Налоги как основной источник формирования государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей налогообложения в Республике Беларусь.
В процессе работы рассматриваются особенности налоговой системы Республики Беларусь, а также особенности налогообложения, анализ налоговой нагрузки и совершенствование налогообложения в республике.
Автор подтверждает, что весь аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....4
1.Экономическая сущность налоговых доходов государственного бюджета.....5
Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы………………....5
Сущность и функции налогов ………………………………………….......7
Роль налогов в формировании государственного бюджета……………....8
2.Особенности налогообложения в Республике Беларусь……………………..10
2.1. Основные виды налогов в Беларуси……………………………………......10
2.2 . Анализ налоговой нагрузки в Республике Беларусь…………………….. .18
2.3. Совершенствование налогообложения в республике…………………… .21
Заключение………………………………………………………………………..23
Список использованных источников …………………………………………. .24

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

      Элемент налога — понятие, используемое при изучении конкретных налогов. Различают следующие элементы налога, без которых налог не может считаться установленным.

      Налогоплательщик — организация или физическое лицо, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

      Объект налогообложения — имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которой у налогоплательщика законодательно связано возникновение обязательств по уплате налога.

     Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

    Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

    Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

     Порядок исчисления налога.

     Порядок и сроки уплаты налога.

     Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

     Фискальная функция (от лат. fiscus — императорская казна) — основная функция налогов. Она предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют доходную часть бюджетов разных уровней.

     Регулирующая функция заключается в воздействии налогов на многие стороны общественно-экономических отношений. Налоги способны оказывать влияние на платежеспособный спрос, предложение, инвестиции, ресурсосбережение. Налоги в состоянии создавать или разрушать экономические условия для деловой активности, охраны окружающей среды и т. д. Развитые рыночные государства сознательно используют регулирующую функцию налогов в качестве одного из элементов экономической политики.

     Поскольку налоги являются основным источником формирования бюджетных доходов, проблемы налогообложения всегда были в центре внимания государственных органов и работающих по их заданию экономистов — ученых и практиков. 
 

      1.3 Роль налогов в  формировании государственного бюджета 
 

     Доходная часть бюджета в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (около 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

     Вообще, к доходам республиканского бюджета относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.

     Анализируя структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что на протяжении длительного времени продолжает медленно снижаться удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы предприятий, и подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С 1992 года по настоящее время наблюдается постоянное снижение доли налога на прибыль и доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений.

     Можно утверждать, что уровень прямых налогов по международным стандартам является действительно низким. Доля косвенных налогов в доходах государственного бюджета соответственно увеличивалась. Следует отметить и рост доли доходов от внешнеэкономической деятельности страны, что свидетельствует о возрастающем влиянии взаимодействия с зарубежными партнерами нашей страны на структуру доходов ее бюджета.

     Реальное снижение налогового давления на экономику может быть достигнуто только за счет сокращения количества применяемых налогов или снижения их ставок (при условии качественного построения моделей взимания каждого из налогов). Такие решения как раз и составляют основу налоговой политики государства и всегда зависят от состояния текущей экономической конъюнктуры (при высокой конъюнктуре и инфляции более полезно для экономики увеличивать налоговую нагрузку).

     Для разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых - обеспечение достаточных поступлений в бюджет, а другая - налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер:

1. Введение общепринятых норм и принципов налогообложения;

2. Совершенствование структуры и сокращение количества применяемых налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды;

3. Существенная модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как акцизы, НДС, налог на прибыль и доходы предприятий, подоходный налог с граждан;

4. Пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым налогам и сборам в целях расширения их налоговой базы с тем, чтобы сделать возможным снижение ставок и дальнейшее уменьшение количества налогов и сборов;

5. Поиск и выбор оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.

2 Особенности налогообложения  в Республике Беларусь 

      2.1 Основные виды  налогов в Республике  Беларусь 

    Основой единой налоговой системы является Налоговый кодекс Республики Беларусь: Общая часть (принята 19 декабря 2002 года) и Особенная часть (принята 29 декабря 2009 года). Общая часть кодекса устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений. Особенная часть кодекса устанавливает объекты обложения, порядок уплаты, ставки, льготы по каждому конкретному виду налога и сбора.

    Статья 8 Налогового кодекса Республики Беларусь устанавливает следующие виды республиканских налогов и сборов (пошлин): налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

     Подоходный налог с физических лиц

     Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года:

1)физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ и (или) за ее пределами;

2)физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ.

    Есть несколько видов дохода, не облагаемого этим налогом (стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов; все виды социальных пособий; средства, вырученные от продажи личного имущества (недвижимость – раз в пять лет, а автотранспортные средства – раз в год); доходы от продажи продукции, произведенной на приусадебных участках и др.).

    Подоходный налог с физических лиц взимается по ставке 12 процентов.

    Плательщики при наличии оснований могут воспользоваться стандартными, социальными и другими налоговыми вычетами.

    При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:

1)в размере 270 тыс. рублей за каждый месяц года в отношении доходов, не превышающих 1635,0 тыс. рублей в месяц;

2)в размере 75 тыс. рублей на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца за каждый месяц года;

3)в размере 380 тыс. рублей за каждый месяц года следующие категории плательщиков: ветераны различных войн, инвалиды I и II групп всех видов инвалидности.

    Плательщик имеет право на получение социального налогового вычета:

1)в сумме, уплаченной им в течение года за свое обучение или обучение члена семьи в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего или среднего специального образования;

2)в сумме, не превышающей четырех базовых величин (140 тыс. рублей) за каждый месяц налогового периода, уплаченной в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее пяти лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.

    Налог на прибыль

    Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества, хозяйственные группы.

    Налогооблагаемая прибыль определяется как общая сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

    Ставка налога на прибыль составляет 24 процента.

    Налоговые льготы в виде снижения ставок налога установлены в законодательном порядке для:

1) организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов (уплачивают налог по ставке 10 процентов);

2) организаций, включенных в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, в части прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (ставка налога уменьшается на 50 процентов).

    Из облагаемой налогом прибыли вычитаются суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.

    От налога на прибыль освобождаются:

1) организации, в которых более 50 процентов от списочной численности в среднем за период составляют инвалиды;

2) организации, осуществляющие эксплуатацию объектов придорожного сервиса в течение пяти лет со дня ввода в эксплуатацию таких объектов;

3) другие организации, указанные законодательством.

    Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.

    Налогом на доходы облагаются доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство.

    Ставки налога составляют по:

1) плате за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг - 6 процентов;

2)  по доходам от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления - 10 процентов;

Информация о работе Налоги как основной источник формирования государственного бюджета