Мотивация персонала ООО»СОРТРАЗН»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
1) изучение сущности и содержания стимулирования персонала;
2) изучение видов стимулирования труда - материального и морального стимулирования;
3) рассмотреть краткую экономическую характеристику предприятия ООО «Сортразн»;
4) анализ персонала предприятия ООО «Сортразн»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРТЕИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО»СОРТРАЗН»
РАЗДЕЛ 3. ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ И МОРАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ООО «СОРТРАЗН»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

хорошун курсовая.docx

— 74.46 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                         

РАЗДЕЛ 1.     ТЕОРТЕИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

РАЗДЕЛ 2.    ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В                          ООО»СОРТРАЗН»

РАЗДЕЛ 3.    ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ И МОРАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ООО «СОРТРАЗН»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара. Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство, необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно работать. Ведь, все то же самое может быть и у конкурентов. И тогда остается последнее, человеческие ресурсы. Способность человека к рационализации и творчеству может проявиться в оптимизации издержек производства, нестандартного подхода к решению проблем, в кардинальной мере изменить приложение труда и построить новые схемы функционирования предприятия, это в свою очередь и определяет уникальность человеческого фактора.

Выбранная тема актуальна тем, что отсутствие разработанной системы стимулирования качественного и эффективного труда создает предпосылки снижения конкурентоспособности фирмы, что негативно скажется на заработной плате и социальной атмосфере в коллективе.

Детально разработанная система стимулирования эффективности и качества труда позволит мобилизовать трудовые потенциалы, создаст необходимую заинтересованность работников в росте индивидуальных результатов, будет способствовать проявлению творческого потенциала, повышению уровня их компетентности, выразится в снижении удельного веса живого труда на единицу продукции и также выразится в повышении качества выполняемых работ. В связи с этим, целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение стимулирования персонала на примере «Сортразн».

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

1) изучение сущности  и содержания стимулирования  персонала;

2) изучение видов  стимулирования труда - материального  и морального стимулирования;

3) рассмотреть краткую  экономическую характеристику предприятия  ООО «Сортразн»;

4) анализ персонала  предприятия ООО «Сортразн»;

5) анализ системы  стимулирования труда на предприятии ООО «Сортразн»;

6) разработка рекомендаций  по совершенствованию системы  стимулирования труда работников  на предприятии ООО «Сортразн».

Объектом исследования является персонал ООО «Сортразн».

Предмет исследования – система стимулирование труда, ее сущность, особенности ее использования.

Основным методом при исследовании данной темы является изучение документов предприятия, определяющих использование системы стимулирования, результаты деятельности предприятия, систему управления предприятием.

В первой главе рассматривается различные подходы стимулированию персонала, различные виды стимулирования работников, исследования и результаты ученых различных сфер деятельности. Это работы таких авторов как Р.Лайкерт и Д. МакГрегор, А. Маслоу, Ф. Герцберг, Ф. Тейлор, Х. Хекхаузен, Г. Минцберг и т.д. А также отечественных исследователей – И.Н. Герчикова, О.Виханский, В.Р. Веснин, Кокорев, М. И. Магура, Д. А. Амиров В. и т. д.

Вторая глава посвящена анализу персонала и действующей системы стимулирования труда на предприятии ООО «Сортразн». В ней рассматриваются материально – денежное и материально – неденежное виды стимулирование работников. На основании экономической характеристики деятельности организации во второй части работы был сделан вывод о возможности увеличения стимулирующих воздействий на сотрудников.

В третьей главе рассматриваются основные методы стимулирования труда, а также разрабатывается оптимальная система стимулирования труда на предприятии ООО «Сортразн».

 

 

 

 

1 Теоретические  основы стимулирования персонала

1.1 Понятие  и сущность системы стимулирования

По мнению известных российских исследователей Травина В.В. и Дятлова В.А. стимулирование – это применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией и включения соответственных мотивов [1].

Стимулами выступают любые блага (потребности человека), получение которых предполагают трудовую деятельность, т.е. благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. Другими словами, говоря о мотивах труда, мы ведем речь о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив), а говоря о стимулах, об органах управления, обладающих набором благ, необходимых работнику и предоставляющих их ему при условии эффективной трудовой деятельности.

Сущность понятий «мотив труда» и «стимул труда» тождественна. В одном случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив), в другом – об органе управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул). Поэтому можно сказать, что стимулирование труда – это способ вознаграждения работника за участие в производстве, основанное на сопоставлении эффективности труда и требований технологии.

Стимулирование труда предполагает создание условий, при которых активная трудовая деятельность, дающая определённые, заранее, зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирование у него мотивов труда.

Система мотивов и стимулов труда должна опираться на определённую базу – нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работника в трудовые отношения предполагает, то он за ранее оговоренное вознаграждение должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации для стимулирования ещё нет места. Здесь сфера контролируемой деятельности, где работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявляемых требований. Таких наказаний, связанных с потерей материальных благ, может быть, как минимум, два: частичная выплата обусловленного вознаграждения либо разрыв трудовых отношений.

Работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения. Дисциплина всегда несёт в себе элементы принуждения; ограничивая свободу выбора вариантов поведения. Однако грань между контролируемым и мотивируемым поведением условна, т. к. работник с сильной мотивацией труда обладает самодисциплиной, привычкой добросовестно выполнять требования и относиться к ним как к собственным нормам поведения.

Система стимулирования труда как бы вырастает из административно-правовых методов управления, но не в коем случае их не заменяет. Стимулирование труда эффективно только в том случае, когда органы управления умеют добиваться и поддерживать тот уровень работы, за который платят. «Цель стимулирования – не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше то, что обусловлено трудовыми отношениями».

Существующая система стимулирования трудовой активности в значительной мере оказалась малоэффективной и стала одной из причин кризиса труда. Несмотря на богатейшие природные ресурсы и огромные капиталовложения в основные фонды, экономика страны оказалась в тяжёлом состоянии.

Наряду с другими причинами это обусловлено также тем, что в основе системы стимулирования лежал тезис о выгодности дешёвого труда. Сверх вложения в индустриализацию народного хозяйства осуществлялись за счет минимизации оплаты труда. Дешевый труд на самом деле очень дорого обходится обществу. Он малопроизводителен, воспроизводит неразвитого работника, невосприимчивого к возможности зарабатывать больше путем роста производительности труда, убивает инициативу и тем самым препятствует НТП, консервирует низкий уровень организации и условий труда. Такое положение ведет к чрезмерному износу здоровья и понижению работоспособности человека [2].

Современное трудовое сознание характеризуется отчуждением труда. Прежде всего, это касается работы в общественном производстве. Основные причины такого положения следующие:

1) труд в общественном  производстве не всегда может  обеспечить нормальный уровень  жизни большинству работников. Это  связано как с размерами заработков, не позволяющими выйти на уровень  рациональных норм поведения, так  и с отсутствием необходимых  потребительских товаров в государственной  торговле;

2) низкий уровень  трудовой и производственной  дисциплины предопределяет низкое  качество продукции и высокий  травматизм, а как следствие безответственного  отношения к труду - низкий уровень  заработной платы; в условиях  ограниченности сферы мотивированного  поведения работника у абсолютного  большинства трудящихся практически  нет возможности свободного выбора  места приложения труда, степени  интенсивности работы, социальной  и профессиональной мобильности;

3) многие руководители  нередко делают ставку на исполнительного  и безотказного работника в  ущерб высокопрофессиональным и  инициативным специалистам;

4) отсутствует эффективная  система стимулирования трудовой  деятельности, так как в оплате  труда во многом процветает  уравнительность, размер заработков  слабо зависит от личного трудового  вклада работника в конечный  результат деятельности коллектива;

5) внутренняя противоречивость  системы заработной платы ослабляет  связь между размером заработка  и содержательностью труда. Суть  этого противоречия в том, что  стимулируется, прежде всего, закрепление  работников на местах с непривлекательным  трудом, в результате чего оплата  труда на таких местах выше, чем на рабочих местах, требующих  высокой квалификации.

Результатом отчуждения труда стала общая трудовая пассивность. Работа в общественном производстве во многом потеряла престиж, перестала быть значимой социальной ценностью. По данным сравнительного исследования, в США считают работу главным делом жизни 50% населения в Швеции - 45%, в ФРГ - 25%, а в пределах бывшего СССР - лишь 10% [3].

Падение престижа труда, особенно в общественном производстве, привело к тому, что значительная часть населения, не видя реальных возможностей получения благ за счет честного, добросовестного труда, предпочитает снизить уровень своих притязаний, ограничить свои потребности. Здесь трудовая пассивность сочетается с потребительской пассивностью, что делает эту группу мало восприимчивой к стимулированию.

Одной из форм проявления трудовой пассивности стало снижение интереса к повышению трудовой квалификации. Снижение интереса к повышению профессионального мастерства - одна из самых негативных тенденций, отмеченных при переходе предприятий на хозяйственный расчет.

Итак, состояние трудовой мотивации можно охарактеризовать следующими основными признаками: общая трудовая пассивность; низкая значимость общественных мотивов труда; служебного, профессионального и квалификационного роста; определение социального статуса личности в большей степени по нетрудовым критериям; желание иметь стабильную, высокооплачиваемую работу, обеспечивающую необходимый уровень потребностей, но с низкой интенсивностью труда, не требующую постоянного квалифицированного труда. Такое состояние трудовой мотивации и выражает кризис труда.

Рассмотрим классификацию видов стимулирования (рисунок 1).

Рисунок 1- Классификация видов стимулирования

Важнейшим видом стимулирования является материальное, призванным играть ведущую роль в повышении трудовой активности работников. Этот вид состоит из материально-денежного и материально-неденежного стимулирования, последнее содержит часть социальных стимулов.

Вторым немаловажным является духовное стимулирование, которое содержит в себе социальные, моральные, эстетические, социально-политические и информационные стимулы. В психологическом подходе моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда.

Моральные стимулы приравниваются ко всей совокупности этических и нравственных мотивов поведения человека. Однако к области морального стимулирования относится только часть этических категорий, а именно те, которые отражают оценку человека и его поведения окружающими и им самим.

1.2 Характеристика  материального стимулирования

Материально-денежное  стимулирование – это поощрение работников денежными выплатами по результатам трудовой деятельности. Применение материально-денежных стимулов позволяет регулировать поведение объектов управления на  основе  использования  различных  денежных выплат и санкций.

Основной частью дохода наемного работника  является  заработная  плата, которая  по  своей  структуре  неоднородна.  Она  состоит  из  двух  частей: постоянной и переменной.

Иногда этим  частям  присваивают  статус  мощного  стимула.  Однако  по оценкам  психологов,  эффект  увеличения  заработка  позитивно  действует  в течение трех месяцев. Затем человек начинает работать в  том  же,  привычном для него расслабленном режиме [4].

Информация о работе Мотивация персонала ООО»СОРТРАЗН»