Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:38, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей налогообложения в Республике Беларусь.
В процессе работы рассматриваются особенности налоговой системы Республики Беларусь, а также особенности налогообложения, анализ налоговой нагрузки и совершенствование налогообложения в республике.
Автор подтверждает, что весь аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение………………………………………………………………………….....4
1.Экономическая сущность налоговых доходов государственного бюджета.....5
Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы………………....5
Сущность и функции налогов ………………………………………….......7
Роль налогов в формировании государственного бюджета……………....8
2.Особенности налогообложения в Республике Беларусь……………………..10
2.1. Основные виды налогов в Беларуси……………………………………......10
2.2 . Анализ налоговой нагрузки в Республике Беларусь…………………….. .18
2.3. Совершенствование налогообложения в республике…………………… .21
Заключение………………………………………………………………………..23
Список использованных источников …………………………………………. .24
Налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов не облагается:
1) добыча нефтяного попутного газа;
2) добыча грунта, песка и песчано-гравийной смеси, используемых для производства работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
3) добыча подземных и поверхностных вод для противопожарного водоснабжения;
4) добыча подземных вод, используемых для получения геотермальной энергии.
Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь в зависимости от видов природных ресурсов.
Местные налоги и сборы
Местные налоги и сборы вправе вводить
на территории соответствующих административно-
Перечень местных налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов, установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь.
Это:
1) налог на услуги (размер налоговых ставок не может превышать 5 процентов налоговой базы);
2) налог за владение собаками (ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости от высоты собак в холке от 0,5 (17,5 тыс. рублей) до 1,5 (52,5 тыс. рублей) базовых величин в месяц);
3) сбор на развитие территорий (налоговые ставки не превышают 3 процентов валовой прибыли (дохода), остающихся в распоряжении плательщика после уплаты налога на прибыль (для индивидуальных предпринимателей – подоходного налога);
4) сбор с заготовителей (налоговые ставки не могут превышать 5 процентов стоимости заготовленной продукции (грибы, ягоды и т.п.);
курортный сбор (налоговые ставки не могут превышать 3 процентов стоимости курортной путевки).
При введении местных налогов и сборов
местные Советы депутатов в соответствии
с Налоговым кодексом Республики Беларусь
определяют плательщиков, объекты налогообложения,
размеры налоговых ставок, налоговый период,
порядок исчисления, порядок и сроки уплаты
местных налогов и сборов, а также сроки
представления в налоговые органы налоговых
деклараций (расчетов) по местным налогам
и сборам.
Местные Советы депутатов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут устанавливать налоговые льготы по местным налогам и сборам.
Особые режимы налогообложения
В Республике Беларусь для отдельных категорий плательщиков (малые предприятия, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю (выполняющие работы, оказывающие услуги населению), сельскохозяйственные организации и некоторые другие) предусмотрены особые режимы налогообложения, применение которых заменяет собой уплату ряда основных налоговых платежей.
К особым режимам налогообложения относятся:
1) единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
2) единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
3) налог при упрощенной системе налогообложения;
4) налог на игорный бизнес;
5) налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
6) налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
7) сбор за осуществление ремесленной деятельности;
8) сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
2.2
Анализ налоговой
нагрузки в Республике
Беларусь
Формирование доходной части республиканского бюджета осуществляется преимущественно за счет поступлений от налоговых доходов и в меньшей мере – неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
На основании данных таблицы 1 темпы роста доходов бюджета в 2010г. по отношению к предыдущему году будут на уровне 120,7%. В свою очередь темпы роста налоговых доходов в 2009г. Были на уровне 123,6%, в том числе налоги на прибыль и доходы – 129,7%, из них налога на прибыль – 130,8%. Темпы роста налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности соответственно составили 129,5%, из них вывозных таможенных пошлин – 131,4%; налогов на товары (работы, услуги) – 124,5%, из них НДС – 149,0%, акцизов – 119,0%.
В основу расчёта по налогу на прибыль на 2010г. был положен прогноз Министерства экономики по увеличению налогооблагаемой базы налога на прибыль. Поступления налога на прибыль в республиканском бюджете прогнозировались в объёме 3551 млрд. руб. исходя из нормативов отчислений, установленных Законом.
Формирование налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности было осуществлено исходя из сложившейся динамики их поступлений, прогноза по росту курса доллара и евро, объёмов экспорта и импорта в 2010г.
Доходы от внешнеэкономической деятельности в республиканском бюджете на 2010г. были запланированы в объёме 10114 млрд. руб., в том числе вывозные таможенные пошлины – 7301 млрд. руб., ввозные таможенные сборы – 2805 млрд. руб..
Расчёт НДС на 2010г. был выполнен в соответствии с динамикой поступления налога в 2009г. с учётом прогнозных ростов ВВП, размера ставки налога (20%). Поступления НДС в республиканском бюджете были запланированы в сумме 12581 млрд. руб. согласно нормативам отчислений, установленным Законом (70%).
Расчёт поступлений акцизов по всем группам подакцизной продукции произведён, исходя из прогнозируемых объёмов ввоза и реализации подакцизных товаров в 2010г. и предусмотренных в Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь ставок акцизов.
Следует отметить, что в законе учтено влияние изменения бюджетного законодательства в части зачисления в доход республиканского бюджета акцизов по всем группам подакцизной продукции, в том числе акцизов на вермуты и вина, напитки слабоалкогольные и винные, включаемые в бюджеты областей и г.Минска. Поступления акцизов в 2010г. были предусмотрены в размере 4562 млрд. руб.
Доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в 2010г. в республиканский бюджет, прогнозируются в объёме 2418,0 млрд. руб.
В частности, доходы инновационных фондов запланированы в сумме 1735 млрд. руб. исходя из отчислений от себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) и сумм НДС с оборотов по реализации (работ, услуг), установленных, равно как и размер отчислений от себестоимости продукции, соответствующими актами Президента Республики Беларусь.
Доходы, направляемые в фонд национального развития, определены в размере 500 млрд. руб. Источниками формирования фонда являются часть прибыли отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет согласно законодательным актам, другие источники по решению Главы государства и иные источники, не запрещённые законодательством.
Что касается структуры доходной части республиканского бюджета, то по сравнению с предыдущими годами (в сопоставимых условиях) она не претерпела существенных изменений. Так если на 2010г. удельный вес налоговых доходов в доходах республиканского бюджета предусматривается на уровне 92,5%, то в 2009г. налоговые доходы составляют 90,4%, а в 2008г. – 91,3%.
Таблица 1 – Структура доходов республиканского бюджета на 2008-2010гг
№ | Наименование показателей | 2008 млрд руб./% | 2009 млрд руб./% | 2010 млрд руб./% |
1 | Налоговые доходы | 31257/91,3 | 26595/90,4 | 32864/92,5 |
1.1 | Налоги на доходы и прибыль | 3539/10,3 | 2885/9,8 | 3742/10,5 |
1.1.1 | Из них налог на прибыль | 3286/9,6 | 2715/9,2 | 3551/10,0 |
1.2 | Налоги на товары (работы, услуги) | 15001/43,8 | 14063/47,8 | 17507/49,3 |
1.2.1 | Из них НДС | 8067/23,6 | 8445/28,7 | 12581/35,4 |
1.2.2 | Акцизы | 3900/11,4 | 3834/13,0 | 4562/12,8 |
1.3 | Налоговые доходы от ВЭД | 10613/31,0 | 7813/26,6 | 10114/28,5 |
1.3.1 | Из них вывозные таможенные пошлины | 8139/23,8 | 5556/18,9 | 7301/20,6 |
1.4 | Другие налоги, сборы (пошлины) и иные налоговые доходы | 2105/6,2 | 1835/5,2 | 1501/4,2 |
Примечание – Источник:
Собственная разработка на основе статистических
данных.
Основную долю в составе налоговых доходов
занимают налоги на товары (работы
и услуги) – 49,3%, в том числе НДС и акцизы
– соответственно 35,4% и 12,8%; налоговые
доходы от внешнеэкономической деятельности
– 28,5%, в том числе вывозные таможенные
пошлины – 20,6%; налоги на доходы и прибыль
– 10,5%, в том числе налоги на прибыль –
10,0%; другие налоги, сборы (пошлины) и иные
обязательные платежи – 4,2%.
2.3.
Совершенствование
налогообложения в Республике
Беларусь
Изменения в налоговом законодательстве Беларуси будут способствовать инвестиционному росту экономики.
Изменения не ограничиваются расширением или сужением налоговых льгот. Решена комплексная задача по упрощению налоговой системы. Эта работа проводилась в течение года, выработаны меры, которые привлекательны для бизнеса. В Налоговом кодексе учтены пожелания бизнеса, использован передовой европейский опыт.
В основе изменений лежат три основных направления. Сокращено количество применяемых налогов, что позволит снизить налоговую нагрузку на экономику. Сокращена периодичность уплаты налогов и подачи налоговой декларации. Это снизит временные и трудовые затраты налогоплательщика на уплату налогов. Усовершенствован механизм взимания основных налогов и расширены инвестиционные льготы.
С 2011 года отменяются два местных налога - сбор на развитие территорий и местный налог на услуги. В составе экологического налога отменяются три платежа. Основу этой системы составляют налоги на потребление, на прибыль и доходы, на собственность, земельный налог и социальные платежи. Причем обычные плательщики будут уплачивать из этого перечня всего пять платежей. Подача деклараций по этим налогам будет осуществляться преимущественно один раз в квартал. Еще 5 лет назад обязательных платежей было более 20, а декларации подавались ежемесячно.
Количественный состав применяемых налогов - это один из основных показателей, который характеризует налоговую систему в исследовании Всемирного банка "Ведение бизнеса" по позиции "Налогообложение". Соответственно, от реализации таких мероприятий ожидается существенное продвижение в рейтинге Всемирного банка. Это также будет способствовать инвестиционной привлекательности Беларуси. С учетом того, что затраты на уплату налогов снижаются как со стороны плательщиков, так и налоговых органов, все это будет способствовать развитию предпринимательской деятельности.
Кроме того, для решения вопросов активизации инвестиционной деятельности с 2011 года совершенствуются основные инвестиционные льготы в налоговом законодательстве. Сегодня они пока применяются с ограничениями, а со следующего года эти ограничения снимаются. По налогу на прибыль будут льготироваться капитальные вложения непосредственно при их осуществлении, прибыль, направляемая на капитальные вложения, будет освобождаться от налога.
Информация о работе Налоги как основной источник формирования государственного бюджета