Мотивация как функция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:23, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение мотивации персонала как функции управления организацией. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы мотивации ;
- рассмотреть сущность и структуру мотивации как функцию управления;
- исследовать современные теории мотивации,определить их значение для теории управления персоналом;
- охарактеризовать методы и принципы мотивации ,раскрыть их структуру и содержание

Содержание работы

Введение
1.Сущность мотивации как функции управления
1.1 Структура мотивации.Мотивация как процесс
1.2 Современные теории мотивации,их значение в
управлении
2.Методы мотивации.Принципы эффективного
мотивационного управления
2.1 Стимулирование как инструмент мотивации
2.2 Методы стимулирования .Система стимулирования на предприятии
2.3 Формы стимулирования
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат1 (Автосохранение).docx

— 30.54 Кб (Скачать файл)

• в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

• насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

Четвертая стадия – осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. При этом может происходить корректировка целей, поскольку цели и потребности могут претерпеть изменение в процессе осуществления действий;

             

Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестая стадия – устранение потребности - человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

 Но,даже   знание логики процесса мотивации   не обеспечивает решающих преимуществ  в  его управлении -мотивационный  процесс изменчив, а его характер   во многом зависит от вида  инициализирующих его потребностей.   При этом, сами потребности  находятся между собой в сложном  динамическом взаимодействии, нередко  противореча друг другу либо,  напротив, усиливая действия отдельных  потребностей. 

 

       1.2 Современные теории мотивации,их значение в

                                     управлении

Мотивация - важнейшая функция управления поведением человека, социально организованных систем. В силу своей сложности и специфичности эта функция приобретает относительно обособленный характер, и ее реализация становится предметом мотивационного управления. В его основе лежит изучение и практическое использование   современных  теорий мотивации.  Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.В настоящее время существует достаточно большое количество разных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. В современных исследованиях выделяются: 1) теории содержания мотивации (теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория FRG К. Альдерфера, теория приобретенных потребностей МакКлелланда, теория двух факторов Герцберга и др.) и 2) процессуальные теории мотивации (теория ожидания К. Левина, предпочтения и ожидания В. Врума, теория подкрепления Б.Ф. Скинне-ра, теория справедливости Портера—Лоулера (авторы теории — Л. Портер и Э. Лоулер), модель выбора риска Д. Аткинсона, теория «X» и «Y» Дугласа Макгрегора и др.). Первые основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, и в то же время практически не уделяют внимания самому процессу мотивации. Вторые посвящены процессу мотивации, описанию и предсказанию результатов мотивационного процесса, но не касаются содержания мотивов.

В исследованиях отечественных ученых (А.Н. Леонтьева, А.Г. Ядо-ва, А.Г. Здравомыслова, В.П. Рожина, Л.С. Бляхмана, Н.Ф. Наумовой, И.Ф. Беловой и др.) рассматриваются потребности, процесс формирования и функционирования мотивации, выделяются смыслообрзующие мотивы трудовой деятельности.

 

Теория Маслоу

Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетом:физиологические потребности;потребности в безопасности и уверенности в будущем;социальные потребности (принадлежность к коллективу, поддержка в коллективе и т.д.); потребность в уважении;потребность самовыражения.

 Поведение  человека определяет самая нижняя  неудовлетворенная потребность  иерархической структуры. После  того как потребность удовлетворена,  ее мотивирующее воздействие  прекращается.Из явных недостатков  этой теории следует выделить  неопределенность механизма перехода  с одного уровня на другой,недооценку  влияния на потребности ситуационных,сиюминутных  факторов.

Теория мотивации Фредерика Герцберга появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой . В своей модели Ф. Герцберг определял ответственность, достижение цели и потребность профессионального роста как "факторы удовлетворения от работы или факторы мотивации". Неадекватную заработную плату, недостаточную безопасность труда, плохие условия труда, напряженные отношения с работодателем и др. он определял как "факторы неудовлетворенности". Таким образом, согласно его теории, наличие гигиенических факторов не будет мотивировать работников. Они только предотвратят возникновение чувства неудовлетворенности работой. Реально же сам труд является фактором мотивации. Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических (утилитарных, материальных), но и мотивирующих (моральных, социальных, психологических) факторов. Поэтому теоретикам и практикам казалось логичным, что изменение характера труда в целях повышения соответствующей внутренней заинтересованности, должно усилить мотивацию и повысить производительность .В мотивационной модели Ф. Герцберга отмечают два основных недостатка: недостаточно четкие  формулировки  автора  относительно  совокупности гигиенических факторов и мотиваторов,отсутствие экспериментальной  доказательности  некоторых теоретических предпосылок .

Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется, как человек распределяет свои усилия для достижения целей и как он выбирает свою линию поведения. Ожидания, согласно теории ожиданий Виктора Врума , можно расценивать как оценку вероятности события. При анализе мотивации рассматривается взаимосвязь трёх элементов: затраты - результаты; результаты - вознаграждение; валентность. В. Врум утверждает, что итоговая оценка, определяющая мотивацию человека, интегрирует в себе оценки вероятности того, что, 1) работник сможет справиться с поставленной задачей (ожидание результатов (З – Р)); 2) что его успех будет замечен руководителем и должным образом вознагражден (ожидание справедливого вознаграждения (Р – В)); 3) оценку возможного вознаграждения (валентность).

 Другой  концепцией в рамках процессного  подхода является теория справедливости  Дж. Адамса, где автор утверждает,  что на мотивацию человека  в значительной степени влияет  справедливость оценки его текущей  деятельности и ее результатов  как по сравнению с предыдущими  периодами, так и, что самое  главное с достижениями других  людей. Человек субъективно определяет  отношение полученного результата  или вознаграждения к затраченным  усилиям, а затем соотносит  его с вознаграждением других  людей, выполняющих аналогичную  работу. По мнению Адамса, каждый  субъект всегда мысленно оценивает  отношение: 

Индивидуальные доходы -  Доходы других лиц

Индивидуальные затраты   -   Затраты других лиц

Если в результате сопоставлений он делает вывод, что нарушений нет, то мотивирующие факторы действуют нормально; если же они обнаруживаются, то происходит демотивация личности, в результате чего эффективность труда понижается и человек начинает, чтобы «восстановить справедливость», – снижать деловую активность, требовать повышения заработной платы и улучшения условий труда, продвижение по службе и т. д. Но если людям переплачивают, то свое поведение они менять не склонны. Теория справедливости позволяет сделать несколько важных выводов для практики управления людьми. Руководитель должен не только стремиться быть справедливым, создавать атмосферу равенства, но и хорошо знать, считают ли работники, что вознаграждение строится на равной и справедливой основе.

 Теория  мотивации Л. Портера - Э.  Лоулера построена на сочетании  элементов теории ожиданий и  теории справедливости. Суть ее  в том, что введены соотношения  между вознаграждением и достигнутыми  результатами .

Теория Портера-Лоулера основывается на предположении, что сама работа является источником удовлетворения потребностей, но при этом подчеркивается важность вознаграждения за работу как элемента мотивации.

Одной из наиболее последовательных современных концепций мотивации деятельности человека, ориентирующих на активизацию человеческого фактора, является концепция профессора Мичиганского университета Д. Макгрегора, который анализирует две условно называемые теории: теорию «X» и теорию «Y».Теория «X» (это по сути теория Ф. Тейлора} предполагает, что человек ленив и старается избегать работы; людей нужно принуждать к труду; они хотят, чтобы ими руководили; они не хотят ответственности, не терпят перемен; им нельзя доверять. По мнению Макгрегора, люди совсем не таковы от природы и им присущи противоположные качества (теория «Y»),

Теория «X» приводит к акценту на тактике контроля, на процедурах и методах, дающих возможность предписывать людям, что им надлежит делать, определять, выполняют ли они это, и применять поощрения и наказания. Поскольку в основе лежит предположение, что людей необходимо заставлять делать то, что необходимо для успеха предприятия, внимание, естественно, направлено на методы управления и контроля.  

Теория «Y», с другой стороны, приводит к тому, что повышенное внимание уделяется природе взаимоотношений, созданию среды, благоприятствующей возникновению преданности, организационным целям, предоставляющим возможность максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности при достижении их. Предполагается, что самоконтроль возникает, когда рабочие воспринимают цели компании как свои собственные, и тогда вероятность достижения целей компании высока. Макгрегор считает средством достижения высокой степени вовлеченности метод участия работников в принятии решений.

Теории "Х" и "У" отражают полярные позиции и взгляды. Но из сказанного следует, что руководитель, обнаруживающий жесткое, деспотическое поведение, должен придерживаться положений теории "Х" однако, такого однозначного соответствия между поведением и взглядами нет в этом заключается одно из слабых мест данной теории.

Теория «Y» в последние годы получила развитие в виде теории «Z», выдвинутой профессором Калифорнийского университета В. Оучи на основе изучения японского опыта управления персоналом.Отличительными чертами японского опыта, обеспечивающими реализацию «человеческого потенциала», следует считать такие два основных признака:

1.         Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.

Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укреп

ляет чувство корпоративной общности, отношения рядовых сотруд

ников с руководством. Постоянное присутствие руководства на про

изводстве типично для японского предприятия.

2.         Гласность и ценности корпорации. Работники всех уровней

управления и рабочие пользуются общей базой информации

о политике и деятельности фирмы, в результате чего развивается

атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность.Согласно теории «Z» каждый работник трудится самостоятельно, без надзора. Такое доверие усиливает убежденность работников в совпадении их индивидуальных целей с целями предприятия. Именно этим, по мнению Оучи, объясняется высокий уровень коллективизма, лояльности и производительности в японских компаниях.

 

Тем не менее, противоречия, высказанные разными авторами в части теоретических и практических аспектов действующих ныне мотивационных моделей, отнюдь не приводят к их полному отрицанию, наоборот, критические замечания, главным образом направлены на их совершенствование. Эффективность или жизненность той или иной модели можно проверить только путем их апробации на практике с учетом той среды, где они будут внедряться.  Таким образом, из мотивационных теорий управления следует, что мотивация, отражает сложный и непрерывный процесс выбора субъектом того или иного типа поведения, механизмов его "запуска" и оценки ожидаемых результатов по удовлетворению своих потребностей. В практическом плане это означает, что работник (группа) организация в силу многообразия собственных мотивов (потребностей, интересов, желаний, ожиданий) и воздействий внешней среды (стимулов) постоянно находится в состоянии мотивационного выбора между ценностью (полезностью, выгодностью) предстоящих действий и затратами на их реализацию. Оптимизация этого выбора - основная задача мотивационного управления.

          2.Методы мотивации.Принципы эффективного   мотивационного управления

        Мотивация выступает важнейшим  элементом в системе управления  персоналом.Успешность управления  любым социально-экономическим объектом  зависит от того, насколько  эффективна мотивация людей, работающих  в рамках этого объекта. Даже  если в рамках объекта управления  действуют совершенная система  планирования, продуманная система  контроля, сбалансированная система  координации действий, прогрессивная  оргструктура, но при этом система  мотивации недостаточно эффективна,  общий результат функционирования  данного объекта управления будет  достаточно низким. 

В этой связи, поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию  человеческого фактора  выходит на первый план .Исторически выделяют следующие   способы мотивации:

 

а) нормативная мотивация - побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;

б) принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

в) стимулирование - воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства, с помощью благ (стимулов, побуждающих работника к определенному поведению).

Первые два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ - стимулирование - косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов - стимулов.

 

Практический подход к успешному   управлению предприятием  связан с выбором  рациональных форм методов мотивирования  сотрудников и применением принципов  мотивационного управления. В современном менеджменте  методы мотивирования группируются в следующие четыре вида:

1) экономические  мотивы всех типов (зарплата  во всех ее разновидностях,  включая контрактную, премии,  льготы, страховки, беспроцентные  кредиты и т.п.). Успешность  их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.

2) управление  по целям. Эта система широко  используется в Америке и предусматривает  установление для личности или  группы цепи целей, способствующих  решению главной задачи организации  (достижение определенных количественных  или качественных уровней, повышение  квалификации персонала и т.п.).  Достижение каждой цели автоматически  означает повышение уровня зарплаты  или другую форму поощрения.

Информация о работе Мотивация как функция управления