Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:07, курсовая работа
Особую актуальность для коммерческих организаций в условиях кризиса приобретает создание эффективно работающей системы отбора персонала, что позволяет обеспечить не только, эффективное и своевременное удовлетворение производственного процесса, но и повышение эффективности деятельности организации.
Целью исследования является изучение и анализ особенностей деятельности по отбору и подбору персонала в коммерческой организации. Для достижения поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:
Проанализировать литературу по данной проблеме.
Выявить особенности отбора и подбора кадров в организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАБОРА, ОТБОРА И НАЙМА ПЕРСОНАЛА 5
1.1. Набор персонала 5
1.2. Отбор персонала 8
1.2.1. Отбор кандидатов и факторы, влияющие на него 9
1.2.2. Критерии отбора персонала 11
1.3. Найм персонала 12
1.4. Методы набора, отбора и найма персонала 17
1.4.1. Методы подбора персонала на вакантную должность 17
1.4.2. Методы отбора персонала 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАБОРА, ОТБОРА И НАЙМА ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ООО «РЕД БУЛЛ (РУС)» 26
2.1. Характеристика организации и методов исследования 26
2.2. Оценка системы набора, отбора и найма персонала ООО «Ред Булл Рус» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
4.
Директор по логистике
5.
Директор по персоналу
6. Коммерческий тренер разрабатывает структуру отчетности, критерии каналов продаж, систему тренингов для отдела продаж, классификацию и учет торгового оборудования, процедуры взаимодействия с деловыми партнерами (дистрибьюторами). Он руководит 5 менеджерами-руководителями направлений (тренинга и навыков продаж, продукта «Red Bull», продукта «Bullit», каналов продаж, канала On-trade).
7.
Персональный ассистент
Численность персонала ООО «Ред Булл (Рус)» представлена в таблице 2.1
Таблица 2.1
Численность персонала ООО «Ред Булл (Рус)»
Категория персонала |
Численность персонала на 01.08.2008г. |
1. Руководители |
6 |
2. Директора каналов |
12 |
3. Менеджеры закупок |
3 |
4. Менеджеры по персоналу |
3 |
5. Бухгалтерия |
8 |
5. Менеджеры по развитию рынка |
78 |
6. Работники склада |
30 |
7. Супервайзеры |
25 |
Окончание таблицы 2.1 | |
Категория персонала |
Численность персонала на 01.08.2008г. |
8. Торговые представители |
140 |
9. Мерчендайзеры |
120 |
Рис 2.1. Функциональная структура персонала ООО «Ред Булл (Рус)»
Самую большую долю составляют сотрудники отдела продаж (торговые представители – 33% и мерчендайзеры – 28%). Это в полной мере отражает специфику торговой организации: высокая доля непосредственно торгового персонала и обслуживающего продажи персонала.
Средний
возраст персонала – 25 лет (доля
сотрудников 20-24 лет – 66% от общей
численности). Средний возраст
73%
персонала имеют высшее
Рис. 2.2 Анализ кадрового состава по возрасту
Рис. 2.3 Анализ кадрового состава по образованию
Таким образом,
коллектив организации можно
характеризовать как молодой
и имеющий высокий уровень
образования. Связано это в
первую очередь с тем, что
организация ООО «Ред Булл (Рус)»
в РФ была создана недавно
и при подборе персонала были
введены ограничения по
Оптимизация
области найма персонала
Система поиска и отбор новых сотрудников призвана с высокой степенью вероятности предсказывать профессиональную успешность кандидатов, давая возможность отбирать наиболее перспективных работников и способствовать своевременному заполнению вакансий на предприятии.
Основной целью отборочного собеседования является получение ответа на вопрос, заинтересован ли претендент в данной работе и способен ли он ее выполнять. При этом обычно возникает необходимость сравнения нескольких кандидатов.
В ходе отборочного собеседования должны быть получены ответы на следующие три вопроса:
Система найма персонала, используемая на предприятии ООО «Ред Булл (Рус)», представлена на рисунке 2.6
Рис. 2.6 Система найма персонала
Кроме этого, требуется еще выяснить массу деталей, таких как навыки, способности, знания, квалификация, предыдущий опыт, сноровка в работе, интеллект, дополнительная спецподготовка.
С учетом трудностей оценки данных параметров, необходимо включить в план проведения отборочного собеседования перечень критериев, позволяющих судить о том, насколько успешно претенденты будут справляться с предлагаемой работой.
Некоторые вопросы относятся к фактическим данным и их легко проверить: например, внешний вид, предыдущая работа, квалификация. Но другие невозможно выяснить напрямую. Не можете же Вы, в самом деле, ставить вопросы так: «Вы умны?» или «Продемонстрируйте мне Ваши способности?»
Данная система выстроена на принципах взаимосвязанности найма с другими функциями работы с персоналом и всех его этапов между собой, подчиненности процесса найма персонала достижению общей цели организации, соблюдении взаимовлияния и взаимодействия.
Начальный
этап подбора осуществляет менеджер
по персоналу. Он подает рекламу в
СМИ о наличии вакантной
Процесс отбора персонала в ООО «Ред Булл (Рус)» включает следующие этапы:
Практически не применяются научно обоснованные вопросы, тесты, CASE- интервью и т.д.
Для руководителей в Москве используется комплексная оценка персонала, включающая тесты на лояльность и другие методы оценки.
Если
претендент удовлетворяет минимальным
требованиям, то его приглашают в
организацию для более
С целью получения более полной и достоверной информации о состоянии системы отбора и подбора персонала в ООО «Ред Булл (Рус)» было проведено анкетирование сотрудников. Где были включены вопросы, касающиеся перспектив организации, наличия знаний о вакансиях, о том, кто проводил собеседование, кто обеспечивает информацией, личностные сведения и т.п.
В анкетировании приняли участие 30 человек: руководители высшего и среднего звена, менеджеры отделов по работе с физическим и юридическими лицами.
На рисунке 2.7 представлены ответы на вопросы о знании работниками основной цели организации.
Большинство сотрудников не знакомы с основной целью организации, а из тех кто знаком, 46 % относится к высшему руководству.
На рисунке 2.8 рассмотрено знание сотрудниками целей отделов, в которых они работают.
Рис. 2.7 Знание сотрудниками основной цели организации
Рис. 2.8 Знание сотрудниками основных целей их отделов
Как видно из рисунков 9 и 10, 50% опрошенных затруднились назвать цель организации, 40% - цель собственного подразделения. Среди тех, кто все-таки дал ответ, только в 5% случаев формулировка действительно может являться целью организации.
Видение перспектив организации сотрудниками представлено на рисунке 2.9
Рис. 2.9 Знание сотрудниками перспектив развития организации, отдела, личных перспектив
Перспективы развития организации не известны 35%, отдела – 20%. Осведомлены о перспективах развития организации (отдела) на период менее месяца – 20% (25%), на месяц – 35% (45%), на год – по 10%. Хорошо представляют свои перспективы на год 50% (90% из них – сотрудники, имеющие общий стаж работы св. 5 лет, 80% - имеющие высшее образование).
Основным источником о вакансиях (45 %) являются знакомые, тогда как кадровым агентствам уделено лишь 15 % от общего количества источников информации (рис. 2.10).
Собеседование при приеме на
работу проводилось со всеми
опрошенными. С 75% респондентов
собеседование проводил
Рис. 2.10 Источники информации о вакансиях
Рис. 2.11 Сотрудники, проводившие собеседование при приеме на работу
Далее рассмотрим, заполняется ли анкета при отборе персонала (рисунок 2.12)
Рис. 2.12 Заполнение анкеты на вакансию
85% опрошенных заполняли анкету на вакансию. 15%, не заполнявших анкету при поступлении на работу, пришли в организацию по рекомендации знакомых.
Рис. 2.13 Период ожидания приглашения на работу с момента проведения собеседования
Более 1 месяца ожидали приглашения на работу 5% респондентов, более 2 недель – 20%, более недели – 35%, несколько дней – 30%, в тот же день приступили к работе 10%. В связи со значительной конкуренцией на рынке труда среди организаций в борьбе за талантливых сотрудников приглашение на работу должно даваться в срок не более недели.
Рис. 2.14 Должностные лица, обеспечивавшие новичков необходимой информацией.
40%
при поступлении на работу
не получили никакой
В первые дни работы наибольший объем информации, доводимый до работников, содержит в себе общие представления о компании. Однако не предоставлялась информация также достаточно большому количеству сотрудников.
Необходимо
подчеркнуть, что требования к персоналу
предприятия являются жесткими, стандартными
и сквозными, вне зависимости
от того, где производится поиск
и отбор. Стандарты собеседования,
профессионального и
По данным предприятия ООО «Ред Булл (Рус)», указанным в таблице 2.2, видно, что внутренние источники при найме составляют лишь 17% от общего числа. Также небольшим процентом (15%) является принятие сотрудников через консультативные фирмы.
Таблица 2.2
Источники найма кадров предприятия ООО «Ред Булл (Рус)» за 2007-2010 гг
Наименование источника найма |
Удельный вес, % |
1 |
2 |
Рекомендации друзей и родственников Рекомендации консультативных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала Объявления, реклама Различные источники внутри компании Инициативные письма-обращения о приеме Прочие |
35
15 25 17 5 3 |
Всего |
100 |