Налоги как основной источник формирования государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей налогообложения в Республике Беларусь.
В процессе работы рассматриваются особенности налоговой системы Республики Беларусь, а также особенности налогообложения, анализ налоговой нагрузки и совершенствование налогообложения в республике.
Автор подтверждает, что весь аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....4
1.Экономическая сущность налоговых доходов государственного бюджета.....5
Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы………………....5
Сущность и функции налогов ………………………………………….......7
Роль налогов в формировании государственного бюджета……………....8
2.Особенности налогообложения в Республике Беларусь……………………..10
2.1. Основные виды налогов в Беларуси……………………………………......10
2.2 . Анализ налоговой нагрузки в Республике Беларусь…………………….. .18
2.3. Совершенствование налогообложения в республике…………………… .21
Заключение………………………………………………………………………..23
Список использованных источников …………………………………………. .24

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО  «Белорусский государственный  экономический 

университет»

Бобруйский  филиал 

Кафедра экономики и управления 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

    по  дисциплине: Макроэкономика

    на  тему: Налоги как основной источник формирования государственного бюджета 
 
 

Студентка

2 курса, ЭУП  092                                                                           Ю.С.Городецкая 

Руководитель

(ассистент)                                                                                    З.И. Кузьминок 
 

БОБРУЙСК 2010

РЕФЕРАТ 

    Курсовая работа: 28 с., 2 табл., 20 источников.

    НАЛОГ, СБОР, ОТЧИСЛЕНИЯ, ПРИБЫЛЬ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, АНАЛИЗ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

   Объектом исследования данной работы является налоговая система.

   Предметом исследования являются взаимоотношения налогов с бюджетом .

    Целью данной работы является рассмотрение особенностей налогообложения в Республике Беларусь.

    В процессе работы рассматриваются особенности налоговой системы Республики Беларусь, а также особенности налогообложения, анализ налоговой нагрузки и совершенствование налогообложения в республике. 

    Автор подтверждает, что весь аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 

                                                                                                      _______________

                                                                                         (подпись студента) 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….....4

1.Экономическая сущность налоговых доходов государственного бюджета.....5

    1. Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы………………....5
    2. Сущность и функции налогов ………………………………………….......7
    3. Роль налогов в формировании государственного бюджета……………....8

2.Особенности налогообложения в Республике Беларусь……………………..10

2.1. Основные виды налогов в Беларуси……………………………………......10

2.2 . Анализ налоговой нагрузки в Республике Беларусь…………………….. .18

2.3. Совершенствование налогообложения в республике…………………… .21

Заключение………………………………………………………………………..23

Список использованных источников …………………………………………. .24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

  Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в  переходный к рынку период, налоговая  система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

  Применение  налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

  Целью данной работы является рассмотрение особенностей налогообложения в  Республике Беларусь.

  Соответственно  задачами работы является рассмотрение следующих вопросов:

  1. изучение сущности и содержания  налоговой системы;

  2. анализ налоговой нагрузки в Республике Беларусь

  3. совершенствования системы налогообложения  в Республики Беларусь.

  Практическая  значимость работы заключается в  том, что основные выводы и разработки могут быть использованы для совершенствования  налогообложения в экономике  Республики Беларусь.

  1 Экономическая сущность налоговых доходов государственного бюджета 

1.1Понятия и особенности бюджета и бюджетной системы 

    В самом общем виде бюджет государства является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.  Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

    Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

     Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления. В бывшем Советском Союзе бюджетное устройство базировалось на принципе демократического централизма. Традиционно Государственный бюджет состоял из союзного бюджета, бюджетов союзных республик и бюджета государственного социального страхования. Большая доля поступлений централизовалась в союзном бюджете, а затем распределялась между республиками и ведомствами.

    В настоящее бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов; государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает установление более эффективного контроля за финансами со стороны законодательных органов. Требование единства дополняется принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости и реальности направлен против фальсификации бюджетных росписей, на соблюдение утвержденных статей расходов. Принцип гласности обязывает правительство публиковать бюджет, его основные расходы и источники доходов. Таким образом, все принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней представляет собой бюджетный процесс, от которого во многом зависит воздействие бюджета на общественные процессы. Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, образует бюджетное право.

    Все названные элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты. 
 

1.2 Сущность и функции  налогов

      Налоги  возникли с появлением государства  как один из методов мобилизации  денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т. е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

     Таким образом, налоги как экономическая категория имеют исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства. Современное государство, экономика которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:

1) необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);

2) необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде, и т.д.;

3) долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса).

Решение этих задач и обеспечивается через налогообложение.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

     Таким образом, к признакам налогов относят:

1) легитимность (налоги взимаются только с законных операций),

2) индивидуальную безвозмездность для налогоплательщика, принудите-льность.

Информация о работе Налоги как основной источник формирования государственного бюджета