Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система и налоговая политика, проводимая с помощью
правительства, оказывают огромное влияние на развитие экономики страны.
Существует либеральная и социально ориентированная виды налоговых систем.
Первая основывается на незначительном вмешательстве государства в социально- экономическую жизнь страны, вторая отличается большей степенью государственного регулирования экономики. Соответственно в первой, хозяйственные субъекты платят меньше налогов, во второй больше.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Структура налоговой системы Российской Федерации и
её функции………………………………………………………….…...……...5
1.2. Виды, роль и функции налогов…………………………………....……...7
1.2.1. Сущность налогов и их классификация………………………………..7
1.2.2. Функции налогов и регулирование рынка…………………………….13
1.2.3. Кривая Лаффера…………………………………………...…….………19
1.3. Основные принципы налогообложения…………………...…………......21
1.4. Контроль за уплатой налоговых платежей………………..…………......25
1.5. Необходимость оптимизации налоговой системы……..………………..26
1.6 Налоговая статистика………………………………………………………32
Глава 2. Воздействие налогов на экономику страны.........…………………..38
Заключение……………………………………………….…………………….43
Список литературы …………………………………….……………………....45

Файлы: 1 файл

курсач 12-Б32ГМУ8.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Недоимка по налоговым платежам на 1 января 2013г. составила 346,3 млрд.рублей (47,6% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 19,7%, в том числе по акцизам в целом - на 30,4%, налогу на добавленную стоимость - на 23,4%, налогу на прибыль организаций - на 20,5%, налогу на добычу полезных ископаемых - на 11,6%.

Урегулированная задолженность на 1 января 2013г. составила 376,5 млрд.рублей (51,7% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 3,3%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 203,2 млрд.рублей (54,0%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами - 118,7 млрд.рублей (31,5%).

Таблица 13

Структура задолженности по единому социальному налогу1) 
на 1 января 2013 года

 

Задолженность

Из нее

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

недоимка

урегулированная  
задолженность

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

Всего

34,6

100

12,5

100

21,8

100

в том числе: 
единый социальный налог,  
зачисляемый в федеральный бюджет

28,2

81,4

9,6

77,0

18,3

83,9

Фонд социального страхования  
Российской Федерации

1,5

4,3

0,9

7,3

0,5

2,5

Федеральный фонд обязательного  
медицинского страхования

1,3

3,8

0,6

4,7

0,7

3,3

территориальные фонды обязательного  
медицинского страхования

3,7

10,6

1,4

11,0

2,3

10,4

1) Без учета  задолженности по уплате пеней  и налоговых санкций.


Задолженность по единому социальному налогу на 1 января 2013г. по сравнению с 1 января 2012г. сократилась на 29,5%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 января 2013г. сократилась по сравнению с 1 января 2012г. на 24,3% и составила 20,7 млрд.рублей.

Таблица 14

Структура задолженности по платежам 
в государственные внебюджетные фонды1) 
на 1 января 2013 года

 

Задолженность

Из нее

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

недоимка

урегулированная  
задолженность

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

Всего

8,1

100

1,2

100

6,7

100

в том числе: 
Пенсионный фонд Российской Федерации

6,9

85,6

1,0

83,6

5,8

86,0

Фонд социального страхования  
Российской Федерации

0,5

5,7

0,1

6,8

0,4

5,5

Федеральный фонд обязательного  
медицинского страхования

0,0

0,4

0,0

0,5

0,0

0,4

территориальные фонды обязательного  
медицинского страхования

0,7

8,3

0,1

9,1

0,5

8,1

1) Без учета  задолженности по уплате пеней  и налоговых санкций.


Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 января 2013г. по сравнению с 1 января 2012г. сократилась на 31,4%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 января 2013г. сократилась по сравнению с 1 января 2012г. на 38,5% и составила 20,2 млрд.рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Воздействие налогов на экономику страны.

 

Экономика России находится на чрезвычайно ответственном этапе становления рыночных отношений, эффективность которых подтверждена мировой практикой. Этот этап отличается большим своеобразием и не имеет исторических аналогов. Ни одна страна мира не осуществляла подобного рода преобразований по переходу от административной системы к экономике, базирующейся на предпринимательской инициативе и косвенном государственном регулировании, на механизме конкуренции, обеспечивающей социально-экономический отбор наиболее эффективных предприятий с наименьшими издержками производства и в то же время наиболее полно удовлетворяющими рыночные потребности. Рыночная экономика Запада - это экономика зрелого товарного производства, ориентированная на удовлетворение социально-экономических нужд общества. Такая ориентация осуществляется государством с использованием целой системы приемов косвенного воздействия на экономику (через систему налогов, банковский процент, государственный протекционизм в ценовой и инвестиционной политике и др.). Россия же находится совершенно в ином положении - ее экономика до предела монополизирована (82% ассортимента промышленной продукции производится одним - двумя предприятиями, количество малых предприятий ничтожно по сравнению с их наличием в странах Запада, практически отсутствует конкуренция на товарных рынках). Инфляционные процессы, а также беспрецедентный спад производства продолжаются. Структура экономики продолжает утяжеляться - растет удельный вес добывающих отраслей с сокращением отраслей, производящих товары народного потребления. В таких случаях должны использоваться адекватные методы управления производством, наиболее полно учитывающие специфику российской действительности. С самого начала построения новой налоговой системы был взят неверный фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер. Известно, что у предприятий изымается через различные налоги 85-90% прибыли. При обследовании промышленных предприятий выяснилось, что они направляют на капитальные вложения в среднем всего лишь 10-15% прибыли, тогда как до перехода на новую налоговую систему эта доля составляла не менее 25%. И это происходит, когда износ оборудования на предприятиях ведущих отраслей материального производства составляет не менее 70%. В результате неразумной налоговой политики, неправильного распределения накоплений предприятий уже в ближайшее время потребуются огромные инвестиции в производство на его перевооружение. Но эту задачу современная российская экономика решить не сможет, поскольку она совершенно лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, контрольной и распределительной. Налоговая система должна отражать интересы как предпринимателей, так и государства. Тем более, что с точки зрения перспективного рассмотрения эти интересы в основном совпадают - это экономический рост, обеспечение конкурентоспособности производства, ориентация на его инновационное содержание, обеспечивающее сокращение издержек производства и обращения товаров и т.д. Среди сочетания этих интересов особое место занимают инвестиции, связанные с формированием материально-технической базы производства на более прогрессивных технологических основах Но в результате высокого налогового изъятия доходов предприятия не в состоянии обеспечивать не только количественный рост производственной базы, но и ее качественные изменения. Процесс "проедания" основного капитала нарастает. Налоговая система должна предполагать необходимый уровень стимулирования развития предприятий через получаемую прибыль. Мировой опыт свидетельствует, что существуют определенные пределы изъятия доходов субъектов рыночной экономики, за которыми теряется интерес к предпринимательской деятельности. В частности, эмпирическим путем было доказано, что средний уровень изъятия доходов предприятия не должен превышать 35-36% (кривая Лаффера). Если среднее изъятие доходов предприятий через налоги превышает эту величину, то возникает стагнация производства, а затем и его спад, нарушается расширенный воспроизводственный цикл, становится невозможной инновационная деятельность, которая требует существенных капитальных затрат за счет накоплений предприятий. Высокие налоговые ставки, конфискационный характер налогообложения не содействуют столь необходимому России развитию производства. При определенном уровне налоговых ставок продолжается рост производства. Но при достижении критического уровня изъятия доходов предприятия рост производства прекращается и начинается его спад (регрессивное развитие). Формирование налоговой системы предполагает ее построение на основе воспроизводственного принципа. Механизм налогообложения призван обеспечивать оптимальное соотношение всех фаз воспроизводственного процесса, их динамику в определенной системе пропорций, отражающих специфику каждого этапа развития экономики. При этом должно предусматриваться налоговое воздействие государства на распределение капиталов между различными сферами и видами деятельности и выражаться прежде всего в создании оптимальной структуры экономики, соответствующей потребностям рыночного спроса. К сожалению, действующая налоговая система совершенно не реализует эту функцию, а, наоборот, стимулирует свертывание производства, консервацию технической отсталости, поощряет расточительство. Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования. Это обуславливает ее инфляционный характер, поскольку она стимулирует повышение цен. И такое явление вполне закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров - население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собственного использования. Если в развитых странах Запада доля косвенных налогов в налогообложении падает, то в России возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления "любой ценой". А цена такой налоговой политики высока - экономическая стагнация, инфляция, многократный (в тысячи раз) рост цен на потребительские товары. В России базой налога на добавленную стоимость является не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и амортизационные отчисления. Кроме того, в базу этого налога включается акциз, а также таможенные пошлины, которые никакого отношения к созданной (добавленной) стоимости не имеют. Необоснованно и то, что одним налогом (налогом на добавленную стоимость) облагается другой налоговый платеж - акциз. В следствии всего налог на добавленную теряет свое действительное содержание и практически превращается в налог с продаж (своеобразный многократный налог с оборота), выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, значительно (в некоторых случаях многократно) увеличивающего цену. Часть налоговых платежей из прибыли предприятия также перекладывают на потребителя, имея возможность компенсировать уплату налогов ростом свободных цен. Это можно отнести и к другим налоговым платежам, а также тем начислениям на фонд заработной платы, которые включаются в себестоимость продукции (платежи в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования и другие фонды). Если выпустить "налоговый воздух" из цены, то ее размер сократился бы не менее чем в 3-5 раз. Это особенно относится к тем товарам, которые облагаются акцизом. Наша налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Это очень удобно с точки зрения фискального содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций обоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс увеличения налоговой массы, но в тоже время увеличивается дефицитность бюджета, поскольку инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его расходы. Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирование в экономике наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления как на макро- , так и на микроуровне. Во всех странах с развитой рыночной экономикой эта пропорция контролируется государством различными методами. Опережающий рост производительности труда по сравнению с фондом потребления выступает главной предпосылкой стабильного развития экономики, ее безинфляционного характера, устранения дефицитности бюджета. Актуальность регулирования этого соотношения в современных отнюдь не уменьшилась, а, напротив многократно возросла. Пока же налоговая система России не ориентирована на косвенное поддержание указанного соотношения налоговыми методами, хотя и была сделана попытка через налогообложение прибыли предприятий воздействовать на сокращение темпов роста фонда потребления на предприятиях через минимальный необлагаемый его размер. Но такой порядок налогообложения не решает главнейшей проблемы - стимулирования роста производительности труда, вызывая у предприятий желание найти всевозможные ухищрения для сокрытия фонда заработной платы, и прежде всего его распределение на большую численность работников, т.е. фактически стимулирует непроизводительный труд с минимальной оплатой, падение его производительности. Кроме того, высокая ставка налогообложения прибыли и стремление предприятий уйти от налогов вынуждают их искусственно раздувать себестоимость продукции, ориентируясь на бесприбыльную работу. Особенно это относится к малым предприятиям, которые наиболее чувствительны к чрезмерному налоговому давлению. Налоговая система России неадекватна экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций развития налоговых систем экономически развитых стран и мирового опыта в целом . В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирование такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. Понятно, что взвешенной налоговой политике принадлежит особая роль. Наряду с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую функцию. Чтобы соответствовать этим требования, налоговая система России должна быть принципиально реформирована.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Необходимо прежде всего подчеркнуть, что во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы.  Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем, как уже упоминалось, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных  документов и  тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того,  как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень  часто  ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

Кроме того многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются,  очень неоднозначно указывают все  необходимые элементы  налогов.  Поэтому  спустя несколько месяцев после опубликования Закона (который  тоже  не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того,  как этот налог  правильно считать.

При помощи налогов государство выполняет свои функции: регулирующую,

распределительную, стимулирующую и фискальную. В следствии осуществления первых трех, оно активно влияет на сглаживание дифференциации доходов, распределение ресурсов и товаров, предложение различного рода товаров на рынках: рабочей силы, товаров и услуг, и рынке финансовых ресурсов. Причем часто изменение отношения спрос-предложение на одном рынке оказывает заметное влияние на другой. Отдельно можно подчеркнуть значение в современных условиях

одной из наиболее приоритетных отраслей - сельскохозяйственной. Общеизвестно, что правительство РФ многими методами пытается поднять с/х отрасль страны на былой уровень, с этой целью действует немало льгот для предприятий, занятых в этой области. Конечно же поднятие этой отрасли будет способствовать увеличению предложения как на внутреннем рынке сельхозпродукции, так и на внешнем. Недавно выделились другие приоритетные областями - это малое предпринимательство и экология. Первая находится в прямой зависимости от производства товаров и услуг "сегодня", а вторая "завтра".

Итак, из всего вышесказанного следует, что рыночная экономика - это

регулируемая экономика, различающаяся только степенью вмешательства

государства в социально-экономические процессы общества и,  что

 

бюджетно- налоговая политика государства это один из главных эффективных  и сложных методов регулирования рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Список литературы :   

      

1. Беляков А.З.  Рекомендации: как избежать больших российских налогов», Москва: МВЦ "АЙТОЛАН», 2012.               

2. Все налоги России. Второй тематический выпуск. Издание 2-е дополненное.

3. Государственное регулирование экономики под ред.Мысляевой И., Кононковой Н. / Изд-во МГУ – 2010.

4. Закон "Об изменениях в налоговой системе России", 2011.

5.Коровкин В.В., Кузнецова Г.В.. Налоговая проверка предприятий. - М.:

«ПРИОР», 2011.

6. Мельников В.В. Государственное регулирование национальной экономики  / Издательство: Омега – Л., 2011

7.Налоги в рыночной экономике. - М.: Знание, 2011.

8.Налоги и платежи, № 1-6, 2013.

9. Налоги и налогообложение.  Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И. Курск: РФЭИ; 2010. — 356 с. 

10.Новое налоговое законодательство России. Сборник законодательных актов ВСРФ. Москва, 2009 г.

11.Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию. Приложение к журналу "Финансы", N 8,9,10,.2011.

12. Практическое пособие. М.: «ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ» совместно с ИИФ «Триада», 2012.

13.Российский экономический журнал №1-4.

14.Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,  2013.

15.Финансы, № 9, 2012 год.

16.Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп.

- М.: Издательство БЕК.2012 год.

17. www.gks.ru

    


 

 1 Утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ. 

 

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.4. - С.308.

 

3 Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов.- М.: Дело и Сервис, 2010. - 368 с.

4 Государственные и муниципальные финансы: Учебник Автор/создатель: Алехин Э.В.Год: 2012 

5  Приложение к Указу Президента РФ № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платёжной дисциплины».

 

6 Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики:

Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ.

 

7 Налоги и налогообложение.  Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И. Курск: РФЭИ; 2010. — 356 с. 

 

8 Отдел по борьбе с экономическими преступлениями (аббр. ОБЭП) — отдел при управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающий и осуществляющий функции МВД по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства, а также выполняющий иные функции в соответствии с Положением о Департаменте, нормативными правовыми актами МВД России.

9 Справочник  ФНС России по г. Белгород

10  Государственная статистика www.gks.ru

 

 


Информация о работе Налоговая система