Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:20, курсовая работа
Многие современные организации работают более чем в одной стране, и функционирование таких мультинациональных организаций добавляет новые аспекты организационного поведения. Пересечение организациями национальных границ – это взаимодействие с другим социальным, юридическим, политическим и экономическим окружением. Это влечет за собой усложнение коммуникаций и функций контроля.
Наоборот, люди пропитанные духом коллективизма, верой в светлые идеалы, работали ради общества, ради коллектива. В итоге они оказывались жертвой развивающегося индивидуализма, их менталитет трансформировался. Человек, понявший бесполезность своих усилий, начинал лениться. Подобная психология сформировалась в 60-е годы и нашла отражение в теории “ Х” Мак Грегора. Она оказалась особенно актуальной для нашей страны, где объектом управления стал работник безынициативный. Инициатива стала наказуема, а ее «виновники» наталкивались на недоброжелательное к себе отношение, которое вызывалось самим фактом проявления несанкционированной свыше самостоятельности.
Таким образом, и индивидуализм, и коллективизм приходили в противоречие с традициями командной экономики. Последняя явилась одной из важнейших причин неэффективности советской системы.
В настоящее время дуализм русского менталитета, его противоречивость, перешли на качественно иной уровень. Наблюдается новая волна роста индивидуализма, с одной стороны, и стирания общинных традиций, с другой. Однако дуализм был и остается главной чертой отечественной ментальности. Это и дает возможность определить его место по отношению к американскому и японскому менталитету. Если считать американский индивидуализм и основанный на нем менеджмент одной крайней точкой, а японский, базирующийся на психологии группизма, другой, то Россия с её двойственностью должна занимать промежуточное между этими двумя точками положение. Причем надо учитывать, что русский менталитет выступает как динамичный, имеющий тенденцию к индивидуализации, пробивающей себе дорогу в условиях формирующегося рынка (приложение 4).
Другое противоречивое явление– соотношение трудолюбия и лености. Контраст русской души как никакой другой впитывает в себя это противоречивое единство. С одной стороны, нужен «кнут» и «кулак», чтобы работать. С другой, мы имеем примеры высочайшего трудолюбия, которыми по праву восхищается весь мир. В этом случае наиболее эффективным окажется «пряник». Высокая и соответствующая трудолюбию и таланту оплата труда.
В современной России еще не прошла ностальгия по «сталинским» временам, когда решения диктовались «железной» волей руководителей. Нельзя исключать их действия там и тогда, где сильны традиции авторитаризма, но слаба производственная и технологическая дисциплина. Авторитарный стиль руководства бывает необходим в оборонной промышленности при выполнении срочных и сверхсрочных заказов.
Еще недавно в СССР «железной рукой» пытались руководить художниками, писателями, им устраивали атаки на выставках, а наиболее строптивых высылали за пределы страны. Как показывает практика, в этой сфере управление необходимо, но с известной долей анархизма, где художник сам выбирает, что, где и как ему делать.
В формируемой системе управления мы должны учитывать и соотношение таких качеств, как настойчивость, стремление к осуществлению цели и имеющуюся расхлябанность, доходящую до своих крайней формы – преступная халатность. Последняя должна искореняться специальной системой управленческих мер, использующих как коллективные, так и индивидуалистические меры воздействия экономических и правовых факторов.
В России уживаются рядом догматизм и стремление к новому. Аскетизм и безудержное мотовство, огромная набожность и ничем не прикрытый воинствующий атеизм и безбожие. И все это может причудливо сочетаться в одном коллективе в самых различных соотношениях.
Поэтому особенность русского поведения в организации видится в его гибкости, приспособляемости, маневренности, диалектичности. Его формирование должно начаться с микроуровня, т.е. строиться конкретно на каждом предприятии и учреждении. Это значит, что наличие переходной экономики предполагает адекватную систему менеджмента с длительным периодом становления. Последняя должна учитывать устоявшийся дуализм менталитета, его различия в разных регионах и огромные просторы страны.
Формирование российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. При формировании системы управления надо как можно сильнее учитывать деловые качества индивида, способность его к восприятию нового, настойчивость.
В крупных городах с развитой психологией индивидуализма все чаще отношения строятся на практицизме, все больше проявляется стремление к обогащению. Система формирующегося российского менеджмента должна учитывать это, отличая и отмечая лиц, у которых преобладает индивидуальная ментальность. Таким людям лучше всего поручать индивидуальные участки работы, где они могли бы проявить все свои способности и получать зарплату в соответствии с ними.
Работников с коллективистской
психологией целесообразно
При таком подходе можно осуществлять и целенаправленный отбор управляющих. Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении целей и задач управления и твердостью, когда цель выбрана, в неуклонном стремлении к ее достижению. Подобный тип руководителя, сочетающий в себе гибкость, приспособляемость и огромные волевые качества придется формировать длительные годы.
Специфической чертой российского менеджмента должна стать опора на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Эти заложенные в народе качества необходимо всячески поощрять. При воспитании данных качеств, в процессе становления национальной системы управления, мы можем осуществить постепенный переход от жестких управленческих решений к гибким.
В России при управлении организационным поведением должны учитываться христианские традиции. Бердяев отмечал, что «душа русского народа была сформирована православной церковью, она получила чисто религиозную формацию. Религиозная формация выработала некоторые устойчивые свойства, догматизм, аскетизм, способность нести страдание и жертвование во имя веры, устремленность к трансцендентному, которое относится то к вечности и иному миру, то к будущему, то к этому миру». Стремление к богатству все больше пронизывает различные слои общества и является определяющим стимулом деятельности. Христианство в своей сущности нежелательно относится к жадности. Отсюда еще одна черта русского менталитета: люди могут работать не столько ради денег, а для осуществления какой-либо общественной, политической или религиозной идеи. Энтузиазмом русского народа пользовались многие поколения советских руководителей. В то же время энтузиазм, возникший на основе какой-либо объединяющей национальной идеи, мог бы стать важнейшей составляющей выхода России из кризисной ситуации, дав толчок ее социально-экономическому развитию и в наши дни.
Подход к формированию российского менеджмента, учитывающего особенности русского менталитета, разнообразие и широту российских условий, – важнейшая стратегическая задача общества. От нее во многом зависит не только переход к рыночной экономике, но и место России в мировом сообществе. Это движение к современным формам и методам управления, которые будут формироваться не слепо, а на основе научно обоснованных мер. Последнее приобретает чрезвычайно важное значение в условиях стихийного формирования рынка и внесет в этот процесс элемент сознательности.
Существенное влияние на результаты переговоров с иностранными партнерами оказывает использование знаний об их национальных особенностях, связанных с переговорным процессом. Вот некоторые известные особенности поведения на переговорах, связанные с национальным, культурным своеобразием.
Как американцы, так и японцы в процессе ведения переговоров часто прибегают к тактике агрессивной настойчивости (у японцев это свойственно в большей степени покупателям). Сдержанность и намеренная молчаливость является характерной чертой стратегии японцев. Учтивость японцев часто вводит в заблуждение американских и европейских бизнесменов, ведущих с ними переговоры, которые принимают вежливость за согласие с их позицией. Японцев отличает высокая персонализация деловых отношений и нежелание демонстрировать меркантильную сторону установления деловых контактов. Американцы отделяют деловые отношения от личных, не скрывая свой прагматичный подход. Гибкость в ведении переговоров не свойственна японцам, защищающим свою точку зрения с необыкновенным упорством. Японцы предпочитают кратковременные договоры, не имеющие четко сформулированных и жестко оговоренных требований, поскольку придают большое значение фактору неопределенности и непредсказуемости будущего. Американцы более склонны предлагать цену, близкую к окончательной на начальном этапе переговоров. Бразильцы дают меньше обязательств и более склонны к внушенному поведению. Начальные предложения у бразильцев намного скромнее, чем у японцев и американцев. Бразильцы проявляют в ходе переговоров большую эмоциональность и неорганизованность. Китайцы пытаются навязывать темп переговоров. Они сначала предлагают повестку дня, затем просят изложить свои представления по обсуждаемому вопросу, тем самым вынуждают партнеров раскрыть свои карты. Китайская сторона старается не раскрывать своих позиций, иногда в начале переговоров кажется пассивной. Участники таких переговоров должны внимательно следить за скрытыми намерениями китайцев для выявления их истинных интересов. Китайская сторона предпочитает иметь дело только с «лучшими» иностранными фирмами, придается большое значение статусу предприятия.
В международном бизнесе культурн
Моно-, полиактивные и реактивные культуры. Предстваители моноактивных культур ориентированы на достижение конкретной цели в заданный момент времени, для них характерно четкое планирование своего труда. Представители полиактивных культур ориентированы на общение, коммуникабельны, ценят личные контакты. Реактивные, или интровертивные, — это «слушающие» культуры, в которых большое внимание уделяется проявлению уважения. Представители полиактивных культур лишь делают вид, что соблюдают существующий распорядок. Они считают, что реальность невозможно вписать в жесткие рамки. Порядок, устанавливаемый человеком, лишь ограничивает такого человека. «Полиактивные» люди не прерывают беседу на полуслове, лучшая форма времяпрепровождения для них — общение между людьми. Так, если у португальцев опоздание на деловую встречу из-за затянувшегося разговора с соседом считается нормальным, то это совершенно недопустимо в Скандинавии, Великобритании или Германии. Представители полиактивных культур очень легко перестраивают свой график, тогда как моноактивные в каждый момент времени делают одно дело, полностью концентрируясь на нем, и работают по заранее составленному графику. Моноактивные люди полагают, что при плановом подходе они могут сделать больше, и работают более эффективно. Характерными представителями моноактивной культуры являются немцы. Они известны своей пунктуальностью, четкостью, вниманием к деталям и мелочам. Немцы комфортно чувствуют себя в мире, где правит порядок и инструкции, расписания и пунктуальность. Поэтому они испытывают огромные трудности в общении и работе с людьми другого склада, например латиноамериканцами или выходцами из стран Средиземноморья. , чилийцы являются более моноактивными, чем другие латиноамериканские народы, благодаря значительному влиянию европейских культур (в основном немецкой). Бизнесмены, работающие с итальянцами, обращают внимание на различия в поведении между жителями севера и юга Италии. Австралийцы попали в верхнюю часть шкалы благодаря тому, что в Австралии много выходцев из Европы, так же как и в Южной Африке, куда моноактивная культура была привнесена американскими бизнесменами.
Представители реактивных культур лучше всех умеют концентрироваться именно на том, что им говорят, и никогда не прерывают говорящего. Более того, прерывать собеседника и первым начинать говорить после паузы в реактивных культурах считается верхом невежества, неуважением к собеседнику. Самыми яркими представителями стран с реактивной культурой являются Япония, Китай, Тайвань, Сингапур, Корея и Финляндия. В Юго-Восточной Азии манера внимательного слушания и концентрации широко распространена, и, хотя многие азиатские народы являются весьма экспрессивными, большинство их культур может быть отнесено к реактивным. В Европе только финны обладают выраженной реактивностью. Представители реактивной культуры являются по большей части интровертами.. Большое внимание уделяют невербальной коммуникации - мимике, жестам, положению тела, позе, интонации речи, кивкам головы, покачиваниям и т.д. Дня моноактивных людей такой способ общения кажется выше их понимания, поскольку не вписывается в простые и понятные структуры типа «вопрос — ответ», «причина — следствие».
С точки зрения организационного поведения значительные различия в установках работников, их ценностях и верованиях, детерминирующих выполнение ими трудовых обязанностей. Один из наиболее известных подходов к анализу отличий между странами предложен Г. Хофстейдом. Обследовав в 70-е гг. свыше 116 000 работников, занятых в международных корпорациях в 40 странах, Г. Хоф-стсйд пришел к выводу о том, что представители этих стран различаются на основе четырех важнейших критериев: индивидуализм коллективизм, дистанция власти неприятие неопределенности, преобладание женского или мужского начала и ориентацию на будущее.
Индивидуализм. В некоторых культурах особое значение придается индивидуализму, индивидуальным правам и свободам граждан, личной карьере и личному вознаграждению человека. Коллективизм делает значительный акцент на коллектив, на первый план выходит гармония между членами общества. Личные чувства подчиняются потребностям сообществ. Большое значение в коллективистских культурах имеет сохранение лица, или поддержание собственного имиджа в глазах других, репутация во многом определяет общественное положение. США –страна индивидуалистической культуры («Каждый сам за себя»). Япония – коллективистской («Торчащий гвоздь нужно заколотить»).
Дистанция власти. Означает уверенность в жестких и законных правах на принятие решений, разделяющих менеджеров и рядовых сотрудников, это характерно для азиатских и латиноамериканских государств. В США и скандинавских странах дистанция власти существенно меньше, работники допускают, что менеджеры «имеют право» на ошибки.
Информация о работе Национальный менталитет и его влияние на организационное поведение