Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 19:05, курсовая работа
Налоговая система и налоговая политика, проводимая с помощью
правительства, оказывают огромное влияние на развитие экономики страны.
Существует либеральная и социально ориентированная виды налоговых систем.
Первая основывается на незначительном вмешательстве государства в социально- экономическую жизнь страны, вторая отличается большей степенью государственного регулирования экономики. Соответственно в первой, хозяйственные субъекты платят меньше налогов, во второй больше.
Введение.
Глава 1. Структура налоговой системы Российской Федерации и
её функции………………………………………………………….…...……...5
1.2. Виды, роль и функции налогов…………………………………....……...7
1.2.1. Сущность налогов и их классификация………………………………..7
1.2.2. Функции налогов и регулирование рынка…………………………….13
1.2.3. Кривая Лаффера…………………………………………...…….………19
1.3. Основные принципы налогообложения…………………...…………......21
1.4. Контроль за уплатой налоговых платежей………………..…………......25
1.5. Необходимость оптимизации налоговой системы……..………………..26
1.6 Налоговая статистика………………………………………………………32
Глава 2. Воздействие налогов на экономику страны.........…………………..38
Заключение……………………………………………….…………………….43
Список литературы …………………………………….……………………....45
· Сбор за регистрацию предприятий
· Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из
водохозяйственных систем
· Лесной доход
К местным налогам, установленным Федеральным законодательством (ставки которых определяются региональными и местными органами власти), относятся:
· Налог на имущество физических лиц
· Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью
· Земельный налог
К местным налогам, которые
могут вводиться органами власти курортной
зоны относятся:
· Курортный сбор
· Налог на промышленной строительство в курортной зоне
К местным налогам, которые могут вводиться местными органами власти относятся:
· Налог на рекламу (до 5 %)
· Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров
(до 10 %)
· Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями
· Сбор за открытие игорного бизнеса
· Сбор за участие в бегах
· Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей (до 10 % стоимости товаров)
· Целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство, нужды
образования и др.
· Сбор с владельцев собак (до 1/7 от размера мин. зарплаты)
· Сбор за уборку территории
· Сбор за выдачу ордера на квартиру (3/4 от размера мин. зарплаты)
· Сбор с биржевых сделок ( до 0,1 %)
· Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (до 1,5 %)
· Сбор за право торговли
· Сбор за право использования местной символики (0,5 %)
· Сбор за выигрыш на бегах ( до 5 %)
· Сбор с лиц, играющих на тотализаторе на ипподроме (до 5 %)
· Сбор за проведение кино- и телесъёмок
· Сбор за парковку автотранспорта
· Гостиничный сбор
Налоги на доходы и имущество. Эти налоги называются прямыми
, потому что они взимаются с конкретного юридического или физического лица, это: подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций (фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. В развитых странах доля ( роль) прямых налогов, доказавших свою эффективность, значительно возросла и
составляла3 в 2012 году: США – 86,3%, Япония – 72,3%, Англия – 56,8%, ФРГ – 3,8%. В России их доля в 2012 году составляла 41,3% в доходе госбюджета, и возросла до 47,5% 2013 году в России.
Налоги на товары и услуги. Эти налоги называются косвенными
, потому что они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги, это: налог с оборота, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменён налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.
Особенности прямых и косвенных налогов.
№ |
Объект |
Прямые налоги |
Косвенные налоги |
1 |
Объект обложения |
Доход и имущество |
Потребительские товары |
2 |
Адресный характер |
Да |
Нет |
3 |
Путь изымания |
Часть дохода или стоимости имущества |
Включение в цену товара |
4 |
Учитывается ли величина дохода и семейное положение |
Да |
Нет |
Прямые налоги бывают: |
Косвенные налоги бывают: |
Реальные налоги (поземельный, промысловый, на ц/б) |
Акцизы (на товары и услуги частных предприятий) и НДС |
Личные налоги (подоходный, на прибыль, с наследства и др.) |
Фискальные и монопольные (на товары массового
потребления производимые |
Ещё налоги можно классифицировать по принципу их взимания. Так например, налоги бывают прогрессивными, пропорциональными, регрессивными и дигрессивными.
Прогрессивный налог - чем выше доход, тем непропорционально
большую часть его составляет налог, т.е. прирост нормы налогообложения в
одинаковой прогрессии.
Пропорциональный налог - взимается пропорционально полученному
доходу и не зависит от его величины.
Регрессивный налог - обратный прогрессивному, т.е. при увеличении
дохода взимаемый налог составляет непропорционально меньшую его часть.
Дигрессивный налог - при увеличении дохода норма взимаемого налога
растёт в убывающей прогрессии.
Пример4.
№ |
Доход |
Прогрессивный |
Пропорциональный |
Регрессивный |
Дигрессивный | ||||||
Норма |
Прирост |
Норма |
Прирост |
Норма |
Прирост |
Норма |
Прирост |
||||
1 |
50 |
2 % |
- |
2 % |
- |
4 % |
- |
2 % |
- |
||
2 |
100 |
4 % |
2 % |
2 % |
0 |
3,5 % |
- 0,5 % |
3 % |
1 % |
||
3 |
200 |
6 % |
2 % |
2 % |
0 |
3,2 % |
- 0,3 % |
3,5 % |
0,5 % |
||
За счёт налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства,
аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах (социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования).
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В настоящее время налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для
экономического воздействия государства на различного рода рынки, которые
отражают общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Таблица 2.2
Минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты разных уровней5
Вид налога |
Распределение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней ( в процентах) | ||
федеральный бюджет |
бюджет субъекта Российской Федерации |
местный бюджет | |
Н Д С |
30 |
20 |
5 |
Акцизы на спирт, водку и ликероводочные изделия |
30 |
30 |
5 |
Акцизы на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары |
100 |
- |
- |
Акцизы на остальные виды подакцизных товаров |
- |
60 |
10 |
Налог на прибыль предприятий (по ставке) |
10 |
15 |
5 |
Подоходный налог с физических лиц |
10 |
30 |
5 |
Ресурсные налоги |
30 |
30 |
5 |
Экологические налоги |
30 |
30 |
10 |
Федеральные лицензионные сборы |
100 |
- |
- |
Сбор за использование государственной символики РФ |
100 |
- |
- |
Налог на землю (с учётом централизации) |
100 |
20 |
30 |
Налог а имущество предприятий и организаций |
10 |
40 |
40 |
Транспортный налог |
- |
10 |
40 |
1.2.2. Функции налогов и регулирование рынка.
В рыночной экономике любой страны налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
Что такое рыночная экономика? Под "рыночной экономикой" понимается
система организации хозяйства, основанная на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности, экономической свободе и конкуренции граждан и хозяйственных субъектов в сфере производства и реализации товаров и услуг.
Дадим понятие рынка - того, на что оказывает влияние с помощью налоговой
системы правительство. Существуют много определений рынка, например – это система саморегулирования экономики, стимулирующая развитие производства с учетом качественных и количественных его параметров, или - это многомерное понятие, состоящее из экономических, политических, социальных,
морально-этических подсистем, а связующим звеном всех этих подсистем является свобода и другие гарантированные права личности. В более же узком смысле слова рынок можно понимать как механизм, сводящий вместе продавцов ( производителей) и покупателей товаров и услуг.
Различают три основных видов рынков, это: рынок товаров и услуг, рынок труда и рынок финансовых ресурсов. На рынке товаров и услуг проявляются экономические отношения между производителем и потребителем по поводу объема, структуры и потребительских свойств предлагаемой к реализации продукции, с одной стороны, и объема, структуры и качества необходимой продукции с другой. Особые экономические отношения складываются на рынке труда по поводу занятости трудоспособного населения в качестве наемных рабочих и в связи с потребностью работодателей в рабочей силе определенного количества и качества. На рынке производственных ресурсов проявляются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, населением и государством по поводу мобилизации временно свободных денежных средств для кредитных целей и инвестирования. Все эти рынки находятся в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции рыночной системы. С помощью налоговой политики государство влияет на структуру и динамику развития каждого из этих рынков, сглаживая последствия инфляционных и др. негативных процессов. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно
сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - РЕГУЛИРУЮЩАЯ (вообще, функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.)
Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика.
Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты, например либеральная (США, Англия, Франция) и социально ориентированная (Германия, Норвегия, Швеция, Австрия и др.) модели. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
· регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит
главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов,
нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
· регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
В условиях рынка отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящей организации", имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно?
Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система