Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 03:24, аттестационная работа
Актуальность темы данной работы заключается в том, что путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Введение
1. Мотивация и стимулирование работников_____________________
1.1. Сущность мотивации и стимулирования персонала____________
1.2. Мотивация труда в образовательном учреждении_____________
2. Общие сведения о системе мотивационной среды в МОУ ДОД ДДТ. _____________________________________________________________
2.1. Практическое исследование мотивации и стимулирования в на примере МОУ ДОД ДДТ_________________________________________________
2.2. Предложения методов мотивации и стимулов работников для достижения цели организации._____________________________
Заключение_____________________________________________________
Список использованной литературы________________________________
IV группа
— педагоги с ведущими
V группа
— педагоги с доминирующими
внешними отрицательными
Введение новой системы оплаты
труда в образовательных
Так или иначе, все факторы мотивации возможно свести к нескольким:4 признание и одобрение; личностное развитие; безопасные и комфортные условия для работы; значимость деятельности; справедливость в оценке результатов в работе; заработная плата, включающая стимулирующие выплаты; социальный пакет (например, медицинский осмотр, организация отдыха для детей, другие виды социальной поддержки и т.д.).
Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность использования как материальных, так и нематериальных факторов мотивации в образовательном учреждении. Так, согласно статье 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии применяет другие виды поощрений).
В современных российских условиях в связи с невозможностью обеспечить равномерную оплату труда, широкое распространение получила гибкая система льгот для работников (свободный режим работы, обучение за счет организации, предоставление творческой свободы при выполнении заданий, бесплатное питание и проезд и т.д.).
При этом следует отметить, что, как показал опыт 90-х годов, в педагогической среде по сравнению с иными сферами общественной жизни, выступала нефинансовая мотивация – потребность в работе с детьми часто привлекательность учительского труда по содержанию, возможность для творчества и т.д. Построение эффективной системы мотивации труда работников образовательного учреждения предполагает необходимость учета и поощрения данных качеств, имеющихся среди педагогических работников. Тем не менее, с точки зрения любых вышеуказанных теорий, главным мотивационным фактором следует считать заработную плату. Данный вывод косвенно подтверждается ТК РФ, в котором отдельная статья (ст. 132) посвящена оплате по труду. Согласно данной статье заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. То есть количество и качество выполняемого труда должно отражаться прежде всего в размере заработной платы работника, хотя при этом не стоит забывать и о других механизмах стимулирования труда работников.
Система мотивации работников образовательного учреждения должна включать комплекс мер, предполагающих ясную и четкую связанность деятельности работника с легально закрепленными результатами деятельности учреждения в целом. При этом эффективность любой системы мотивации зависит от предоставляемых возможностей по минимизации конфликтных ситуаций при одновременном повышении качества труда за счет поощрения наиболее отличившихся работников. Данные возможности предопределяются степенью участия трудового коллектива, равно как и иных участников образовательного процесса в процедуре принятия устанавливаемой системы мотивации.
Перечень возможных стимулов трудовой деятельности, применяемых в образовательном учреждении, должен выступать предметом и результатом договора между работниками образовательного учреждения и представителями администрации, а также представителями органов управления образованием. При необходимости в данный процесс должны быть включены иные взаимосвязанные с деятельностью образовательного учреждения субъекты, определяемые в зависимости от специфики деятельности учреждения (родители обучающихся, работодатели выпускников и т.д.).
Установлено, что достаточно высоко в иерархии мотивов педагогов стоят мотивы достижения безопасности – желание иметь стабильную работу, социальные гарантии, отсутствие риска, комфортное рабочее место и т.д. Присутствуют и мотивы аффиляции (желание добиться хорошего отношения к себе), мотивы достижения, справедливости. На более низких позициях по выраженности идут мотивы самостоятельности, состязательности, потребности во власти. Спектр возможностей нематериального стимулирования гораздо шире, чем кажется на первый взгляд, и не состоит исключительно из метода «кнута и пряника».
В таблице 1 представлен достаточно большой спектр методов и форм мотивации персонала образовательного учреждения. В перечень включены методы как материальной, так и нематериальной мотивации. Каждая группа методов базируется на тех или иных мотивах, существующих у работников5.
Формы и методы мотивации и стимулирования работников образовательных учреждений
Таблица 1
Группа методов |
Потребности и мотивы |
Методы и приемы мотивирования |
Административные |
– страх перед увольнением – страх перед наказанием – желание иметь стабильную работу – желание формального признания заслуг |
– издание приказов и распоряжений – объявление выговоров и благодарностей – разработка и утверждение должностных инструкций и др. регламентных документов – аттестация педагогов – предоставление дополнительных отпусков – разумное распределение учебной нагрузки |
Экономические |
- обеспечение своего |
- премирование из внебюджетных
фондов - присвоение надбавок - построение
системы финансового поощрения
(с обозначенными критериями) - предоставление
бесплатного питания в рамках
школы и др.возможных льгот
(оздоровление, турпоездки и т.д.)
- предоставление социального |
Социально-психологические |
Мотивы признания, самоуважения: - мотив получения уважения, признания заслуг - мотив достижения успеха - желание карьерного роста - потребность в признании уникальности, уникального вклада в труд - потребность в самостоятельном принятии решений, в доверии руководства и др. |
- обобщение опыта работы, сообщение
о нем в различных средствах
массовойинформации - аттестация на
высокую квалификационную |
-//- |
Мотивы безопасности и комфорта: желание - иметь безопасное и комфортное рабочее место - удобного режима работы - спокойной работы без стрессов и конфликтов - уверенности в завтрашнем дне и др. |
- наличие профсоюзной |
-//- |
Мотивы принадлежности, общения: - чувствовать себя частью группы - потребность в неформальном общении с коллегами - потребность в неформальном общении с руководством и др. |
- повышение статуса |
-//- |
Мотивы самореализации: - желание иметь интересную работу - возможность реализовать свои идеи, планы - желание профессионального и личностного роста и др. |
- поручение желающим более |
Следует
отметить, что использование приемов
должно быть комплексным. Только в этом
случае управленческая деятельность будет
эффективной. А также важно учитывать
индивидуальные особенности мотивации
сотрудников, для чего не помешает проводить
психологическую диагностику
Безусловно,
остается важной и индивидуальная иерархия
мотивов сотрудника, но для построения
общей модели мотивации персонала
имеет смысл учесть выявленные тенденции
для профессиональной группы. Так, исследователи
отмечают, что в силу особенностей
педагогической деятельности, направленной
на обучение, развитие, воспитание, то
есть материально не осязаемые категории,
подчас именно нематериальное поощрение
имеет важное значение для педагога,
становясь неким мерилом его
успешности. Иначе говоря, среди
потребностей одной из ведущих является
потребность в уважении, благодарности,
принятии ценности педагогического
труда. Можно простроить сложную
и грамотную систему
Необходимо отметить по десятибалльной шкале по каждому из нижеперечисленных факторов, насколько он важен с точки зрения повышения производительности вашего труда (1 – низкая значимость фактора, 2 – более высокая и т.д., 10 – очень высокая).
Анкета по оценке мотивации сотрудников образовательного учреждения
1. Стабильность заработка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2.
Возможность получать более |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3. Возможность карьерного роста |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4.
Признание и одобрение со |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5. Признание и любовь учеников |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6.
Признание со стороны |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
7. Возможность самореализации, полного использования способностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
8. Возможность самостоятельности и инициативы в работе |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
9.
Высокая степень |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
10. Интересная, творческая деятельность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11.
Хорошие отношения в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
12.
Возможность по результатам |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
13. Социальные гарантии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
14. Сложная и трудная работа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
15. Возможность развития, самосовершенствования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
16. Хорошие условия на работе |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
17.
Разумность требований |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
18. Авторитет руководителя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
19.
Разделение ценностей и |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
20. Другое |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Информация о работе Мотивация и стимулирование труда в образовательном учреждении