Мотивация работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Мотивация по своей природе - сложный психологический процесс реакции субъекта на внешние воздействия и внутренние потребности развития. Реагируя на такие импульсы, субъект трансформирует их в своем сознании до уровня ощущаемых чувствами и разумом желаний, целевых установок, ожиданий. Из совокупности этих ощущений рождается некая «результирующая» как выбор и решение действовать так, чтобы удовлетворить возникающие потребности. Если степень удовлетворения потребностей высока, то мотивация поведения будет усиливаться, положительно активизируя деятельность, если низка - ослабевать вплоть до отрицательных и даже разрушительных действий. Истоки мотивации формируются в глубинных пластах психики и сознания человека как единой и уникальной целостности. Это означает, что мотивация основывается не только на эмоционально-чувственных, но и на рационально-логических свойствах и особенностях субъекта. Такая двойственность мотивации - наличие одновременно и эмоциональных, и рациональных начал - имеет фундаментальное значение для теории и практики управления. Она позволяет рассматривать управление одновременно как искусство (эмоциональное управление) и как науку (рациональное управление).

Файлы: 1 файл

6 КУРСОВАЯ.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

 

1.4 Главные отличительные особенности систем мотивации предприятий Республики Беларусь от предприятий других стран

Отличительные особенности  систем мотивации предприятий Республики Беларусь от систем мотивации предприятий других стран весьма существенны по многим параметрам. Но, прежде всего:

Первой отличительной особенностью развития систем мотивации является тот факт, что в производственно-хозяйственной деятельности предприятий Беларуси длительное время широко использовалась в практической деятельности преимущественно одна - единственная мотивационная модель «кнута и пряника», которая и сегодня не утратила своего применения.

Вторая отличительная особенность систем мотивации состоит в том, что модели мотивации нашей страны были и остаются стандартизированными и незыблемыми, всякое отклонение от этих стандартов считается нарушением существующих нормативных законодательных актов и локальных нормативных документов, которые базируются и функционируют на основе законодательных актов. Поэтому менеджеры высшего уровня управления четко соблюдали эти принципы (повременная, сдельно-премиальная системы оплаты и их разновидности, премиальные системы).

Третья отличительная особенность состояла в том, что мотивационные системы способствовали не только уравнительности в системах оплаты труда и премирования данной категории работников, но и сохраняли тенденцию стимулирования в равном объеме лучшего и худшего, так как размер должностного оклада управленцев одной квалификационной категории оплачивался одинаково, независимо от трудового вклада. Таким же методом осуществлялось премирование. Выплата премии независимо от итогов труда и даже незначительный отрыв премии от достигнутых результатов искажает их сущность, превращает в механическую добавку к основной заработной плате.

Четвертая отличительная особенность применения мотивационных систем заключается в том, что трудовой вклад, оценивался необъективно, формально, что приводило к равнодушию и не заинтересованности как в индивидуальных, так и коллективных результатах труда, снижало социальную и творческую активность.

Пятая отличительная особенность состояла в том, что мотивационные модели, действующие в Республике Беларусь, полностью исключали возможности инженерно-управленческих работников в области развития неспециализированной карьеры и развития совмещения должностей. Лишь за последние годы необходимость развития неспециализированной карьеры и совмещения должностей стала признаваться.

Шестая отличительная особенность мотивационных систем Республики Беларусь состояла в том, что социальное стимулирование трудовой деятельности данных категорий работников осуществлялось преимущественно без учета результатов индивидуального труда, так как социальными благами коллективного труда пользовались как работники, достигшие высоких показателей в работе, так и работники, не проявляющие особого интереса к трудовой деятельности. Например, предприятие создало прекрасную социально-бытовую базу (сеть дошкольных, лечебных учреждений, профилакториев и баз отдыха, спортивных сооружений). Созданные коллективным трудом социальные блага предоставлялись в первую очередь рабочим и только затем инженерно-управленческому персоналу, так как главной производительной силой считался рабочий, а не работники интеллектуального труда, чьи творческие идеи рабочие воплощали в реальную жизнь. Более того, если рабочий трудился малопроизводительно, нарушал правила внутреннего распорядка, но отличался плохим здоровьем, ему в первую очередь предоставлялись социальные блага.

Седьмая отличительная особенность мотивационных систем состояла в том, что ни одна из мотивационных моделей предприятий капиталистических стран не предусматривала и не предусматривает сегодня блока моральных стимулов, так как в них в основном находят отражение стимулы материальные, социально-материальные, натуральные и социальной карьеры.

Восьмая особенность в развитии мотивации состоит в том, что стимулирование рассматривалось, как правило, через призму социалистического соревнования. И думается, соревнование, если отбросить идеологические догмы, не только не изжило себя, но по-прежнему должно являться одним из движущих мотивов повышения социальной и творческой активности работников в ускорении темпов научно-технического прогресса. В противовес Республике Беларусь соревнование как таковое широко используется в фирмах Германии, США, Японии и других стран [10, с.45].

Механизм реализации каждого из блоков модели мотивации зависит, прежде всего, от желания или нежелания конкретного предприятия Беларуси, а также от специфических условий, которые характерны для инженерных коллективов, где будет апробироваться данная мотивационная модель. Причем общие тенденции применения мотивационных моделей на предприятиях развитых стран свидетельствуют о том, что ни одна из мотивационных моделей не способна полностью устранить противоречия в стимулировании труда наемных работников, в том числе инженерно-управленческих. Такое положение не позволяет добиться полного развития личности и ее самореализации.

 

 

2 Объект и  методы исследования

 

2.1 Объекты  исследования

Объектом исследования является усердие работников (мотивация).

Мотивация – одна из основных функций деятельности любого менеджера. С помощью ее оказывается воздействие на персонал предприятия. Сущность мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствие с делегированными ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими решениями.

Следует иметь в виду, что в жизни нет четких различий между внешней и внутренней мотивацией. Некоторые мотивы в одних случаях  порождены внутренней мотивацией, а  в других - внешней. Иногда мотив  одновременно порожден разными системами  мотивации. Общеизвестно, что мотивация оказывает большое значение на выполнение человеком работы, вместе с тем между мотивацией и конечным результатом трудовой деятельности не имеется прямой зависимости.

Столовая филиала «Санаторий «Поречье» санаторно-курортного частного унитарного предприятия «Белагроздравница» находится по адресу Гродненский район, д. Поречье, ул. Толстого, 9.  В соответствии с «Инструкцией о порядке отнесения торговых объектов общественного питания к соответствующим наценочным категориям по уровню обслуживания потребителей» и «Инструкцией по классификации торговых объектов общественного питания», утвержденных постановлением Министерства торговли Республики Беларусь 8 января 2004 года  №1,столовая соответствует второй наценочной категории.

Форма собственности объекта общественного питания ¾ частная.

Руководство деятельности филиала «Санаторий «Поречье» осуществляет директор, назначенный Генеральным  директором. Устав Санаторно-курортного унитарного предприятия «Белагроздравница» Белорусского агропромышленного союза утвержден решением Республиканского Совета Белорусского агропромышленного союза 29 января 2004 года протокол №7/2-11 и зарегистрирован решением Минского городского исполнительного комитета 31.03.2004 года №653.

Согласно данному Уставу целями деятельности является санаторно-курортная, оздоровительная и иная, связанная с этим деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей, и получение прибыли для удовлетворения интересов предприятия и членов его коллектива. Филиал осуществляет деятельность для взрослого населения по профилю: лечение заболеваний органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, гинекологических заболеваний; в отделении «Мать и дитя» по профилю: лечение заболеваний органов пищеварения и дыхания, опорно-двигательного аппарата.

Основную деятельность, связанную с приготовлением и реализацией пищи, выполняет столовая  филиала  «Санаторий «Поречье». Минским городским исполнительным комитетом выдано специальное разрешение (лицензия) на право осуществления розничной торговли и общественное питание на основании решения от 23.09.2010 года №2172 сроком на пять лет и действительна   до 23.09.2015года. Данная лицензия представлена в приложении Б.

Столовая расположена  в пристроенном к главному корпусу  помещении. Общая площадь столовой 497м2, проектная мощность пищеблока позволяет приготовление до 350 комплексных обедов одновременно.  Обеденный зал рассчитан на 320 посадочных мест, что обеспечивает питание отдыхающих в одну смену. Вход отдыхающих организован из фойе главного корпуса. При входе в столовую располагаются умывальные раковины, туалеты. Пищеблок подключен к центральным сетям холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоцентрали, располагает набором помещений для работы на сырье.

В столовой филиала «Санаторий «Поречье» организовано пятиразовое питание в одну смену. Питание в здравнице осуществляется согласно требованиям СанПина.

Основными услугами, предоставляемыми в столовой, являются:

    • питание;
    • изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий;
    • организация обслуживания;
    • организация потребления продукции общественного питания;
    • информационно-консультативные услуги.

В санатории осуществляется 5-разовое питание в одну смену  по 14-дневному сезонному меню.

Следует отметить, что  ассортиментный перечень продукции, производимой в столовой, является  достаточно разнообразным. Меню на неделю разрабатывается для каждого вида диеты. В санатории «Поречье» существуют следующие виды диет: 5-П, 9-Д, 15-Б. Диета 5-П предназначена для отдыхающих с заболеваниями желчного пузыря и печени. Диета 9-Д предназначена для больных сахарным диабетом. Диета 15-Б предназначена для общей массы отдыхающих и идет как основная. Заказ  осуществляется за три дня

В столовой применяется  метод обслуживания официантами. За каждым из них закреплен определенный участок, за который работник отвечает. Важным является наличие у официантов спецодежды, что не только повышает уровень экологичности при обслуживании, но и создает визуально слаженную систему обслуживания в целом  при работе с посетителями.

В интерьере столовой использованы декоративные элементы, создающие единство стиля, для создания благоприятного микроклимата в заведении.

Таким образом, филиал  «Санаторий «Поречье» оказывает  отдыхающим медицинские услуги, услугу питания, услуги по организации досуга. Услугу питания оказывает столовая санатория «Поречье», которая имеет лицензию на осуществление данного вида деятельности. При изучении характеристики услуги объекта общественного питания можно судить о высокоорганизованной производственной деятельности, правильной организации работы персонала, а также высоком уровне обслуживания посетителей, что соответствует уровню столовой 2 наценочной категории.

 

2.2 Методы исследования

Выбор форм и методов  исследования зависит от множества  факторов:

1) Масштаб исследования;

2) Детализация исследования;

3) Доступность источников  информации;

4) Имеющиеся ресурсы  (время, сотрудники, денежные средства).

Из общих методов  исследования профессионалы используют в работе следующие количественные и качественные методы исследования, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1- Количественные и качественные методы исследования.

 

Для получения необходимой  информации в столовой филиала «Санаторий «Поречье»  были использованы следующие методы исследования: аналитический метод; метод наблюдения; эксперимент; метод опроса, метод анкетирования, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1– Методы исследования, применяемые в столовой филиала «Санаторий «Поречье»

Задача

Метод

Описание метода

Обзор литературы

Аналитический метод  обзора литературных данных по теме исследования

Сущность заключается в обзоре и поиске необходимой информации в литер-х источниках.


Продолжение таблицы 1

Задача

Метод

Описание метода

Поиск проблемных сторон в деятельности столовой

Наблюдение

Получение информации в  ходе наблюдения за поведением участников рынка в типичных ситуациях. Систематическая  запись моделей поведения людей, объектов и событий. Метод применяется  для сбора информации об интересующем событии.

Опрос

Получение информации в  ходе ответа респондентов на вопросы, задаваемые исследователем.

Анкетирование

Сбор необходимой информации в ходе проведения исследования посредством  предоставления анкет.

Исследование поставленной проблемы на практике, с целью выявления ее эффективности

Эксперимент

Получение информации в  результате наблюдения за участниками  исследования в ситуациях, созданных  самим лицом, которое проводит исследование


 

Перечисленные методы исследования позволяют определить количественные и качественные характеристики поставленной проблемы.

Качественная информация является неструктурированной, необходима для предварительного анализа существующей проблемы. Для примера стоит сказать, что принцип этого метода заключается  в том, что каждый последующий  вопрос, заданный интервьюером, формулируется на основании предыдущего ответа респондента.

Количественная информация служит для ее последующего статистического  анализа. Принцип сбора по этому  методу заключается в том, что, например, респонденту предлагается оценить по пятибалльной шкале важность каких-либо критериев, влияющих на него.

Таким образом, у столовой есть необходимость повышения удовлетворенности  клиентов, они могут выбрать другое заведение общественного питания, которое бы удовлетворяло их потребности в большей степени.

Информация о работе Мотивация работников