр творческих стимулов, одним из которых является гибкое рабочее время.
  • Опираясь на определения В.А. Абчука, А.Я. Кибанова, В.И. Бовыкина и др. под стимулированием труда мы понимаем применение по отношению к работнику стимулов для воздействия на его усилия, старания, а также целеустремленность в деле решения задач, которые стоят перед предприятием.
  • Стимулы можно условно разделить на: материальные (заработную плату, участие в распределении прибыли, а также премии и участие в капитале), нематериальные (организационные и морально – психологические).
  • Путь к наиболее эффективному управлению персоналом предприятия лежит, в первую очередь, через понимание его мотивации.

Организацию мотивации персонала на предприятии (на примере в ООО "ТК Декопласт М") мы рассмотрим во второй главе.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ТК ДЕКОПЛАСТ М»

2.1. Краткая характеристика ООО  "ТК Декопласт М"

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «ТК Декопласт М» имеет 10 летний опыт работы на рынке отделочных материалов.  ООО «ТК Декопласт М» развилось из небольшой торговой фирмы, основанной в 1999 году, в промышленное предприятие, обладающее двумя собственными производственными линиями, значительным штатом сотрудников, а также разветвленной дилерской сетью, наработанной базой постоянных клиентов и давними партнерскими отношениями с поставщиками.

Номенклатура продукции предприятия насчитывает более 40 наименований и включает как товары собственного  производства, так и продукты, реализуемые на основе дистрибьюторских, в том числе и эксклюзивных, соглашений с российскими и зарубежными (Польша, Германия, Италия, Венгрия) производителями отделочных материалов.

Ниша компании на рынке отделочных материалов – производство и продажа экологически чистых изделий из пенополистирола и ПВХ.

Миссия предприятия заключается в следующем: «обеспечить российских покупателей качественными материалами, помочь оптовым клиентам в продажах нашего товара, сделать для них работу с нами выгодной, удобной и надежной, а конечным покупателям создать условия для положительных эмоций при покупке и использовании нашей продукции».

Главный офис предприятия и склады расположены в г. Подольск Московской области. Производственная линия в поселке Балабаново отвечает за выпуск напольного плинтуса, профиля для кафельной плитки и белых углов. В поселке Бутово сосредоточено производство штампованной потолочной плиты.

Организационная структура ООО «ТК Декопласт М» представлена в приложении 1.

В ООО «ТК Декопласт М» действует линейно-функциональная структура управления, которая реализует принцип единоначалия, а также обеспечивает координацию деятельности всех отделов. Начальники функциональных подразделений являются линейными руководителями подчиненных им сотрудников.

Организационная структура  предприятия оказывает существенное влияние на его управление. На каждом управленческом уровне принимаются определенные решения, и несется за них ответственность, подразделения наделены полномочиями в рамках своих компетенций. Большинство отделов напрямую подчиняются генеральному директору, что подтверждает их необходимость и равенство в общей системе управления предприятием. Функции отделов и сфера их ответственности представлены в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Ключевые  функции подразделений ООО «ТК  Декопласт М»

Подразделение

Функции

Бухгалтерия

Ведение бухгалтерской отчетности и кадрового делопроизводства, взаимодействие с налоговыми органами.

Склады 

Хранение, погрузка и разгрузка  товара. Комплектация заказов.

Back office

Уборка, работа столовой.

Отдел финансового контроля

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью, контроль финансовых потоков, планирование доходов и  расходов, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Получение кредитов.

Отдел логистики 

Организация доставки заказов, управление эффективностью использования внутреннего транспорта, контроль над его надлежащим функционированием.

Отдел закупок 

Управление запасами, закупка сырья, контроль остатков продукции на складе, работа с поставщиками.

Маркетинговый отдел

Маркетинговые исследования рынка  по товарным группам. Анализ деятельности конкурентов. Разработка товарной и  ценовой политики.

IT отдел 

Поддержание работоспособности и  улучшение информационной системы предприятия, оргтехники и компьютеров, обновление программного обеспечения.

Отдел рекламы

Работа с контрагентами по изготовлению рекламно-информационных материалов, работа со СМИ, организация участия  в отраслевых выставках, организация корпоративных мероприятий, обновление сайта.

Отдел продаж

Привлечение новых клиентов, разработка новых регионов, работа с существующей базой клиентов. Консультации и обработка  заказов клиентов.

Служба безопасности

Обеспечение сохранности ТМЦ и сотрудников предприятия.

Производство

Процесс производства продукции, контроль качества продукции, предложения по модернизации производственных линий  и улучшению качества продуктов.


Основные конкурентные преимущества ООО «ТК Декопласт М».

  • Постоянное наличие товара на складе. Благодаря тому, что продукция производится на собственных производственных линиях, либо приобретается со склада завода-производителя по дистрибьюторским соглашениям, заказ любого объема выполняется в максимально сжатые сроки. Немаловажно и то, что предприятие арендует качественные складские площади, где есть условия для надлежащего хранения крупных партий товара.
  • Бесплатная доставка по Москве и Московской области даже при небольших суммах заказа – приятный дополнительный сервис, повышающий лояльность клиентов.
  • Выгодные финансовые условия. Предоставление регулярной или разовой отсрочки платежа для постоянных клиентов. Особенно большое значение это конкурентное преимущество приобретает в кризисных условиях, когда у большинства фирм серьёзные кассовые разрывы. 
  • Комфортные цены. Цена на товар для клиентов зависит от объема закупаемой продукции, чем больше покупает клиент, тем ниже цены. В то же время компанией разработана программа для магазинов с небольшими площадями, которые не имеют возможности приобретать крупные партии товара из-за нехватки площадей для хранения. Для них тоже есть возможность получить существенную скидку - предлагается брать полный ассортимент какого-то определенного товара. Это конкурентное преимущество выгодно и самому предприятию: если клиент приобретает полный ассортимент для продаж в небольшом магазине, то снижается вероятность одновременного нахождения в этом же магазине товара конкурента. Тем самым, в ООО «ТК Декопласт М» решают сразу две проблемы – вытесняют продукцию конкурентов из торговой точки и получают стабильного заказчика, так как клиент подсаживается на большие товарные остатки.
  • Бесплатная рекламно-информационная продукция.
  • Широкая номенклатура продукции – продажа практически всех сопутствующих товаров в одном месте.
  • Возможность индивидуального подхода к удовлетворению требований заказчика к продукции.
  • Развитое продажное и послепродажное обслуживание (менеджер-консультант, закрепленный за заказчиком).

Недобросовестность производителей очень часто является причиной материальных потерь клиентов и партнеров. Своей репутацией уважаемого и надежного производителя ООО «ТК Декопласт М» во многом обязано многоуровневой системе контроля качества, применяемой при производстве.

Отделочные материалы ООО «ТК Декопласт М» долговечны, выдерживают механические нагрузки, устойчивы к различным атмосферным воздействиям и экологически безопасны. Качество всей продукции ООО «ТК Декопласт М» соответствует европейским стандартам и по достоинству оценено заказчиками.

ООО «ТК Декопласт М» продолжает укреплять репутацию на рынке путём планомерного расширения, освоения новых видов производства и разработки уникальных технологий, установкой и поддержанием прочных партнерских взаимоотношений.

2.2. Анализ кадрового направления работы предприятия

Общая численность персонала  в ООО «ТК Декопласт М» по состоянию  на 1 марта 2009 года составляет 64 человека. Состав персонала представлен на диаграмме (рис. 5).

Рисунок. 5 Структура персонала ООО «ТК Декопласт М»

Первое, на что сразу же обращаешь внимание при анализе кадрового направления работы предприятия – это то, что в ООО «ТК Декопласт М» отсутствует отдел управления персоналом. Отдельные кадровые функции есть у генерального директора – подбор и увольнение персонала, часть возложена на заместителя генерального директора  - мотивация персонала. Кадровое делопроизводство ведет бухгалтерия. Отдел рекламы занимается организацией корпоративных праздников. Складывается нередкая для многих российских предприятий картина – к управлению персоналом относятся как к чему-то второсортному; к функциям, которые можно выполнять время от времени, без отрыва от основной деятельности17.

Проанализируем уровень деятельности по тем направлениям в области управления персоналом, которые в какой-то степени функционируют.

1. Рекрутинговое направление  включает в себя поиск, подбор  и отбор персонала; а также составление и актуализация кадрового резерва.  В деятельности ООО "ТК Декопласт М"  текущая работа ведется следующим образом. В случае, если образуется незакрытая вакансия, генеральный директор дает задание руководителю службы, нуждающейся в новом сотруднике, сформировать пул соискателей, провести предварительные собеседования и представить на согласование двух-трех кандидатов на замещение вакантной должности. Далее генеральный директор сам проводит собеседование с отобранными кандидатами и единолично или в ходе совещания с руководителем подразделения утверждает кандидатуру нового работника, подписывая приказ о его назначении. На основании этого приказа бухгалтерия оформляет принятого сотрудника на работу.

Руководителю подразделения  чаще свойственно обращаться к знакомым за рекомендацией. Если проблема таким  способом не решается, то сотрудники подразделения  начинают совместный бессистемный поиск соискателей, разместив, в бесплатных СМИ и интернете, объявление о вакансии. В результате получают шквал звонков и резюме, из которых в условиях нехватки времени на глубокий анализ, субъективно выбирают нескольких, которые приходят на собеседование. В свою очередь, руководитель отдела так же скорую руку выбирает кандидатов, которые будут представлены генеральному директору, основываясь на личных впечатлениях и предпочтениях, собственном опыте.

В сухом остатке получается, что в результате этой бессистемной, с большими затратами временного и трудового ресурса,  деятельности, вакансия закрывается, но примерно в 2/3 случаев не слишком успешно. В тоже время, наличие в организационной структуре предприятия отдела по управлению персоналом, а в его штате - специалиста по найму сотрудников позволило бы оптимизировать, выстроить систему и повысить эффективность решения этой неизбежно возникающей проблемы. Работа с кадровым резервом в ООО "ТК Декопласт М"  официально не ведется. Подобие резерва – в головах руководителей – это информация о профессионалах, с которыми они, в принципе, хотели бы работать.

2. Кадровое делопроизводство  в ООО "ТК Декопласт М" в целом ведется успешно, с соблюдением норм трудового кодекса. Бухгалтерия справляется с задачей без приложения сверх усилий. Единственный недостаток, который удалось обнаружить – это то, что довольно редко, но все-таки бывают периоды, когда  у бухгалтеров случаются и авралы, падает скорость и качество работы направления. Это происходит, когда существенно возрастает кадровый документооборот (массовое увольнение или прием на работу, изменения в организационной структуре предприятия и т.д).

3.  В ООО "ТК  Декопласт М" нет так таковой  общей системы адаптации сотрудников.  Процесс быстрого и максимально  безболезненного вхождения в коллектив и в должность для нового сотрудника зависит исключительно от наличия времени, личного настроя и желания руководителя и других сотрудников отдела  помогать новичку. Только в отделе продаж на постоянной основе функционирует система «наставничества», в рамках которой опытный менеджер пошагово вводит прикрепленного к нему новичка в курс дела, обучает его и контролирует его первые самостоятельные действия, указывая на допущенные ошибки и предлагая варианты их исправления.

4. Далее рассмотрим  управление мотивацией персонала в ООО "ТК Декопласт М". Практически все подразделения предприятия действуют на основании должностных инструкций и документированных мотивационных положений. Последние были разработаны заместителем генерального директора, в связи с этим он и считается ответственным за это направление работы с персоналом.

Информация о работе Мотивация деятельности персонала: сущность, содержание, логика процесса мотивации