Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:57, курсовая работа
Организация, являясь социальной системой, обладает всеми характеристиками того человеческого общества, в котором она функционирует. Люди, работающие в организации, несут в себе все особенности национальной культуры. Такое влияние объясняется действием ментальных программ, которые люди приобретают в родном социальном окружении.
Менталитет – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, совокупность готовностей, установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и среды обитания, и сам, в свою очередь, их формирует, выступая как трудно определяемый исток культурно-исторической динамики.
ВВЕДЕНИЕ 3
НАЦИОНАЛЬНОЕ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ 4
Системный подход к анализу национальных особенностей организационных культур 4
Модель Хофстида 7
Типология Ф. Клукхона и Ф.Л. Штротбека 14
Модель Оучи 17
Особенности формирования организационных культур отечественных предприятий 20
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
1. НАЦИОНАЛЬНОЕ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1 Системный подход к анализу национальных особенностей организационных культур
Организация, являясь социальной
системой, обладает всеми характеристиками
того человеческого общества, в котором
она функционирует. Люди, работающие
в организации, несут в себе все
особенности национальной культуры.
Такое влияние объясняется
Менталитет – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, совокупность готовностей, установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и среды обитания, и сам, в свою очередь, их формирует, выступая как трудно определяемый исток культурно-исторической динамики.
История менеджмента имеет массу примеров неудачного переноса достижений, приобретенных в рамках одной национальной культуры, на другую почву. Интересен в этом плане «взаимообмен» японской и американской культур: в 50-е годы японские фирмы пытались заимствовать американскую систему мотивации за индивидуальные достижения в труде – работнику пытались заплатить больше за больший объем выполненной работы. Попытка закончилась полным провалом из-за противоречия принципам синтоистской и буддистской трудовой этики («Тот, кто может делать больше, обязан делать больше»).
В 70-е годы американцы попытались заимствовать такой элемент японской организационной культуры, как «кружки качества». С тем же успехом. На этот раз причиной неудачи был крайний индивидуализм американской культуры. Это говорит о том, что приобретенное в рамках национальной культуры ею и поддерживается, а при перенесении на другую «почву» может потерять эту поддержку и в конечном итоге не состояться.
Под влиянием национальной культуры формируется национальный управленческий стереотип, который складывается в результате длительного исторического формирования, органичного для данного общества подхода к организации и управлению, априорного представления индивидов о том, как и какими методами может осуществляться управленческая деятельность, на что она направлена, как интегрируется работник в организации, какое место ему отводится в ней, и т.д.
Национальный управленческий стереотип отражает управленческую традицию данного народа, одну из самых устойчивых, и предопределяет управленческий образ мышления менеджеров, стиль руководства, методы организации деятельности персонала (процедуры контроля, систему мотивации, подход к планированию и т.д.).
Для практики управления важно получить ответ на два вопроса: что надо знать о национальной культуре, чтобы предопределить ее влияние на культуру организации, и можно ли «сращивать» элементы разных национальных культур в рамках одной организации.
Выделяют следующие основные
системные факторы влияния
Система семьи – это семейные отношения и путь, с помощью которого люди воспроизводят, обучают и вводят в общество своих детей. В семье дети впервые вырабатывают образцы поведения, необходимые им для выполнения в будущем различных ролей в организации (например, отношения по статусу, возрасту, полу и т.п.).
Система образования – это то, как молодые и новые члены общества обеспечиваются информацией, знаниями, навыками и ценностными ориентирами. Так, например, в одних культурах больше учат через то, что не надо делать, а в других – наоборот.
Экономическая система – это способ, с помощью которого общество производит и распределяет товары и услуги. При этом имеет место и групповой, и коллективный, и индивидуальный подходы.
Экономическая система начинает работать на уровне ментальности после 300-летнего сохранения «правил игры». Если «правила игры» (в частности, отношение к собственности) меняются три раза за столетие (как например, в России), то возможно проблемное экономическое поведение (люди ведут себя не по правилам, а «по ситуации»).
Политическая система – это то, что преимущественно используется для поддержания порядка и существующей власти. Это могут быть атрибуты племенного и даже родового подхода, а могут быть элементы развитой демократии.
Религиозная система - это нематериальные, духовные средства обеспечения смысла и мотивации в действиях людей. Эта система определяет мораль и преобладающие ценности в обществе, на которые ориентируются функционирующие в этом обществе организации. В самом общем плане – это все, что может быть определено как вера, не нуждающаяся в доказательствах и эмпирической проверке и обеспечивающая смыслообразующую функцию сознания. Связь религии и морали очевидна – научного обоснования моральных норм не существует.
Система социализации – это сеть и принципы социального группирования, создаваемые людьми в данном обществе.
Система здоровья – это способ, с помощью которого культура предотвращает и исцеляет заболевания, а также проявляется забота о жертвах бедствий и инцидентов.
Система отдыха – это пути использования своего свободного времени. Некоторые культуры уделяют значительное внимание занятию спортом, культивируются различные виды активного отдыха. В ряде культур имеет место акцентирование внимания в отдыхе на народные танцы и пение, на посещение зрелищ и т.д.
Все перечисленные составляющие непосредственным образом оказывают влияние на формирование определенной национальной культуры, которая чаще всего принимается во внимание при формировании культуры организации, действующей в данном обществе.
1.2 Модель Хофстида
Особую актуальность влияние национальной культуры на деятельность организаций приобретает для транснациональных корпораций, действующих в разных странах и старающихся при этом сохранить свою корпоративную культуру.
Наиболее известно в этом плане исследование Г. Хофстида, проведенное методом анкетирования персонала мультинациональной корпорации «Гермес». Всего было опрошено 60000 человек в 77 странах. Затем он опросил более 160000 менеджеров и сотрудников организаций сначала в 40, а затем более чем в 60 странах мира об удовлетворенности их своим трудом, коллегами, руководством, о восприятии проблем, возникающих в процессе работы, о жизненных целях, верованиях и профессиональных предпочтениях.
Анализируя результаты исследования, Г. Хофстид выявил высоко значимые различия в поведении менеджеров и специалистов разных стран. Он выяснил, что большинство различий в рабочих ценностях и отношениях объясняются национальной культурой, а также зависят от места в организации, профессии, возраста и пола.
Суммируя наиболее важные различия, Г. Хофстид выделил пять аспектов характеризующих менеджеров, специалистов и организацию в целом:
Рассмотрим подробнее эти параметры.
Под дистанцией власти, понимается степень неравенства между людьми, которую население данной страны считает допустимой или нормальной. При этом низкая степень характеризуется относительным равенством в обществе, а высокая наоборот.
Измеряет степень, с которой наименее наделенный властью индивид в организации принимает неравноправие в распределении власти и считает его нормальным положением вещей.
До какой степени подчиненный принимает, что его начальник имеет больше власти? Прав ли начальник только потому, что он начальник, или потому, что он больше знает? Выполняет ли сотрудник работу таким образом потому, что так хочет начальник, или потому, что он считает, что это наилучший способ выполнения? Вот вопросы, на которые необходимо ответить при диагностике этого параметра в организации.
Характеристики культур с высоким и низким уровнем дистанции власти приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Параметры организационных культур с высоким и низким уровнем дистанции власти
Параметры культуры |
Тип организационной культуры | |
Культура с
высоким уровнем дистанции |
Культура с низким уровнем дистанции власти | |
Частота выражения подчиненными своего несогласия |
Низкая |
Высокая |
Предпочтение стиля управления |
Директивный |
Демократический |
Восприятие неравенства |
Неравенство людей |
Неравенство ролей |
Отношение к руководителям |
Подчиненные рассматривают своих руководителей как «других» людей, людей иного, чем они сами, типа |
Подчиненные рассматривают свое высшее руководство в качестве таких же, как они, людей |
Доступность руководства |
Высшее руководство недоступно |
Высшие руководители доступны |
Отношение к праву |
Приказы не обсуждаются: сила предшествует праву |
В организации право первенствует по отношению к силе |
Структура организации |
Многоуровневая тенденция к централизации |
Плоская, тенденция к децентрализации |
Размер управленческого аппарата |
Большое количество управляющее – контролирующих сотрудников |
Управляющий состав малочислен |
Дифференциация заработной платы |
Большая |
Достаточно небольшая |
Квалификация работников низшего уровня |
Низкая |
Высокая |
Статус рабочих и служащих |
«Белые воротнички» обладают более высоким статусом |
Рабочие обладают тем же статусом, что и служащие |
Вторая переменная характеризуется индивидуализмо
Эта же переменная характеризуется как коллективизм (иди низкая степень индивидуализма). В коллективистских обществах людям с детства прививают уважение к группам, к которым они принадлежат, обычно семье, роду, клану или организации. Разница между членами группы и теми к то вне нее, не проводиться. Члены группы ожидают, что группа защитит их и будет нести за них ответственность, если они попадут в беду. За это они обязаны платить лояльностью своей группе в течение всей жизни.
Коллективизм характеризуется тесной взаимосвязью человека с группой. Группа заботится об удовлетворении потребностей членов группы, обеспечивает им поддержку и безопасность взамен на их преданность.
Характеристика индивидуалистской и коллективистской культуры организации приведена в таблице 2
Таблица 2 – Параметры индивидуалистской и коллективистской организационных культур
Параметры культуры |
Тип организационной культуры | |
Индивидуалистская |
Коллективистская | |
Вмешательство в личную жизнь |
Сотрудники не желают вмешиваться в личную жизнь |
Сотрудники ожидают участия организации в решении их личных дел |
Продолжение таблицы 2 | ||
Влияние организации на самочувствие сотрудников |
Слабое |
Сильное |
Защита интересов |
Сотрудники считают, что должны надеяться только на себя, отстаивать свои интересы |
Сотрудники ожидают, что предприятие будет защищать их интересы |
Функционирование предприятия |
Индивидуальная инициатива каждого члена организации |
Чувство долга и лояльность сотрудников |
Продвижение по службе |
Внутри или вне организации на основе компетенции |
Исключительно внутри организации в соответствии со стажем |
Мотивация |
Руководство использует новые идеи и методы, стимулирует активность индивидов и групп |
Руководство использует традиционные формы |
Социальные связи |
Дистанционность |
Сплоченность |
Третья переменная также имеет два полюса: мужественность и женственность, отражающие то, как люди данной культуры относятся к ценностям типа «настойчивость» и «самоуверенность», «высокий уровень работы», «успех и конкуренция», которые ассоциируются почти везде в большей мере с ролью мужчины. Эти ценности отличаются от «нежных» ценностей типа «жизненные удобства», «поддержание теплых личных отношений», «забота о слабых и солидарность», ассоциируемых преимущественно с ролью женщины. Речь идет о преобладании в обществе образцов поведения, присущих либо представителям мужского, либо женского пола. Роль женщины отлична от роли мужчины во всех странах, но в «жестких» обществах это различие больше, чем в «нежных».