Мотивация деятельности в менеджменте (на примере ОАО «Сбербанк России»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является и анализ основных факторов мотивационного воздействия, способы совершенствования мотивации деятельности организации.
Итак, почему люди работают? Почему для одних людей работа – удовольствие, а для других – тяжкая повинность? Что нужно сделать, чтобы люди работали производительнее? Эти и многие другие вопросы обязательно возникают, когда происходит управление людьми.
Если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что побуждает его действовать, можно так построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом с точки зрения достижения организацией своих целей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………5
Теоретические аспекты управления мотивацией персонала в современной организации………………………………………………..7
Основные понятия теории мотивации……………………………7
Мотивация и стимулирование труда персонала…………………8
Стадии процесса мотивации………………………………………10
Факторы мотивации……………………………………………….11
Характеристика и взаимосвязь основных теорий мотивации…..12
Анализ системы мотивации деятельности в системе менеджмента организации………………………………………………………………16
Характеристика ОАО «Сбербанк России»………………………16
Экономический анализ труда и заработной платы
сотрудников Отделения № 8612 Сбербанка России по
Кировской области………………………………………………..20
Анализ мотивации труда персонала в Отделении № 8612 Сбербанка России по Кировской области……………………….22
Проект мероприятий по совершенствованию мотивации
деятельности в системе менеджмента организации…………………..35
Мероприятия по усовершенствованию мотивации труда……...35
Расчет экономического эффекта предлагаемых мероприятий…42
Заключение………………………………………………………………………44
Список используемой литературы……………………………………………..48
Приложения……………………………………………………………………...51

Файлы: 1 файл

основы менеджмента.docx

— 231.29 Кб (Скачать файл)

При втором типе отношений  руководящее звено предпринимает  первые попытки ввести в деловой  оборот основы доверия и уважения. Несмотря на то, что основная доля решений  принимается руководством, установлением  части второстепенных целей делегировано нижестоящим сотрудникам, при этом в точно установленном порядке. Сотрудники мотивированы потенциальной  угрозой наказания и вознаграждением. Взаимодействие между руководством и подчиненными строится на основании  снисходительности со стороны руководителя, страха и осторожности – со стороны  подчиненных.

Третий тип отношений  характеризуется существенным, но не полным уважением и доверием к  руководящему звену со стороны персонала. Основные решения по-прежнему являются сферой ответственности высшего  звена управления, однако нижестоящим сотрудникам разрешено принимать серьезные решения на своих уровнях. Коммуникация идет сверху - вниз, и обратно – по уровням иерархии. Вознаграждения, редкие наказания некоторая причастность составляют основу мотивации. При этом взаимодействия между руководящим звеном и персоналом характеризуются значительной интенсивностью и определенным уровнем доверия и уважения. Важные аспекты контроля делегированы под ответственность и высшему и низшему уровням. Четвертый тип характеризуется полным уважением и доверием к подчиненным. Принятие решений происходит на всех уровнях организации и носит взаимосвязанный характер. Сотрудники мотивируются включенностью в достижения организации, в принятие решений, в изменение технологии и т. д. Представлены дружественные отношения между управлением и персоналом. Существует широкая ответственность за процесс контроля, в который включено даже самое небольшое подразделение.

На основании личных наблюдений, можно сделать вывод, что в  Отделения № 8612 Сбербанка России по Кировской области сложился смешанный тип отношений между руководящим звеном и подчиненными (между первой и второй моделями отношений).

Одним из подтверждений этого  является детальная регламентация  норм поведения, требуемого от персонала  при работе в Отделения № 8612 Сбербанка России по Кировской области. Например, работник Отделения № 8612 Сбербанка России по Кировской области должен проявлять профессиональную компетентность, стремление постоянно повышать ее. Таким образом, работнику в директивном порядке вменяется «Стремление к повышению квалификации», вне зависимости от сложившейся ситуации, реальных потребностей и мотивации сотрудника.

Среди других норм:

  • личные интересы и ориентации, отрицательно сказывающиеся на работе, не допускаются,
  • отношения с коллегами строятся преимущественно на основе сотрудничества и компромисса, а в выполнении заказов, инструкций и других нормативных актов, своих должностных обязанностей предъявляется высокая требовательность к себе и другим,
  • нормой делового общения с коллегами, руководителями является вежливое обращение «Вы», по имени, отчеству,
  • в общении с клиентами, посетителями работник действует в пределах своей компетенции и должностных обязанностей точно в соответствии с законами и инструментами, при этом в решении даже самых сложных проблем проявляет выдержку и такт,
  • не допускаются неприличные выражения, небрежные и неадекватные жесты по отношению к коллегам, клиентам, посетителям,
  • каждый руководитель считает своим долгом быть примером соблюдения «Норм служебной этики»,
  • работник Отделения № 8612 Сбербанка России по Кировской области отличается высокой культурой поведения, аккуратным внешним видом,
  • считает неприемлемым для рабочей обстановки спортивную одежду, экстравагантные особенности одежды и макияжа, особое внимание уделяет своей прическе,
  • работник стремится ограничить курение в рабочее время,
  • работник воздерживается от любых свой и действий, подрывающих авторитет организации,
  • категорически воздерживается от участия в незаконном или безнравственном деле и делает все возможное, чтобы не допустить его и т. д.

На основании выше изложенного, можно сделать вывод, что, в организации  оказался установленным принцип  недоверия к персоналу, неверия  в возможности работников соблюдать  нормы этики без детальной  регламентации и директивного установления принципов поведения. Следовательно, руководством организации сознательно  формируется мотив безопасности в поведении работников – постоянная оглядка на правила и распорядок, свой внешний вид и поведение, слова и жесты на предмет соответствия установленным правилам. Особо можно отметить правило игнорирования «личных интересов и ориентаций» работников.

Такая структура факторов мотивации подтверждает общую направленность руководящего звена на бюрократическую  систему ценностей (таблица 8), на контроль и принуждение к достижению целей  организации.

Таким образом, принципами бюрократической  системы ценностей являются:

  • важнейшие человеческие отношения формируются и реализуются при достижении целей организации,
  • эффективность взаимодействия увеличивается при более рациональном, логически понятном поведении, детальной регламентации,
  • человеческие отношения эффективнее мотивируются четко определенным управлением и контролем, равно как и соответствующими санкциями.

 

 

Таблица 8 - Факторы и принципы бюрократической системы ценностей

Субъекты бюрократической системы  ценностей

Принципы бюрократизации

Факторы бюрократической системы  ценностей

Управляющая подсистема организации 

Целеполагание организации важнее ценности человеческих отношений;

Необходимо детально регламентировать поведение;

Примат контроля и санкций 

Наличие опыта и традиций;

Санкционирование общественным и  индивидуальным мнением, инструментарий


 

Для реализации данной системы  ценностей более всего подходит, задействована низшая мотивация, так  как она ориентирована на:

  • упрощенные формы взаимодействия с сотрудниками («приказ – выполнение», «регламент – соединение», «соблюдение – поощрение» (санкции)),
  • традиционные виды мотивации (гигиенические факторы, низшие мотивы),
  • директивность и стандартизированные процедуры общения.

Каждый из работников может  получать премию в определенном размере  согласно положению о премировании работников. Основанием для выделения  премий являются:

  • юбилеи, праздничные даты,
  • безупречный с различных точек зрения труд (отсутствие выговоров, замечаний, добросовестное выполнение обязанностей).

Формы поощрения работников включают:

  • материальное поощрение,
  • награждение Почетной грамотой,
  • объявление благодарности,
  • награждение государственными наградами Российской Федерации,
  • выдача премии.

Материальная мотивация  направлена на удовлетворение таких  потребностей, как обеспечение хорошего достатка в доме, получение достойной заработной платы и т. д. Мотивы получения соответствующей заработной платы и других форм поощрения относятся, в соответствии с двухфакторной теорией Ф. Геоцберга, к гигиеническим факторам.

Среди других гигиенических  факторов, задействованных в Отделения  № 8612 Сбербанка России по Кировской области, можно выделить:

  • выделение путевок в оздоровительные учреждения (санатории, дома отдыха),
  • выделение дополнительных шести дней к ежегодному отпуску за периодическое выполнение работы за пределами рабочего дня либо участия в текущих образовательных семинарах, также, происходящих за пределами восьмичасового рабочего дня,
  • дополнительные отпускные деньги, размер которых зависит от стажа работника в данной организации.

В качестве стимуляции работников используют социально-психологический  метод мотивации, включающий в себя награждения почетными грамотами, присвоение степеней и званий, так  же награждение Правительственными наградами.

Итак, рассмотренные выше мероприятия связаны с предоставлением  своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.

Чем больше таких льгот  и услуг, чем их сумма выше установленного законом размере, тем привлекательнее  выглядит работа в такой организации, тем с меньшей охотой работник захочет терять эти льготы при  увольнении. Независимо от того, являются ли услуги социального характера  в организации необходимыми (обеспечение  существования) или предлагается только в интересах привлечения квалифицированного персонала (рынок рабочей силы), они  создают заинтересованность работников в экономической деятельности организации.

Следовательно, социальное обеспечение работников, развитие их личностных качеств, сохранение здоровья является условием успеха организации.

Задействованная в организации  система мотивации включает не только гигиенические, но и мотивационные  факторы:

  • перспективы (включая конкретные меры) по повышению квалификации,
  • перспективы карьерного успеха, возрастания ответственности посредством продвижения по службе.

Рассмотрим данные факторы  подробнее.

Повышение квалификации является важным элементом формирования и  управления системы мотивации в  организации, так как повышение  квалификации тесно связано с  возможностью карьерного роста.

К повышению квалификации относятся все виды дополнительного  профессионального образования, включая  стажировку (если она используется самостоятельного вида дополнительного  профессионального образования) и  профессиональную переподготовку, независимо от продолжительности курса обучения, типа и статуса образовательных  учреждений или организаций, реализующих  учебные планы и программы. Кроме  того, Отделение № 8612 Сбербанка России по Кировской области посредством различного вида стимулов влияет на самообразование (самоподготовку) своих специалистов и служащих, на развитие ими профессиональных навыков.

Переподготовка и повышение  квалификации банковских служащих есть самостоятельный вид дополнительного  образования, теоретического обучения и выработки практических знаний, умений и навыков в новых и  традиционных областях и направлениях деятельности банковских служащих.

Переподготовка и повышение  квалификации банковских служащих осуществляются:

  • при необходимости дополнительных перемещений (перевода на должность банковской службы иной специальности), требующих получения углубленных знаний в конкретных областях деятельности,
  • для поддержания уровня квалификации банковских служащих, достаточного для эффективного исполнения должностных полномочий,
  • при необходимости должностных перемещений без изменения профиля основной деятельности,
  • для лиц, зачисленных в резерв банковской службы,
  • для лиц принимаемых на банковскую службу, если они не имеют базового профессионального образования или ранее не состояли на банковской службе.

Обучение специалистов и  служащих непосредственно на рабочем  месте, не требует больших расходов на обучение, и в то же время получение  определенных знаний и навыков.

Обучение вне рабочего места более эффективно, имеет  большую теоретическую направленность, дает разностороннюю подготовку, но требует  значительных затрат. Кроме того, работник отрывается от своей работы. Используемые здесь методы соответствуют, как  правило, теоретической направленности обучения – это лекции, практические занятия в аудитории, обучающие  программы, в том числе и на базе ПЭВМ, обмен опытом и др.

Естественно, что происхождение  таких курсов повышения квалификации выглядит в глазах персонала организации, ориентированного на успех, власть, повышения  престижа:

  • как один из составных элементов карьерного продвижения (ступеньки к соответствующей должности),
  • как получение дополнительного и необходимого знания,
  • как «быть на хорошем счету у руководителя»,
  • как получение элементов профессионального и делового престижа в глазах окружающих коллег.

Местом проведения обучения выступает г. Киров. Длительность повышения квалификации составляет 10 – 15 дней, среднее количество обучающихся по одному из направлений 3 – 4 человек.

Особое значение при прохождении  курсов повышения квалификации для  персонала имеет соблюдение гарантий материального обеспечения. Гарантии материального обеспечения на период отпусков выступают дополнительным стимулом при принятии решения о  прохождении курсов повышения квалификации.

На период подготовки и  повышения квалификации за банковскими  служащими сохраняется средний  заработок по занимаемой должности.

Период повышения квалификации и переподготовке зачитывается в  стаж.

Служащий обязан использовать результаты обучения для повышения  эффективности исполнения должностных  полномочий функциональных обязанностей, улучшения качества работы Отделения  № 8612 Сбербанка России по Кировской области по решению стоящих перед ней задач.

Другим мотиватором в Отделении № 8612 Сбербанка России по Кировской области выступают перспективность карьерного успеха, возрастания ответственности посредством продвижения по службе. Методом продвижения по службе соответствующих кандидатов в организации является формирование и подготовка резерва персонала для выдвижения на руководящую должность.

Информация о работе Мотивация деятельности в менеджменте (на примере ОАО «Сбербанк России»)