Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:09, курсовая работа
Мотивация сотрудников на предприятии является одной из ключевых позиций ведения успешного малого бизнеса, т.к. в малом предприятии действуют законы «малой группы». Это значит, что превалирует командная работа на единый результат, на который влияет каждый сотрудник. Поэтому перед работой были поставлены следующие задачи:
• Исследование понятия и сущности процесса мотивирования;
• Классификация основных теорий и видов мотивации труда;
• Установление способов стимулирования работников.
Мотивирование сотрудников непосредственно касается ТЭО малого предприятия, поскольку система стимулирования влияет на расчет заработных плат работников, что является важной составной частью расчетного задания.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА 4
1.1. Понятие и сущность мотивации труда 4
1.2. Основные теории мотивации труда 7
1.3. Методика исследования мотивации труда на предприятии 22
2. МЕХАНИЗМ МОТИВАЦИИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 25
2.1. Основные методы мотивации, виды мотивов 25
2.2. Способы стимулирования труда 28
2.3. Предложения по совершенствованию системы мотивации труда на предприятии 30
3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЗДАНИЯ МАЛОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 34
3.1. Расчет потребности в капитале и определение источников его формирования 34
3.2. Расчет себестоимости и цены изделия 47
3.3. Определение точки безубыточности производства 50
3.4. Динамика технико-экономических показателей и расчет 52
ВЫВОДЫ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Поведение сотрудников определяется поведением:
Таким образом, подчеркивается
необходимость в доминировании
повышения качества труда при
уверенности работника в том,
что это будет замечено менеджером.
Такая ситуация позволит работнику
удовлетворить свою потребность. По
теории ожидания, работнику следует
иметь потребности, которые можно
в большей степени
2) Теория справедливости.
По теории справедливости
3) Теория мотивации Портера-
4) Теория Д. Мак-Грегора.
Мак-Грегором была
Мак-Грегор пришел к выводу,
что на основе всех этих факторов, зависящих
от менеджера и влияющих на работника,
можно использовать два различных
метода управления, названные теориями
X и Y. В теории X воплощен авторитарный
стиль управления, характеризуемый
огромной централизацией власти и жестким
контролем по всем факторам. В теории
Y воплощен демократический стиль
управления, предполагающий передачу
полномочий, улучшение понимания
в группе работников, учет мотивации
сотрудников и психологических
потребностей, улучшения содержания
работы. Эти теории имели большое
влияние на формирование теории управления.
Мак-Грегор разрабатывал их применительно
к отдельному индивиду. С развитием
организации как системы
Подводя выводы по содержательным теориям, я отметил, что для рассмотренных концепций присуще две общие характеристики: 1) данные концепции в очень наглядном виде, четко и ясно излагают определенный взгляд на мотивацию – взгляд, подтвержденный эмпирическими исследованиями и уже достаточно продолжительное время использовавшийся в практике управления. В наибольшей мере данное утверждение относится к теориям Маслоу и Герцберга. Поэтому для того, чтобы лучше понимать мотивацию работников, менеджеры обязательно должны быть знакомы со всеми четырьмя теориями; 2) все четыре теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, и в то же время практически не уделяют внимания анализу процесса мотивации. Это указывает на основной недостаток содержательных теорий, существенно ограничивающий возможности их непосредственного практического применения.
Данный раздел раскрывает основные методы мотивации труда, исходя из их разделения на три базовые группы: 1) первоначальные теории 2) содержательные теории 3) процессуальные теории. Под каждой группой был произведен небольшой анализ соответствующих теорий и обобщена полученная информация.
Методика исследования мотивации
труда с самого зарождения этого
понятия разделила
1) Зарубежные методики. При
определении итогов работы
Консультативной фирмой «Маккинзи» были выделены следующие факторы (подфакторы):
Факторы и подфакторы оцениваются в баллах, при этом ”цена” балла зависит от уровня жалованья. Сумма баллов по всем подфакторам определяет сравнительную оценку каждой рассматриваемой должности [4].
2) Отечественные методики. Информацию о мотивации труда отечественным специалистам помогали собирать социологи при помощи интервьюирования или анкетирования.
Наиболее распространенным методом изучения мотивации труда является сопоставление различных вербально выраженных удовлетворенностей. В ее основе – анализ данных об удовлетворенности работой на предприятии (в целом и ее отдельными сторонами), собранных в ходе полуформализованного интервью. Значимость каждого элемента рабочей ситуации тем выше, чем сильнее отношение именно к этому элементу сказывается на общей удовлетворенности работой. Показателем значимости мотива, соответствующего тому или иному элементу рабочей ситуации (стимулу), служит разность оценок данного элемента рабочей ситуации для рабочих, удовлетворенных своей работой, и рабочих, не удовлетворенных ею.
Для исследования мотивации труда использовалась и методика, когда оценки элементов рабочей ситуации сопоставлялись не с удовлетворенностью работой, а с результатами трудовой деятельности. [5]
Исследования были весьма немногочисленны. Наиболее распространенным был инструментарий с использованием прямых вопросов. Респонденту обычно предлагался один из трех вариантов: выбрать 2–3 наиболее важных мотива; проранжировать мотивы (от наиболее к наименее важным); оценить степень важности каждого из предложенных мотивов по 5-балльной шкале. Однако для выявления значимости мотивов труда использовались и довольно оригинальные методики. Суть одной из них, например, состояла в следующем: по каждому мотиву рассчитывается средний балл важности и средний балл удовлетворенности и каждому мотиву приписывается определенный рейтинг важности и рейтинг удовлетворенности в соответствии со средним баллом. Далее рейтинги важности и удовлетворенности сопоставляют и делают соответствующие выводы [6].
Важной составляющей изучения мотивации труда является построение типологии мотивов. В качестве ориентира в советском обществе служила иерархическая система мотивов трудовой деятельности, предложенная А.Г. Здравомысловым. Исходным пунктом мотивации автор считал материальную заинтересованность, далее – интерес к содержанию своей работы, затем – коллективистские установки человека, и венчает мотивацию осознание смысла работы, ее общественной значимости.
Отечественные и зарубежные методики исследований существенно отличаются. Я считаю, что зарубежные специалисты продвинулись в этом вопросе дальше, используя более сложные, точные и качественные средства для достижения целей.
Данный раздел описывает понятие мотивация и раскрывает его сущность как процесс длительного воздействия на исполнителя (себя или других) с целью формирования у него внутреннего побуждения к действию для достижения поставленных целей, руководствуясь делегированными ему правами и обязанностями. Также обобщает информацию по основным теориям мотивации труда, исходя из их первоначального деления на группы первоначальных, содержательных и процессуальных теорий. К тому же были описаны методики исследования мотивации труда на предприятии как отечественных, так и зарубежных специалистов, что позволяет более полно изучить данный вопрос.
Научные исследования и практика позволили выработать следующие правила мотивации, соблюдение которых позволяет повысить эффективность мотивационных мероприятий:
Мотивы к труду с определенной степенью условности делятся на духовные и биологические.
К духовным мотивам относятся:
1. Мотив личной аффирмации или самоутверждения, характерен для значительного числа работников, преимущественно молодого и зрелого возраста. По Герцбергу, он является мотивирующим фактором сотрудников высокой квалификации.
2. Мотив самостоятельности присущ работникам с "хозяйской" мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более высокими заработками взамен установки "быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес". Значительная часть кооператоров и предпринимателей оставили стабильную и порой высокооплачиваемую работу взамен на рискованный бизнес, дающий вначале только одно - самостоятельность.
3. Мотив надежности (стабильности) — мотив самостоятельности с противоположным знаком. Если в первом случае работники предпочитают риск, активный поиск новых решений, новых видов деятельности, то в данном случае предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности.
4. Мотив приобретения нового (знаний, вещей) лежит в основе многих элементов рыночного менеджмента, и, прежде всего, маркетинга. На этом мотиве построена система создания материально-вещественного мира в экономически развитых странах. Именно он используется производителями новых товаров и услуг, а другие мотивы — порой лишь его внешняя оболочка или начинка.