Налоги как основной источник формирования государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей налогообложения в Республике Беларусь.
В процессе работы рассматриваются особенности налоговой системы Республики Беларусь, а также особенности налогообложения, анализ налоговой нагрузки и совершенствование налогообложения в республике.
Автор подтверждает, что весь аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....4
1.Экономическая сущность налоговых доходов государственного бюджета.....5
Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы………………....5
Сущность и функции налогов ………………………………………….......7
Роль налогов в формировании государственного бюджета……………....8
2.Особенности налогообложения в Республике Беларусь……………………..10
2.1. Основные виды налогов в Беларуси……………………………………......10
2.2 . Анализ налоговой нагрузки в Республике Беларусь…………………….. .18
2.3. Совершенствование налогообложения в республике…………………… .21
Заключение………………………………………………………………………..23
Список использованных источников …………………………………………. .24

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

     Налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов не облагается:

1)  добыча нефтяного попутного газа;

2) добыча грунта, песка и песчано-гравийной смеси, используемых для производства работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

3) добыча подземных и поверхностных вод для противопожарного водоснабжения;

4) добыча подземных вод, используемых для получения геотермальной энергии.

     Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь в зависимости от видов природных ресурсов.

      Местные налоги и сборы

     Местные налоги и сборы вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня.

     Перечень местных налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов, установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь.

     Это:

1) налог на услуги (размер налоговых ставок не может превышать 5 процентов налоговой базы);

2) налог за владение собаками (ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости от высоты собак в холке от 0,5 (17,5 тыс. рублей) до 1,5 (52,5 тыс. рублей) базовых величин в месяц);

3) сбор на развитие территорий (налоговые ставки не превышают 3 процентов валовой прибыли (дохода), остающихся в распоряжении плательщика после уплаты налога на прибыль (для индивидуальных предпринимателей – подоходного налога);

4)  сбор с заготовителей (налоговые ставки не могут превышать 5 процентов стоимости заготовленной продукции (грибы, ягоды и т.п.);

курортный сбор (налоговые ставки не могут превышать 3 процентов стоимости курортной путевки).

     При введении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь определяют плательщиков, объекты налогообложения, размеры налоговых ставок, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, а также сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам. 

     Местные Советы депутатов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут устанавливать налоговые льготы по местным налогам и сборам.

     Особые режимы налогообложения

     В Республике Беларусь для отдельных категорий плательщиков (малые предприятия, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю (выполняющие работы, оказывающие услуги населению), сельскохозяйственные организации и некоторые другие) предусмотрены особые режимы налогообложения, применение которых заменяет собой уплату ряда основных налоговых платежей.

     К особым режимам налогообложения относятся:

1) единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

2) единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

3) налог при упрощенной системе налогообложения;

4) налог на игорный бизнес;

5) налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

6) налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

7) сбор за осуществление ремесленной деятельности;

8) сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

      
 

2.2 Анализ налоговой  нагрузки в Республике  Беларусь 

    Формирование доходной части  республиканского бюджета осуществляется преимущественно за счет поступлений от налоговых доходов и в меньшей мере – неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

    На основании данных таблицы 1 темпы роста доходов бюджета в 2010г. по отношению к предыдущему году будут на уровне 120,7%. В свою очередь темпы роста налоговых доходов в 2009г. Были на уровне 123,6%, в том числе налоги на прибыль и доходы – 129,7%, из них налога на прибыль – 130,8%. Темпы роста налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности соответственно составили 129,5%, из них вывозных таможенных пошлин – 131,4%; налогов на товары (работы, услуги) – 124,5%, из них НДС – 149,0%, акцизов – 119,0%.

    В основу расчёта по налогу на прибыль на 2010г. был положен прогноз Министерства экономики по увеличению налогооблагаемой базы налога на прибыль. Поступления налога на прибыль в республиканском бюджете прогнозировались в объёме 3551 млрд. руб. исходя из нормативов отчислений, установленных Законом.

    Формирование налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности было осуществлено исходя из сложившейся динамики их поступлений, прогноза по росту курса доллара и евро, объёмов экспорта и импорта в 2010г.

     Доходы от внешнеэкономической  деятельности в республиканском бюджете на 2010г. были запланированы в объёме 10114 млрд. руб., в том числе вывозные таможенные пошлины – 7301 млрд. руб., ввозные таможенные сборы – 2805 млрд. руб..

    Расчёт НДС на 2010г. был выполнен в соответствии с динамикой поступления налога в 2009г. с учётом прогнозных ростов ВВП, размера ставки налога (20%). Поступления НДС в республиканском бюджете были запланированы в сумме 12581 млрд. руб. согласно нормативам отчислений, установленным Законом (70%).

    Расчёт поступлений акцизов по всем группам подакцизной продукции произведён, исходя из прогнозируемых объёмов ввоза и реализации подакцизных товаров в 2010г. и предусмотренных в Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь ставок акцизов.

    Следует отметить, что в законе учтено влияние изменения бюджетного законодательства в части зачисления в доход республиканского бюджета акцизов по всем группам подакцизной продукции, в том числе акцизов на вермуты и вина, напитки слабоалкогольные и винные, включаемые в бюджеты областей и г.Минска. Поступления акцизов в 2010г. были предусмотрены в размере 4562 млрд. руб.

    Доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в 2010г. в республиканский бюджет, прогнозируются в объёме 2418,0 млрд. руб.

    В частности, доходы инновационных фондов запланированы в сумме 1735 млрд. руб. исходя из отчислений от себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) и сумм НДС с оборотов по реализации (работ, услуг), установленных, равно как и размер отчислений от себестоимости продукции, соответствующими актами Президента Республики Беларусь.

    Доходы, направляемые в фонд национального развития, определены в размере 500 млрд. руб. Источниками формирования фонда являются часть прибыли отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет согласно законодательным актам, другие источники по решению Главы государства и иные источники, не запрещённые законодательством.

    Что касается структуры доходной части республиканского бюджета, то по сравнению с предыдущими годами (в сопоставимых условиях) она не претерпела существенных изменений. Так если на 2010г. удельный вес налоговых доходов в доходах республиканского бюджета предусматривается на уровне 92,5%, то в 2009г. налоговые доходы составляют 90,4%, а в 2008г. – 91,3%.

   

 

Таблица 1 – Структура  доходов республиканского бюджета на 2008-2010гг 

Наименование  показателей 2008    млрд руб./% 2009    млрд руб./% 2010    млрд руб./%
1 Налоговые доходы 31257/91,3 26595/90,4 32864/92,5
1.1 Налоги на доходы и прибыль  3539/10,3 2885/9,8 3742/10,5
1.1.1 Из них налог  на прибыль 3286/9,6 2715/9,2 3551/10,0
1.2 Налоги на товары  (работы, услуги) 15001/43,8 14063/47,8 17507/49,3
1.2.1 Из них НДС  8067/23,6 8445/28,7 12581/35,4
1.2.2 Акцизы  3900/11,4 3834/13,0 4562/12,8
1.3 Налоговые доходы от ВЭД  10613/31,0 7813/26,6 10114/28,5
1.3.1 Из них вывозные таможенные пошлины  8139/23,8 5556/18,9 7301/20,6
1.4 Другие налоги, сборы  (пошлины) и иные налоговые  доходы 2105/6,2 1835/5,2 1501/4,2

 Примечание – Источник: Собственная разработка на основе статистических данных. 

     Основную долю в составе налоговых доходов занимают налоги на товары  (работы и услуги) – 49,3%, в том числе НДС и акцизы – соответственно 35,4% и 12,8%; налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – 28,5%, в том числе вывозные таможенные пошлины – 20,6%; налоги на доходы и прибыль – 10,5%, в том числе налоги на прибыль – 10,0%; другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи – 4,2%. 

2.3. Совершенствование налогообложения в Республике Беларусь 

     Изменения в налоговом законодательстве Беларуси будут способствовать инвестиционному росту экономики.

    Изменения не ограничиваются расширением или сужением налоговых льгот. Решена комплексная задача по упрощению налоговой системы. Эта работа проводилась в течение года, выработаны меры, которые привлекательны для бизнеса. В Налоговом кодексе учтены пожелания бизнеса, использован передовой европейский опыт.

    В основе изменений лежат три основных направления. Сокращено количество применяемых налогов, что позволит снизить налоговую нагрузку на экономику. Сокращена периодичность уплаты налогов и подачи налоговой декларации. Это снизит временные и трудовые затраты налогоплательщика на уплату налогов. Усовершенствован механизм взимания основных налогов и расширены инвестиционные льготы.

     С 2011 года отменяются два местных налога - сбор на развитие территорий и местный налог на услуги. В составе экологического налога отменяются три платежа. Основу этой системы составляют налоги на потребление, на прибыль и доходы, на собственность, земельный налог и социальные платежи. Причем обычные плательщики будут уплачивать из этого перечня всего пять платежей. Подача деклараций по этим налогам будет осуществляться преимущественно один раз в квартал. Еще 5 лет назад обязательных платежей было более 20, а декларации подавались ежемесячно.

     Количественный состав применяемых налогов - это один из основных показателей, который характеризует налоговую систему в исследовании Всемирного банка "Ведение бизнеса" по позиции "Налогообложение". Соответственно, от реализации таких мероприятий ожидается существенное продвижение в рейтинге Всемирного банка. Это также будет способствовать инвестиционной привлекательности Беларуси. С учетом того, что затраты на уплату налогов снижаются как со стороны плательщиков, так и налоговых органов, все это будет способствовать развитию предпринимательской деятельности.

     Кроме того, для решения вопросов активизации инвестиционной деятельности с 2011 года совершенствуются основные инвестиционные льготы в налоговом законодательстве. Сегодня они пока применяются с ограничениями, а со следующего года эти ограничения снимаются. По налогу на прибыль будут льготироваться капитальные вложения непосредственно при их осуществлении, прибыль, направляемая на капитальные вложения, будет освобождаться от налога.

Информация о работе Налоги как основной источник формирования государственного бюджета