Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система и налоговая политика, проводимая с помощью
правительства, оказывают огромное влияние на развитие экономики страны.
Существует либеральная и социально ориентированная виды налоговых систем.
Первая основывается на незначительном вмешательстве государства в социально- экономическую жизнь страны, вторая отличается большей степенью государственного регулирования экономики. Соответственно в первой, хозяйственные субъекты платят меньше налогов, во второй больше.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Структура налоговой системы Российской Федерации и
её функции………………………………………………………….…...……...5
1.2. Виды, роль и функции налогов…………………………………....……...7
1.2.1. Сущность налогов и их классификация………………………………..7
1.2.2. Функции налогов и регулирование рынка…………………………….13
1.2.3. Кривая Лаффера…………………………………………...…….………19
1.3. Основные принципы налогообложения…………………...…………......21
1.4. Контроль за уплатой налоговых платежей………………..…………......25
1.5. Необходимость оптимизации налоговой системы……..………………..26
1.6 Налоговая статистика………………………………………………………32
Глава 2. Воздействие налогов на экономику страны.........…………………..38
Заключение……………………………………………….…………………….43
Список литературы …………………………………….……………………....45

Файлы: 1 файл

курсач 12-Б32ГМУ8.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

доход, тем большая доля расходов на предметы первой необходимости, в основном

на питание, а чем больше доход, тем меньшая его доля тратиться на продукты питания и предметы первой необходимости и большая доля затрачивается на предметы роскоши. Из этого следует, что налогообложение групп населения с высокими доходами лишает их возможности купить ряд предметов роскоши, в то время как на бедные слои уменьшают их возможность купить предметы первой необходимости. Но данный закон н учитывает то, что обычно больший доход получают те, кто больше работает и чья квалификация выше, и если стремиться к уравниванию их дохода посредством увеличения налогового пресса, то стимулы к такого рода у последних пропадут. Это означает, что сильно увеличится доля людей с низкими заработками, что в свою очередь повлечет за собой очень

негативные последствия в экономике страны.

 

2)  Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере прохождения по производственной цепочке вплоть до конечного продукта, облагается налогом только один раз ( в отличие от налога с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.

 

3)  Обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не должна оставлять

сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и

санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или не своевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

 

4)  Система и процедура  уплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

 

5)  Налоговая система  должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям.

 

6)  Налоговая система  должна обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом ГЭП. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.

 

Существуют и такие два взгляда на проблему распределения налогового бремени в экономике как принцип получения благ  и концепция

платежеспособности.

 

 

     Принцип получения благ.

Кто получает большую выгоду от предлагаемых государством товаров и услуг, должны платить налоги, необходимые для финансирования этих товаров и услуг.

Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе  принципа налогообложения благ. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования строительства и ремонта автодорог. Те, кто получает выгоду от хороших дорог, оплачивает затраты на эти дороги. Тем не менее, если точно и широкомасштабно применить принцип получения благ, то возникнут следующие проблемы:

 

1)  Как определить количество  получаемых благ, которые отдельные

предприниматели или хозяйства получают от системы образования, национальной безопасности, милицейской, пожарной и др. служб и т.д.

 

2)  По этому принципу  получается, что те, кто получают  блага от государства

должны платить с них налоги. Но было бы просто нелепо брать налоги с пособий, которые даёт государство малоимущим и безработным.

 

     Концепция платежеспособности.

Принцип платежеспособности базируется на идее, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного дохода и уровня благосостояния. Т.е. отдельные лица или предприниматели  с более высокими доходами будут выплачивать более высокие налоги - как в абсолютном, так и в относительном выражении, - чем те, кто имеет более скромные доходы. Защитники этой теории приводят доводы, что каждая дополнительная денежная единица, полученная физическим или юридическим лицом, будет влечь за собой всё меньшее и меньшее приращение удовлетворения. Это происходит в силу рациональности потребителей: первые денежные единицы полученного дохода в

любой период времени будут потрачены на товары первой необходимости, т.е. на те товары, которые принесут наибольшую пользу, а каждые последующие не на столь важные и необходимые товары или услуги. Отсюда следует, что денежная единица изъятая у лиц с большим доходом будет иметь меньший удельный вес в его доходе, чем у лица с меньшим доходом. Поэтому с социальной точки зрения налоги должны быть распределены в соответствии с получаемым доходом.

Но сразу видны некоторые трудности этого принципа. В частности - во сколько именно раз большую возможность платить налоги имеет первое лицо по сравнению со вторым ?  Должен ли более богатый человек выплачивать в виде налогов ту же долю своего более большего дохода или большую ?

Проблема заключается в том, что не имеется научного подхода в измерении чьей- либо возможности платить налоги. А на практике ответ строится только лишь на предположениях и догадках.

 

     Принцип получающих имущества.

Этот принцип означает, что те, кто выигрывает от данной правительственной

программы должны платить за их осуществление. Данный принцип прекрасно работает когда дело касается оплаты пользования автодорогой, пляжем, строительства моста и т.п. Но его применение имеет свои границы. «Например, разве честно предлагать семьям с низкими доходами или инвалидам самим оплачивать стоимость программ правительственной помощи неимущим?» Но цивилизованное общество обязано поддерживать такие семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Контроль за уплатой налоговых платежей.

     На уровне  страны.

Для борьбы с налоговыми преступлениями в Российской Федерации создан

специальный отдел по борьбе с экономическими преступлениями8. Ее

Задачей является выявление , предупреждение и пресечение

налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности

государственных налоговых инспекций и защита их сотрудников.

Налоговая полиция наделена очень широким объёмом прав:

·     проводить оперативно-розыскные мероприятия и дознание;

·     исполнять принятые судами решения;

·     налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового

законодательства, привлекаются как к административной, так и к уголовной и дисциплинарной ответственности. Например, согласно статьи 162-2 Уголовного Кодекса РФ за сокрытие полученных доходов (прибыли) в особо крупных размерах (если налог с сокрытых объектов превышает 1000-кратный размер минимальной оплаты труда) виновный может быть

наказан лишением свободы до 5 лет и конфискацией имущества либо штрафом от 300 до 500 размеров минимальной оплаты труда.

 

     На уровне предприятия.

Чтобы не попадать под штрафы и др. меры наказания необходимо правильно вести бухгалтерский учет на предприятиях. Так, например, если бухгалтер ошибся в уплате налогов или неправильно оформил соответствующие документы, то предприятия платит штраф и платит сокрытую сумму. В журнале "Налоги и платежи" № 1 есть статья о правильном ведении рациональной учетной политики на предприятии.  Здесь разъясняется как правильно определить выручку, учесть затраты на производство продукции, оценить имеющиеся производственные запасы, какие предметы могут быть отнесены к основным средствам и к малоценным и быстроизнашивающимся предметам ( далее МБП) и др.

Главная идея которой состоит примерно в том, что если рентабельность

предприятия невелика, то нецелесообразно его расширять, чтобы получить

большую прибыль, а необходимо качественно перестроить ведение учетной

политики предприятия. Нужно уметь пользоваться льготами, не допускать ошибок в расчетах и т.п.

О технических ошибках в налоговых расчетах говорится в № 4 того же журнала. Для их недопущения предлагается использовать технологии внутреннего самоконтроля налоговых расчетов. Здесь описаны наиболее частые ошибки и пути к их избежанию, основанные, главным образом, на недопущении влияния на

результаты отдельных личностей. Для обеспечения этого предлагается внедрить технологии внутреннего самоконтроля налоговых расчетов, что требует создания четырех трупп сотрудников:

1.   Исполнители. Они  отвечают за выполнение планов-графиков, заполнение

технологических карт и т.п.

 

2.   Контролеры. Эта  группа проверяет работу исполнителей.

 

3.   Эксперты, которые  должны обосновывать налоговые  решения.

 

4.   Руководители. Эта группа назначает экспертов, контролеров и

исполнителей, ставит перед ними задачи, разрешает возникающие разногласия и т.д.

 

Что примечательно, каждая группа, за исключением экспертов, может состоять из одного человека ( экспертов 2). Один человек может совмещать несколько функций, кроме контролера и исполнителя. Таким образом, минимальное число людей, необходимое для внедрения технологий внутреннего контроля налоговых расчетов составляет 2 человека, максимальное количество не ограничено.

Более документально это предложение раскрыто в № 5 того же журнала. Здесь проявлены функции и механизм работы экспертной комиссии, приведены бланки документов, необходимых для организации и функционирования технологий внутреннего контроля.

Очень полезный совет об организации формального контроля первичных

документов, к которым относятся не только (по мнению некоторых людей) счета- фактуры, накладные, авансовые отчеты и т.п., но и договоры, акты сдачи- приемки, гарантийные письма и пр. дается в № 6 "Налоги и платежи". В этой статье приводятся практичные рекомендации по организации и

функционировании контроля первичных документов, по созданию памяток и

инструкций, а также приведены бланки необходимых для этого докум

 

1.5. Необходимость оптимизации налоговой системы.

 

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем  стабильнее система налогообложения,  тем увереннее чувствует  себя  предприниматель:  он может  заранее  и достаточно точно  рассчитать,  каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения,  проведенной сделки, финансовой операции  и т.п.  Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская  деятельность  всегда  связана  с риском, но  степень риска по крайней мере удваивается,  если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы,  бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а в условиях нашей печальной

памяти перестройки и самих принципов налогообложения.

Не зная твердо,  каковы будут условия и ставки налогообложения  в

предстоящем  периоде,  невозможно рассчитать,  какая же часть ожидаемой

прибыли уйдет  в  бюджет,  а  какая  достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов,  ставки,

льготы,  санкции  могут  быть  установлены раз и навсегда.  "Застывших"

систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения  отражает характер общественного строя,  состояние экономики страны, устойчивость социально-политической  ситуации,  степень  доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие.  По мере изменения  указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие  с  объективными условиями развития народного хозяйства.  В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы

достигается тем,  что в течение года никакие изменения (за  исключением

устранения  очевидных  ошибок)  не  вносятся; состав  налоговой  системы

(перечень налогов и  платежей) должен быть стабилен  в течение нескольких лет.

В условиях нашей страны с  ее прежней приверженностью к пятилетним планам (хотя с позиции хозяйственной целесообразности  трудно  определить

преимущества наших пятилеток перед французскими,  например,  четырехлетками) период относительной стабильности  целесообразно  принять равным 5 годам.

Систему налогообложения можно считать  стабильной  и,  соответственно,

благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные  принципы  налогообложения, состав налоговой  системы,  наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно,  при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

Частные изменения могут вноситься ежегодно,  но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного  года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения  на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или  доход.  Такие  частные изменения не нарушают  стабильности системы хозяйствования,  а вместе с тем не препятствуют  эффективной  предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную  неизменность  в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения,  а также наиболее значимых налогов и ставок,  определяющих взаимоотношения предпринимателей и

предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы

налогообложения могут  и  должны  меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

Информация о работе Налоговая система