Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 08:48, курсовая работа
В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в стимулировании труда. Отсутствие разработанной системы мотивации и стимулирования качественного и эффективного труда создает предпосылки снижения конкурентоспособности фирмы, что негативно скажется на заработной плате и социальной атмосфере в коллективе.
Детально разработанная система стимулирования эффективности и качества труда позволит мобилизовать трудовые потенциалы, создание необходимой заинтересованности работников в росте индивидуальных результатов, проявлению творческого потенциала, повышению уровня их компетентности.
Введение………………………………………………………………………..…………………....2
1 Сущность и понятие мотивации трудовой деятельности…………………................................4
1.1 Теоретическое обоснование понятия мотивации в различных исторических концепциях управления…………………………………………………………………………4
1.2 Сравнительный анализ российского и зарубежных подходов к мотивации труда………………………………………………………………………………………………8
1.3 Особенности мотивации трудовой деятельности……………...……..............................14
2 Особенности стимулирования трудовой деятельности………………..……………………...20
2.1 Функции и формы стимулирования трудовой деятельности……..……………………20
2.2 Способы достижения эффективной деятельности посредством стимулирования труда…………………………………………………………………………………………......24
Заключение………………………………………………………….…………...............................27
Список литературы……………………………………………………………...............................28
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Сущность и понятие
мотивации трудовой
1.1 Теоретическое обоснование
понятия мотивации в различных исторических
концепциях управления……………………………………………………
1.2 Сравнительный анализ
российского и зарубежных
1.3 Особенности
мотивации трудовой деятельности……………...……........
2 Особенности стимулирования
трудовой деятельности………………..…
2.1 Функции и формы стимулирования трудовой деятельности……..……………………20
2.2 Способы достижения
эффективной деятельности посредством
стимулирования труда…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В быстро меняющемся мире важно
не отстать от мировых достижений
в стимулировании труда. Отсутствие
разработанной системы
Детально разработанная система стимулирования эффективности и качества труда позволит мобилизовать трудовые потенциалы, создание необходимой заинтересованности работников в росте индивидуальных результатов, проявлению творческого потенциала, повышению уровня их компетентности.
Система стимулирования, встроенная
в общий хозяйственный
Цель курсового проекта установить, в чем заключается сущность мотивации и стимулирования труда персонала в организации. Для реализации заданной цели поставлены следующие задачи: раскрыть сущность понятия мотивации, определить виды и факторы мотивации, определить понятие стимулирования труда персонала организации, дать понятие стимулов трудовой деятельности и их видов.
В первой главе рассматривается сущность и понятие мотивации трудовой деятельности. Описаны виды и факторы мотивации трудовой деятельности, а также проведен сравнительный анализ российского и зарубежных подходов к мотивации труда.
Во второй главе рассматриваются особенности стимулирования трудовой деятельности, дано определение понятия стимулирования, выявлены способы достижения эффективной деятельности посредством стимулирования.
Для решения поставленных
задач использованы научные изыскания
отечественных и зарубежных авторов
в области мотивации и
1 Сущность и понятие мотивации трудовой деятельности
1.1 Теоретическое обоснование понятия мотивации в различных исторических концепциях управления
Сейчас общепризнанно, что основные допущения, заложенные в первоначальных концепциях мотивации, неверны, однако, понять их все же важно. И хотя руководители в отдаленные времена в большей степени неверно понимали поведение людей, приемы, которыми они пользовались в тех условиях, часто были очень эффективными. Поскольку эти приемы “работали” и применялись много сотен лет, в отличие от пары десятилетий существования современных теорий, первоначальные концепции мотивации глубоко укоренились в нашей культуре. Многие руководители, особенно те, кто не имеет специальной подготовки, все еще испытывают сильное влияние этих концепций.
В современных условиях не следует применять простые и прагматические подходы, поскольку это, скорее всего, будет ошибкой. Люди, являющиеся подчиненными в современных организациях, обычно гораздо более образованы и обеспечены, чем в прошлом. Поэтому их мотивы трудовой деятельности окажутся более сложными и трудными для воздействия, если не понять хотя бы что-то в природе мотивации. Краткий исторический обзор поможет лучше осознать, что эффективность мотивации, как впрочем, и все в управленческой деятельности, связана с конкретной ситуацией [9, c. 464].
За тысячи лет до того, как слово “мотивация” вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из применяемых приемов был метод кнута и пряника. [18] В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его головой. Однако королевские дочери и сокровища предлагались лишь немногим избранным. Предлагаемые “пряники” в награду за большинство дел едва ли были съедобны. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить.
Это было обычным явлением в странах Запада в конце XIX в. В течение почти всего периода промышленной революции экономические и социальные условия жизни в сельских местностях Англии были так тяжелы, что фермеры наводняли города и буквально, выпрашивали, как милостыню возможность работать по 14 ч. в сутки на грязных, опасных для жизни фабриках за плату, которой едва хватало, чтобы выжить. Когда Адам Смит писал свой труд “Исследование о природе и причинах богатства народов”, жизнь для простого человека была очень тяжелой. На его концепцию “экономического человека”, которая рассматривалась выше, несомненно, очень большое влияние оказало наблюдение этих жестоких реалий. В условиях, когда большинство людей боролось за выживание, был вполне понятен вывод, к которому пришел Смит, о том, что человек всегда, когда ему представится такая возможность, будет стараться улучшить свое экономическое положение [9, c. 464].
Когда, примерно в 1910 г., возникла
“школа научного управления”, жизнь
трудящихся существенно не улучшилась,
несмотря на достижения технологии. Однако
Тейлор и его современники уже
осознали всю глупость заработков на
грани голода. И они сделали
мотивацию по типу кнута и пряника
более эффективной, когда объективно
определили понятие “достаточной дневной
выработки” и предложили оплачивать
труд тех, кто производил больше продукции,
пропорционально их вкладу. Увеличение
производительности труда, явившееся
результатом использования
Постепенно, благодаря в основном эффективности, с которой организации применяли достижения технологии и специализацию, жизнь обычных средних людей, в конце концов, начала улучшаться. И чем больше она улучшалась, тем лучше управляющие начинали понимать, что простой “пряник” не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Этот факт заставил специалистов в области управления искать новые решения проблемы мотивации в психологическом аспекте [3, c. 465].
Как писали еще Тейлор и Гилбрет, “новости о теории подсознательного Зигмунда Фрейда распространились по Европе и, наконец, достигли Америки”. Однако тезис о том, что люди не всегда поступают рационально, был слишком радикальным, и менеджеры не сразу “накинулись” на него. Хотя попытки применить в управлении психологические мотивы были и раньше, только с появлением работы Элтона Мэйо стало ясно, какие потенциальные выгоды это сулит, а также то, что мотивация по типу кнута и пряника является недостаточной [13, c. 385].
Элтон Мэйо был одним из немногих академически образованных людей своего времени, который обладал как верным пониманием научного управления, так и подготовкой в области психологии. Он создал себе известность и репутацию в ходе эксперимента, проводимого на текстильной фабрике в Филадельфии, в 1923 - 1924 гг. Текучесть рабочей силы на прядильном участке этой фабрики достигла 250%, тогда как на других участках составляла лишь 5 - 6%. Материальные способы стимулирования производства, предложенные экспертами по эффективности, не смогли повлиять на текучесть кадров и низкую производительность участка, поэтому президент фирмы обратился с просьбой о помощи к Мэйо и его товарищам [13, c. 385].
После внимательного изучения ситуации Мэйо определил, что условия труда прядильщика давали мало возможностей для общения друг с другом и что их труд был мало уважаем. Мэйо чувствовал, что решение проблемы снижения текучести кадров лежит в изменении условий труда, а не в увеличении вознаграждения за него. С разрешения администрации он в качестве эксперимента установил для прядильщиков два 10-минутных перерыва для отдыха. Результаты проявились немедленно и были впечатляющими. Текучесть рабочей силы резко снизилась, улучшилось моральное состояние рабочих, а выработка сильно возросла. Когда впоследствии инспектор решил отменить эти перерывы, ситуация вернулась к прежнему состоянию, доказав таким образом, что именно нововведение Мэйо улучшило состояние дел на участке [13, c. 386].
Эксперимент с прядильщиками укрепил уверенность Мэйо в том, что для руководителей важно принимать во внимание психологию работника, особенно некоторую ее “нелогичность”. Он пришел к следующему выводу: «До сих пор в социальных исследованиях и исследованиях промышленности остается недостаточно осознанным то, что такие маленькие нелогичности в сознании “среднего нормального» человека накапливаются в его действиях. Возможно, они и не приведут к “срыву” в нем самом, но обусловят “срыв” его трудовой деятельности”. Однако и сам Мэйо полностью не понял важности своих открытий в этой области, так как психология тогда была еще в зачаточной стадии развития[13, c. 386].
Первые крупные исследования поведения работника на рабочем месте явились основной частью экспериментов в Хоторне, которые проводились Мэйо и его сотрудниками в конце 1920-х. Работа в Хоторне началась как эксперимент по научному управлению. Она закончилась спустя почти восемь лет осознанием того, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, значительно влияют на производительность индивидуального труда. Выводы, к которым пришла группа, работавшая в Хоторне, позволили основать новое направление менеджмента - концепцию “человеческих отношений”, которая доминировала в теории управления до середины 1950-х годов [13, c. 384].
Однако эксперименты в
Хоторне не дали модели мотивации, которая
бы адекватно объяснила
Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.
Можно разделить теории мотивации на две категории: содержательные и процессуальные [1, c. 432].
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Фундаментом таких теорий послужили работы Абрахама Маслоу, Дэвида МакКлелланда и Фредерика Герцберга. Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории - это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера [1, c. 432].
Важно понять, что хотя эти
теории и расходятся по ряду вопросов,
они не являются взаимоисключающими.
Развитие теорий мотивации имело
явно эволюционный, а не революционный
характер. Как отмечалось выше, это
не просто теории, подобные башням из слоновой
кости. Они эффективно используются
в решении ежедневно
1.2 Сравнительный
анализ российского и
Несмотря на использование одинаковых теорий мотивации труда, созданных в основном зарубежными учеными, подходы к мотивации труда в России и за рубежом сильно разнятся. Наиболее значительные успехи в управлении мотивацией труда и персоналом фирм достигнуты в Японии и США. Поэтому следует провести сравнительный анализ мотивационных подходов в этих странах.
С середины 60-х годов XX века в экономику вошло понятие японского чуда - тех молниеносных перемен, которые произошли в японской экономике за сравнительно небольшой период времени [11, c. 24].
В самом упрощенном виде
этот подход можно представить таким
образом, что Япония достигла успехов
в экономических