Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 23:48, курсовая работа
Мотивация по своей природе - сложный психологический процесс реакции субъекта на внешние воздействия и внутренние потребности развития. Реагируя на такие импульсы, субъект трансформирует их в своем сознании до уровня ощущаемых чувствами и разумом желаний, целевых установок, ожиданий. Из совокупности этих ощущений рождается некая «результирующая» как выбор и решение действовать так, чтобы удовлетворить возникающие потребности. Если степень удовлетворения потребностей высока, то мотивация поведения будет усиливаться, положительно активизируя деятельность, если низка - ослабевать вплоть до отрицательных и даже разрушительных действий. Истоки мотивации формируются в глубинных пластах психики и сознания человека как единой и уникальной целостности. Это означает, что мотивация основывается не только на эмоционально-чувственных, но и на рационально-логических свойствах и особенностях субъекта. Такая двойственность мотивации - наличие одновременно и эмоциональных, и рациональных начал - имеет фундаментальное значение для теории и практики управления. Она позволяет рассматривать управление одновременно как искусство (эмоциональное управление) и как науку (рациональное управление).
Низкая эффективность внутрипроизводственных отношений обусловлена также тем, что:
- инициатива и предприимчивость подразделений не поощряются, а часто, наоборот пресекаются;
- фонд экономического
стимулирования в
- подразделения не
несут экономической
- отсутствует открытость
и доверительность в
- отсутствие преданности организации;
- отсутствие ощущения
достижения, не видно результатов,
нет личного и
- отсутствие чувства причастности к компании;
- не все работники соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;
- неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит.
В некоторые периоды функционирования предприятия ощущается временный недостаток трудовых ресурсов. С каждым годом все более актуальна проблема утечки молодого персонала, а взрослый персонал работает из-за сохранения хоть какой-либо работы и все же неохотно выполняет свои обязанности, что влечет за собой много жалоб от посетителей.
Столовая санатория «Поречье» предоставляет гостям все необходимые услуги, но высокой активности и полной отдачи труда персонала столовой недостаточно для получения максимальной прибыли предприятия и полного удовлетворения гостей. В настоящий же момент работник слабо заинтересован в повышении результативности функционировании санатория.
Недостатки системы стимулирования персонала предприятия наиболее явно проявляются в периоды максимального или минимального спроса на услугу. В периоды увеличения спроса коллектив санатория не может обеспечить оказание услуги в нужном объеме, так как руководству привлечь сотрудников к сверхурочной работе на добровольных началах не удается, а поиск новых сотрудников для работы на непостоянной основе не представляется рациональным. В периоды снижения спроса на услугу предложение оказывается больше спроса, планируемый объем прибыли не достигается. У сотрудников отсутствует интерес в привлечении клиентов, что приводит к временному застою.
Целью управления сложившейся
экономической ситуацией должно
стать, прежде всего, увеличение заинтересованности
персонала в повышении
3.3 Разработка специального плана мотивации работника
На основе проведенного исследования системы стимулирования персонала столовой санатория «Поречье» можно сделать вывод, что система стимулирования персонала на предприятии нуждается в совершенствовании с учетом новых подходов и тенденций кадрового менеджмента.
Для привлечения и удержания кадров в столовой санатория «Поречье» следует разработать план мероприятий по мотивации и стимулированию работников.
Данный план мероприятий будет состоять из двух разделов: первый будет распространяться на всех работников, а второй - на работников отдельной бригады в условиях конкурса.
В первый раздел плана будет входить:
- одноразовые выплаты по поводу рождения или смерти;
- выплат к праздникам и юбилеям;
- предоставления оплаченных отпусков студентам и учащимся-заочникам;
- оплаты стажировок и курсов повышения квалификации;
- предоставление рабочего общежития.
Во второй раздел плана мероприятий по мотивации персонала будет входить:
- предоставление бесплатных билетов для работников на культурные мероприятия;
- 50 %-ная скидка на 5 лечебно-профилактических процедур санатория «Поречье»;
- премия работникам в виде 35% от оклада.
Второй раздел плана мероприятий по мотивации персонала будет проводиться на конкурсной основе. В начале месяца заведующий столовой объявит проведение данного конкурса. Заведующий столовой каждое утро будет раздавать бланки анкет, которая представлена в приложении Б, в которых посетители будут отвечать на вопросы о качестве предоставляемых услуг столовой филиала «Санаторий «Поречье». В конце месяца заведующий столовой будет подводить итоги и анализировать данные анкетного опроса, а также анализировать работу каждой бригады столовой. И по итогам данного опроса будет выявлен победитель, та бригада, которая наиболее продуктивно и качественно выполняла свои обязанности в течении месяца.
Также к критериям
эффективности работы каждой бригады
будут рассмотрены все замечания
и предложения в
Бригада, которая получит наибольшее количество положительных отзывов и оценок по итогам анкетирования и оценки книги отзывов и предложений, будет вывешена на информационном стенде, который располагается в холе санатория «Поречье» и будет доступен для каждого посетителя столовой и работника, желающего проследить за успехами работы своей бригады.
Помимо первого раздела плана мероприятий по мотивации работников, который будет распространяться на всех работников, также будет применяться второй раздел плана, который будет распространяться только на бригаду-победителя.
Так как в бригадах находится по 15 человек, то на бригаду-победителя будет выдано 10 билетов на культурные мероприятия и 5 абонементов по 50%-ой скидке на лечебно-профилактические процедуры санатория «Поречье». В свою очередь, премия в размере 35% от оклада будет выдаваться каждому работнику бригады-победителя.
Распределение абонементов
и билетов на культурные мероприятия
будет происходить
Таким образом, анализ существующей системы мотивации в санатории «Поречье» показал необходимость поиска более эффективных мероприятий по мотивации и стимулированию персонала, а также привлечению и удержанию персонала в столовой. Поэтому был предложен план мероприятий, который будет состоять из двух разделов: первый будет относиться ко всем работникам столовой, а второй будет действовать на конкурсной основе. Следовательно, первый раздел плана будет влиять на привлечение, а второй больше на удержание существующих работников столовой.
3.4 Оценка эффективности от мероприятий, направленных на повышение мотивации работников и удержание молодых кадров
План мероприятий по мотивации и стимулированию работников столовой филиала «Санаторий «Поречье» содержит критерии мотивации как материального, так и нематериального характера.
К материальным мотивам будут относиться следующее:
- одноразовые выплаты по поводу рождения или смерти;
- выплаты к праздникам и юбилеям;
- премия в размере 35% от оклада работника.
К нематериальным мотивам будет относиться следующее:
- предоставления оплаченных отпусков студентам и учащимся-заочникам;
- оплаты стажировок и курсов повышения квалификации;
- предоставление рабочего общежития;
- предоставление бесплатных билетов для работников на культурные мероприятия;
- 50 %-ная скидка на 5
лечебно-профилактических
Рассмотрим более подробно эффективность от каждого предложенного работникам мероприятия.
Одноразовые выплаты о поводу рождения или смерти будут эффективны для любого предприятия в принципе, так как эти выплаты входят в социальный пакет, который может выдаваться работникам на любом предприятии.
Дополнительные выплаты к праздникам и юбилеям будут эффективны не только для молодых кадров с целью их привлечения, но и для работников среднего возраста. Так как в принципе все виды материального стимулирования на предприятии являются наиболее действенными.
Премии в размере 35% от оклада будут способствовать созданию благоприятного климата в коллективе, а также слаженной работе всей бригады в целом, так как эти премии будут выдаваться на конкурсной основе.
Предоставления оплаченных отпусков студентам и учащимся-заочникам будет наиболее благоприятно воздействовать на привлечения молодых кадров и удержанию их на производстве.
Оплата стажировок и курсов повышения квалификации будет благоприятно воздействовать на всех работников, так как с помощью этих мероприятий они смогут бесплатно повысить свою квалификацию, и тем самым, будут получать соответствующе большую заработную плату. Это тем самым будет способствовать повышению качества услуг столовой в целом.
Предоставление рабочего
общежития будет также
Предоставление бесплатных билетов для работников на культурные мероприятия и 50 %-ная скидка на 5 лечебно-профилактических процедур санатория «Поречье» также будут направлены на улучшение качества обслуживания, так как будут рассматриваться на конкурсной основе, а также будут направлены на культурное и физическое развитие работников.
Далее рассмотрим затраты на проведение плана мероприятий по повышению мотивации, приходящиеся на одного работника столовой.
Целесообразнее всего
рассмотреть ежемесячные затрат
Один билет на работника столовой в среднем будет стоить 40 тысяч рублей. Предоставление пяти процедур работнику обойдется около 200 тысяч рублей, а по абонементу с 50%-ой скидкой 100 тысяч рублей. Так как средний оклад работников столовой составляет 1500000 рублей, то премия в размере 35% от оклада соответственно будет составлять 525000 рублей.
Тогда затраты на одного работника составят либо 565000 рублей, либо 625000 рублей в месяц, в зависимости от выбранных работником предоставляемых возможностей. Следовательно, в среднем в месяц затраты на всех работников бригады будут составлять 8375000 рублей.
Таким образом, предложенный план мероприятий является достаточно эффективным, так как имеет достаточное количество поощрений как материального, так и нематериального характера, а также имеет положительное влияние на климат в коллективе и небольшие затраты на его проведение.
Заключение
В условиях жесткой конкуренции многие фирмы сохранились и эффективно функционируют. Одной из причин их «выживаемости» является эффективное управление персоналом, стимулирование и мотивация труда.
Незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие, отрицательные результаты, как текучесть кадров. Руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает.
Грамотно спроектированная работа должна создавать внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию. Человек - существо социальное, а значит, чувство сопричастности способно вызвать в нем глубокое психологическое удовлетворение, оно так же позволяет осознать себя как личность.
В этом состоит подход к мотивации, основанный на «Теории Y», суть которого - воздействие на психологическое состояние работника. Однако эффективность этого подхода будет крайне низкой, если работник испытывает нужды в удовлетворении потребностей низшего уровня. В этом случае оправдывает свое существование «Теория X». Согласно посылкам этой теории наилучший способ стимулирования к труду - экономическая мотивация.
Однако те методы аттестации, которые применяются у нас в стране, еще очень несовершенны, а ведь, когда от результатов аттестации будет зависеть ежегодное колебание заработной платы, то эти результаты окажутся в центре самого пристального внимания и могут стать источниками очень серьезных конфликтов. Надеяться на появление абсолютно объективных методов оценки служебной деятельности столь сложного объекта, как человек, пока что не приходится. Мотивация труда осуществляется по всему спектру потребностей работников.
В общем случае мотивация – понятие, используемое для объяснения последовательности поведенческих действий, направленных на конкретную цель, которая может меняться в зависимости от различных обстоятельств, ситуаций. В понятие «мотивация» входят моменты активизации, управления и реализации целенаправленного поведения человека. С помощью мотивации можно ответить на вопрос: почему так, а не иначе поступает данный человек.