Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система и налоговая политика, проводимая с помощью
правительства, оказывают огромное влияние на развитие экономики страны.
Существует либеральная и социально ориентированная виды налоговых систем.
Первая основывается на незначительном вмешательстве государства в социально- экономическую жизнь страны, вторая отличается большей степенью государственного регулирования экономики. Соответственно в первой, хозяйственные субъекты платят меньше налогов, во второй больше.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Структура налоговой системы Российской Федерации и
её функции………………………………………………………….…...……...5
1.2. Виды, роль и функции налогов…………………………………....……...7
1.2.1. Сущность налогов и их классификация………………………………..7
1.2.2. Функции налогов и регулирование рынка…………………………….13
1.2.3. Кривая Лаффера…………………………………………...…….………19
1.3. Основные принципы налогообложения…………………...…………......21
1.4. Контроль за уплатой налоговых платежей………………..…………......25
1.5. Необходимость оптимизации налоговой системы……..………………..26
1.6 Налоговая статистика………………………………………………………32
Глава 2. Воздействие налогов на экономику страны.........…………………..38
Заключение……………………………………………….…………………….43
Список литературы …………………………………….……………………....45

Файлы: 1 файл

курсач 12-Б32ГМУ8.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

Например, налог  на  перепродажу  вычислительной  техники  и персональных компьютеров носит конъюнктурный характер: уляжется "бум" в области реализации указанных товаров, отечественные цены на них приблизятся к мировым, и налог этот потеряет смысл.   Сейчас в  России  действует почти три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем, но в целом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на Западе,  учитывая, что и там имеются существенные различия  по странам,  и налоговая система Швеции отличается от действующей в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п.

Но стабильность системы налогообложения - не догма и не  самоцель. Ради  нее нельзя  жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций - регулирующей,  стимулирующей и др. Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года.

За последние  годы  система  взаимоотношений  предприятий  с государственным бюджетом претерпевала  неоднократные  серьезные изменения. Хотя  эти изменения были различными по своему характеру, но можно  утверждать,  что они  отличались  определенной внутренней логикой.  Это  утверждение базируется на том факте, что каждое последующее изменение было шагом вперед по пути предоставления предприятиям  широкой  хозяйственной самостоятельности. Началось это движение с экономической реформы , когда  впервые в нашей хозяйственной практике предприятиям было разрешено создавать за счет своей прибыли  фонды  экономического стимулирования:  фонд развития производства, фонд социально-кyльтyрных мероприятий и  жилищного  строительства,  фонд материального поощрения. По сравнению с прежним порядком, когда предприятия были совершенно бесправны в распоряжении своей прибылью, это  был  принципиально важный шаг,  впервые подводивший под юридически провозглашенные лозунги самостоятельности

предприятий реальную экономическую базу.  Реальную, но явно недостаточную, так как отчисления от прибыли в государственный  бюджет не ограничивались установленными нормативами, в него отчислялся "свободный остаток прибыли", то есть часть прибыли, оставшаяся после отчислений в бюджет, вышестоящим органам и в фонды экономического стимулирования предприятий.  Это означало, что принятый порядок  распределения  прибыли  предприятий  явно  отдавал предпочтение государственному бюджету.

Следующим существенным  шагов  в  совершенствовании  системы взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом был  переход к  так называемому полному хозяйственному расчету и самофинансированию. Его главное достоинство, на мой взгляд, состояло в том, что порядок распределения прибыли приобретал нормативный характер:  не часть,  а вся прибыль предприятий распределялась по утвержденным вышестоящими органами экономическим нормативам, в результате чего автоматически устранялся  так  раздражавший предприятия   "свободный" остаток  прибыли,  никогда  в действительности не являвшийся свободным. Одновременно признавалось равенство  интересов предприятия и государства при

распределении прибыли,  поскольку нормативы формировались с  учетом

потребностей предприятий в средствах не только на простое, но и на

расширенное воспроизводство, а также на содержание социально-бытовой сферы (принадлежащего предприятию детского сада, пионерлагеря, базы отдыха) и жилищное строительство.

Однако, система экономических нормативов страдала существенными недостатками. Прежде всего,  нормативы,  которые по  идее должны быть  едиными,  то есть предъявлять ко всем предприятиям одинаковые общественные требования, не деле были не только дифференцированными, но и практически индивидуальными. Вместо еденных требований ко всем предприятиям получалось наоборот:  сами эти требования  как  бы приспосабливались к положению,  возможностям каждого предприятия.  Единство  принципов  формирования нормативов было подменено

явным субъективизмом,  размеры нормативов больше зависели от взаимоотношений с министерскими чиновникам, чем от объективных условий и требований. Поэтому замена экономических нормативов распределения прибыли налогом  на прибыль  была  логическим продолжением курса на устранение из системы экономических взаимоотношений предприятий и государства элементов субъективизма и волюнтаризма.

Налоги - это те же экономические нормативы,  но только  подлинно единые  и стабильные,  независящие от воли отдельных лиц. Индивидуализация налоговых ставок,  льгот и санкций  запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям. Налоги относятся к классу экономических нормативов, они формируются по принципам,  присущим нормативам.  Например,  ставку налога на  прибыль  можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет,  но установленный на  общегосударственном уровне.

Замена нормативов отчислений от прибыли  в  бюджет  системой налогообложения прибыли  была  целесообразна,  даже необходима, независимо от перехода  к рыночным  отношениям  в  стране,  но последний ускорил  эту  замену и сделал ее неизбежной,  так как предпринимательская деятельность не может развиваться

эффективно в  условиях неопределенности экономических взаимоотношений с государством, с бюджетом.

Нормально функционирующая  система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой:  ведь уплата налога с того или иного  дохода  означает признание его легальности,  законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности преследуется государством.

Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам означает

также  демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом все равны.

Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки,  наоборот,  можно  и

нужно,  но дифференциация проводится по экономическим, социальным,

региональным категориям плательщиков,  но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории,  к которой относится плательщик,  от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по  размерам  группе  относится предприятие, но  она  не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.

А фиксированный  размер  ставок  и их относительная стабильность способствует развитию  предпринимательской  деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.

Налоги органически вписываются в формируемую в нашей  стране систему

экономических отношений,  основанную на действии прежде всего закона

стоимости.  При разумных ставках  налоги  являются средством сочетания

интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.

Сегодня практически общепринято, что одним из главных препятствий на пути к восстановлению финансовой системы страны и оздоровлению народного хозяйства в целом является несовершенство российской налоговой системы, из четырех функций которой приоритетной считается фискальная. Чтобы создать условия для подъема экономики, чтобы стало невыгодным скрывать доходы и вывозить богатства за границу, а выгодно вкладывать их в развитие отечественной экономики, нужно существенно изменить существующую налоговую систему. Кстати сейчас ведется активная работа по внесению поправок в проект новой налоговой системы. Разработано несколько их вариантов, в том числе и Белгородский. Но говорят о том, что этим нельзя будет ничего добиться, а нужно составлять весь проект заново.

С одной стороны она должна стать более простой и легко контролируемой, с

другой - необходимо ужесточение контроля, которое должно сопровождаться

значительным снижением налоговых ставок. Но это возможно лишь при организации принципиально новых принципов планирования доходов и организации работы налоговых служб.

Реально ли в сложившихся условиях снизить налоговые ставки и упростить

налоги? Ведь на первый взгляд это приведет к дальнейшему сокращению доходов государства. Это возможно только в том случае, если налоговая система будет увязана с решениями целого комплекса проблем бюджетно-налоговой политики.

Из-за сложного финансового положения многих предприятий и низкой

производственной дисциплины, значительная сумма налоговых платежей не поступила в городской бюджет и осела в недоимке. По данным городской налоговой инспекции города Белгорода, по состоянию на 1 июля 20139 года недоимка составила 41,1 млрд. руб. (28,4% от всей суммы установленных сборов в январе-июле с. г.) В том числе: по налогам на добавочную стоимость - 9,1 млрд. руб., по налогам на прибыль - 3,2 млрд. руб., подоходный налог с физических лиц - 0,2 млрд. руб.

 

Известно, что глобальное понижение налогов ведёт к увеличению чистых

прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту

капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры.

Я присоединяюсь к мнению многих ведущих экономистов, что именно это

необходимо России на нынешнем этапе экономического положения. А что

происходит ? Происходит задавливание юридических и физических лиц всё новыми и новыми налогами. А ведь действий или предметов на которые можно ввести налог существует бесконечное множество.

Распространены действия по сокрытию доходов, неуплаты налогов. Часто

создаются предприятия, через которые обналичивается н-ное количество денег и потом следует их закрытие, - деньги ушедшие на регистрацию в десятки, а может и в сотни раз меньшие, чем сумма налога, которую пришлось бы уплатить. А если бы государство снизило налоги, предпринимателям незачем было бы искать пути к сокрытию доходов, отпала бы нужда в теневых организациях обналичивания, сотни, а может быть и тысячи людей занятые в этом тёмном бизнесе начали б «работать». Конечно при уменьшении ставок налогов люди стали бы платить их, но возможно немного  уменьшился бы бюджет государства. Поэтому необходимо закрыть возможность кражи бюджетных денег (когда деньги куда-то посылаются и не приходят по назначению) - но я считаю, что это невыгодно ответственным лицам в Правительстве. Наверное поэтому Дума не спешит сильно

думать на эту тему. Наверняка среди депутатов есть такие, которые ходят

только отмечаться в Думу, а между тем пользуются всеми депутатскими

привилегиями, т.е. даром проедают деньги, которые где-то очень нужны – такие люди находятся (в смысле «есть») везде. Депутатские кресла всё больше заводняются представителями теневых структур. Они, получив депутатскую неприкосновенность себя превосходно чувствуют. Им выгодна была война в Чечне и другие «мероприятия», куда могут уходить деньги, полученные из наших карман.

 

1.6 Налоговая статистика10

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 января 2013г. составила 728,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 7,8%, в том числе по акцизам в целом - на 33,6%, налогу на добычу полезных ископаемых - на 31,8%, налогу на прибыль организаций - на 8,8%, налогу на добавленную стоимость - на 4,8%.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 января 2013г. составила 319,4 млрд.рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2012г. на 3,1%.

____________________ 
1) По методологии соответствующих лет, без учета задолженности по единому социальному налогу.


Таблица 12

Структура задолженности по налоговым платежам и сборам  
в консолидированнный бюджет Российской Федерации1)  
на 1 января 2013 года

 

Задолженность

Из нее

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

недоимка

урегулированная  
задолженность

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

Всего

728,1

100

346,3

100

376,5

100

в том числе: 
по федеральным налогам и сборам

591,6

81,3

245,0

70,8

342,7

91,0

в том числе: 
налог на прибыль организаций

174,9

24,0

61,2

17,7

112,4

29,8

налог на добавленную стоимость  
на товары (работы, услуги), реализуемые  
на территории Российской Федерации,  
ввозимые из Республики Беларусь и  
Республики Казахстан

319,7

43,9

142,6

41,2

174,9

46,4

из него налог на добавленную стоимость  
на товары (работы, услуги), реализуемые  
на территории Российской Федерации

318,4

43,7

142,1

41,0

174,2

46,3

налоги, сборы и регулярные платежи  
за пользование природными ресурсами

5,0

0,7

2,1

0,6

2,9

0,8

из них налог на добычу  
полезных ископаемых

3,8

0,5

1,7

0,5

2,1

0,6

акцизы по подакцизным товарам  
(продукции), производимым на  
территории Российской Федерации,  
ввозимым из Республики Беларусь и  
Республики Казахстан

44,7

6,1

14,9

4,3

29,7

7,9

из них на:  
табачную продукцию

0,6

0,1

0,4

0,1

0,2

0,1

автомобильный бензин

0,2

0,0

0,0

0,0

0,2

0,1

легковые автомобили и мотоциклы

0,6

0,1

0,0

0,0

0,6

0,2

дизельное топливо

0,1

0,0

0,0

0,0

0,1

0,0

пиво

0,5

0,1

0,3

0,1

0,1

0,0

алкогольная продукция с объемной  
долей этилового спирта свыше 9%,  
в том числе напитки, изготавливаемые  
на основе пива, произведенные  
с добавлением спирта этилового

26,0

3,6

8,1

2,3

17,9

4,8

остальные федеральные налоги и сборы

47,4

6,5

24,2

7,0

22,8

6,1

по региональным налогам и сборам

83,7

11,5

64,1

18,5

18,7

5,0

по местным налогам и сборам

32,5

4,5

24,0

6,9

8,1

2,1

по налогам со специальным  
налоговым режимом

20,3

2,8

13,1

3,8

7,1

1,9

1) Без учета  задолженности по единому социальному  налогу, уплате пеней и налоговых  санкций.

Информация о работе Налоговая система