Мотивация и стимулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 07:32, курсовая работа

Описание работы

В теории и практике современного управления все большую актуальность приобретает одна из его важнейших функциональ¬ных составляющих - мотивация. Знание основ мотивации, современных особенностей использо¬вания взаимосвязанных механизмов мотивации и стимулирования помогает расширить рамки профессиональной компетенции уп¬равленческого персонала и существенно повысить эффективность управления развития организации и организационных систем.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Мотивация и стимулирование персонала
1.1. Мотивация и стимулирование: содержание понятий, основные типы, виды, способы и принципы
1.2. Теории трудовой мотивации
1.3. Мотивация трудового поведения, связь потребностей человека, мотивов и стимулов к труду
Глава 2. Мотивация и стимулирование персонала на примере организации ИП Новиков К.А., компания «Альянс»
2.1. Характеристика организации ИП Новиков К.А., компания «Альянс»
2.2. Оценка системы мотивации и стимулирования персонала на примере ИП Новиков К.А., компания «Альянс». Выявленные проблемы
2.3. Рекомендации по решению проблем мотивации и стимулирования ИП Новиков К.А
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая Козанцева 10612.docx

— 97.06 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Мотивация и стимулирование персонала

    1. Мотивация и стимулирование: содержание понятий, основные типы, виды, способы  и принципы
    2. Теории трудовой мотивации
    3. Мотивация трудового поведения, связь потребностей человека, мотивов и стимулов к труду

Глава 2. Мотивация и стимулирование персонала на примере организации ИП Новиков К.А., компания «Альянс»

2.1. Характеристика организации ИП Новиков К.А., компания «Альянс»

2.2. Оценка системы мотивации и стимулирования персонала на примере ИП Новиков К.А., компания «Альянс». Выявленные проблемы

2.3. Рекомендации по решению проблем мотивации и стимулирования ИП Новиков К.А

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Почему  люди работают? Почему одни люди делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают тяжелую работу с  удовольствием? Что нужно сделать  для того, чтобы люди работали лучше  и производительнее? Как сделать  работу увлекательнее? Что вызывает желание работать? Эти и подобные вопросы всегда актуальны в сфере  управления персоналом.

             В теории и практике современного управления все большую актуальность приобретает одна из его важнейших функциональных составляющих - мотивация. Знание основ мотивации, современных особенностей использования взаимосвязанных механизмов мотивации и стимулирования помогает расширить рамки профессиональной компетенции управленческого персонала и существенно повысить эффективность управления развития организации и организационных систем.

          Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему стимулирования труда.

Актуальность данной темы заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников; а получив представление о том, что же такое мотивация и каковы наши истинные мотивы, каков собственно механизм мотивации, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.

Производительность труда напрямую зависит от уровня мотивированности работников к труду и типа данной мотивации. Таким образом, определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников приобретают приоритетное значение в практике российского менеджмента, и актуальность выбранной тематики не вызывает сомнений.

Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет  разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация  побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных (организационных) целей.

Современные теории мотивации деятельности персонала и использование их на практике доказывают, что далеко не всегда материальные стимулы побуждают  человека трудиться усерднее. Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, определить чрезвычайно  сложно. Овладев современными технологиями мотивационной деятельности, руководитель в состоянии значительно расширить  свои возможности в привлечении  работника к выполнению задач, направленных на достижение актуальны в любой  сфере бизнеса.

При всей широте методов, с помощью  которых можно мотивировать работников, руководитель должен сам выбирать, каким образом стимулировать  каждого работника для выполнения главной задачи - выживания фирмы  в жесткой конкурентной борьбе. Если этот выбор сделан удачно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать  потенциальные возможности группы людей, коллектива на благо процветания  организации и общества в целом.

Целью курсовой работы является исследования проблемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала современного предприятия.

          Для достижения поставленных  целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать определение понятиям мотив и мотивация, изучить основные виды и способы мотивации;
  2. Изучить содержание понятий стимул и стимулирование, рассмотреть основные функции, виды, варианты и принципы стимулирования;
  3. Изучить основные теории трудовой мотивации;
  4. Рассмотреть понятие и типы мотивированности персонала, так же изучить механизм мотивации и структуру мотивов трудового поведения;
  5. Изучить сущность и методы стимулирования, а так же связь стимулирования и мотивирования;
  6. Проанализировать мотивацию и стимулирование персонала на примере организации ИП Новиков К.А., компания «Альянс», дать характеристику, изучить проблемы, выработать рекомендации.

         Для решения этих задач использованы  материалы из различных источников (учебные пособия, специальная  литература). Также использованы  данные, полученные при помощи  глобальной информационной сети  Интернет. Для получения информации  об организации ИП Новиков  К.А. использовано анкетирование. 

Предметом исследования данной курсовой работы является мотивация и стимулирование персонала в организации ИП Новиков К.А., компания «Альянс», а объектом – организация ИП Новиков К.А., компания «Альянс».

            Курсовая работа состоит из  двух глав. В первой главе рассмотрены  теоретические вопросы, в частности,  понятия мотивации и стимулирования, содержание основных теорий мотивации,  а также современные формы  и методы стимулирования продуктивной  деятельности персонала.

Во второй главе проводится анализ мотивации и стимулирования персонала на примере организации ИП Новиков К.А., выявляются основные проблемы, предлагаются пути их решения.

 

 

  1. Мотивация и стимулирование персонала
    1. Мотивация и стимулирование: содержание понятий, основные типы, виды, способы  и принципы

 

 

Приступая к анализу, такой проблемы как  мотивация и стимулирование персонала, нельзя обойтись без определения таких ключевых понятий, как «мотив» - «стимул», «мотивация» - «стимулирование», так как эти категории имеют прямое отношение к рассматриваемым в нашей работе вопросам.

Итак, мотив – преимущественно осознанное, внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей.

Выделяют  следующие основные типы мотивов: 1) мотив как внутренне осознанные потребности (интересы), побуждающие к действиям (чувство долга), связанным с их удовлетворением; 2) мотив как неосознанная потребность (желание); 3) мотив как инструмент удовлетворения потребности; 4) мотив как намерение, побуждающее поведение;  5) мотив как комплекс перечисленных факторов.

Что же такое  мотивация? Под мотивацией понимается процесс побуждения человека при помощи внутриличностных и внешних факторов к определенной деятельности, направленных на достижение индивидуальных и общих целей.1

Психологи разделяют мотивацию  на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя – способна вызывать деятельность более активную и продуктивную. Способствует творчеству, удовлетворенности работой, вызывает эмоции интереса и радостного возбуждения, повышает самоуважение и ощущение компетентности, человек получает удовлетворение непосредственно от самого поведения, самой деятельности. При внешней мотивации для личности важны вознаграждения, реализации окружающих людей, обстоятельства и т.д. В профессиональной деятельности наиболее показательной внешней мотивацией является труд ради зарплаты.

Существуют различные  способы мотивации, из которых назовем основные:

  1. Нормативная мотивация — побуждение человека к определенному поведению посредством идейно – психологического воздействия:  убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п,;
  2. Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.2
  3. Стимулирование — воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.3

Первые два способа  мотивации являются прямыми, ибо  предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ — стимулирование – косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов – стимулов.4

Переходим к определению  категории стимулирование. Для этого необходимо выявить такое понятие, как стимул. И так, стимулы – внешние причины, побуждения, которые могут вызывать разные мотивы; они ориентированы на удовлетворение потребности, их можно проследить, спланировать, отменить. Чтобы стимул вызывал мотивы, нужно, чтобы он был осознан и признан личностью. Если стимул требует от человека действий, которые неосуществимы, в силу каких – либо причин, то происходит его неприятие и мотив не актуализируется.

Стимулированием называется – целенаправленное применение к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, настойчивость, добросовестность, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией, и включения соответствующих мотивов.5

Стимулирование  выполняет следующие основные функции:                 1) экономическую — способствует повышению эффективности производства; 2) нравственную — создает необходимый морально-психологический климат; 3) социальную — формирует доходы и расходы работников.

Существуют  определенные требования к организации  стимулирования труда: 1) комплексность;  2) индивидуализированный подход; 3) понятность; 4) ощутимость; 5) постоянный поиск новых методов; 6) использование наряду со стимулами антистимулов, снижающих заинтересованность в получении результата.

Стимулирование  может быть актуальным (текущим), которое осуществляется с помощью заработной платы, и перспективным (с помощью условий для карьеры, участия в собственности).

Выделяют два варианта стимулирования – мягкий и жесткий. Жесткое стимулирование предполагает принуждение людей к определенным действиям и основывается на некоем ценностном минимуме (страхе). Его примером служат сдельная заработная плата или оплата за конечный результат (его можно не получить), отсутствие социальной защиты (ее наличие ослабляет стимул и механизм). Мягкое стимулирование основано на побуждении к деятельности в соответствие с ценностным максимумом. Его инструментом является, например, социальный пакет (благ, гарантий).

Стимулирование может  быть: материальным и нематериальным (духовным).

Рис.1. Классификация видов стимулирования

Материальное стимулирование: денежное (заработная плата, премии и т.д.) и неденежное (путевки, бесплатное лечение, транспортные расходы и др.). Нематериальное стимулирование: социальное (престижность труда, возможность профессионального и служебного роста), моральное (уважение со стороны окружающих, награды) и творческое (возможность самосовершенствования и самореализации) (рис.1).

Стимулирование  базируется на определенных принципах:

  • Доступность. Каждый стимул должен быть доступен для всех работников. Условия стимулирования должны быть понятными и демократичными.
  • Ощутимость. Существует некий порог действенности стимула, который существенно различается в разных коллективах. Это необходимо учитывать при определении нижнего порога стимула.
  • Постепенность. Материальные стимулы подвержены постоянной коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать, однако резко завышенное вознаграждение, не подтвержденное впоследствии, отрицательно скажется на мотивации работника в связи с формированием ожидания повышенного вознаграждения и возникновением нового нижнего порога стимула, который устраивал бы работника.
  • Минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой. Например, переход на еженедельную оплату труда. Соблюдение этого принципа позволяет снизить уровень вознаграждения, т.к. действует принцип «Лучше меньше, но сразу». Учащение вознаграждения, его четкая связь с результатом труда — это сильный мотиватор.
  • Сочетание моральных и материальных стимулов. И те, и другие факторы одинаково сильны по своему воздействию. Все зависит от места, времени и субъекта воздействия этих факторов. Поэтому необходимо разумно сочетать эти виды стимулов с учетом их целенаправленного действия на каждого работника.
  • Сочетание стимулов и антистимулов. Необходимо их разумное сочетание. В экономически развитых странах преобладает переход от антистимулов (страх перед потерей работы, голодом, штрафы) к стимулам. Это зависит от традиций сложившихся в обществе, коллективе, взглядов, нравов.6

В данном параграфе были рассмотрены  понятия «мотив», «мотивация», «стимул», «стимулирование». Изучены основные виды и способы мотивации, так  же рассмотрены функции, виды, варианты и принципы стимулирования.

Информация о работе Мотивация и стимулирование