Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 19:05, курсовая работа
Налоговая система и налоговая политика, проводимая с помощью
правительства, оказывают огромное влияние на развитие экономики страны.
Существует либеральная и социально ориентированная виды налоговых систем.
Первая основывается на незначительном вмешательстве государства в социально- экономическую жизнь страны, вторая отличается большей степенью государственного регулирования экономики. Соответственно в первой, хозяйственные субъекты платят меньше налогов, во второй больше.
Введение.
Глава 1. Структура налоговой системы Российской Федерации и
её функции………………………………………………………….…...……...5
1.2. Виды, роль и функции налогов…………………………………....……...7
1.2.1. Сущность налогов и их классификация………………………………..7
1.2.2. Функции налогов и регулирование рынка…………………………….13
1.2.3. Кривая Лаффера…………………………………………...…….………19
1.3. Основные принципы налогообложения…………………...…………......21
1.4. Контроль за уплатой налоговых платежей………………..…………......25
1.5. Необходимость оптимизации налоговой системы……..………………..26
1.6 Налоговая статистика………………………………………………………32
Глава 2. Воздействие налогов на экономику страны.........…………………..38
Заключение……………………………………………….…………………….43
Список литературы …………………………………….……………………....45
экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночной экономике отмирает привычное нам слово "получка", там люди не получают, а зарабатывают (исключение составляют безработные), да и то свое пособие они, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово- экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия
налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, изменению соотношения на рынке предложение-спрос, способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъем сельского хозяйства, решение
продовольственной проблемы. В связи с этим в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы (включая рыболовецкие), совхозы, другие сельскохозяйственные продукции. Налицо стимулирование предложения товаров на рынках сельхозпродукции и спроса рабочей силы в той же области. Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности в колхозе или совхозе менее 25 %, то и они освобождаются от налогов, если более 25 %, то прибыль, полученная от такой деятельности, облагается налогом в общем порядке. Приведенные положения могут служить примером использования государством возможностей налоговой системы для воздействия на различного рода и уровня рынки, развитие экономики в необходимом обществу направлении. Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений
экономическую среду. Наши крупные и сверхкрупные предприятия,
"мастодонты" промышленности, кооперирующиеся, как правило, с такими же "мастодонтами" из смежных отраслей, плохо приспособлены к конкуренции, не обладают характерной для рынка гибкостью и маневренностью. Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения. В России к малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм, имеющих среднесписочную численность работающих в промышленности и строительстве до 100 чел., в науке и научном обслуживании - до 50 чел., в других отраслях производственной сферы - до 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы - до 15 чел. Для таких предприятий установлены две очень существенные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники, полностью освобождается от налогов. Не менее существенна другая льгота, предусматривающая учет одновременно двух параметров - не только размеров предприятия, но и рода деятельности: освобождая от налога на прибыль в первые два года работы предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные и по
производству строительных материалов при условии, что выручка от
указанных видов деятельности составляет более 70 % в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) государство повышает показатели занятости населения, увеличивает предложение товаров соответствующих отраслей и создает благоприятные условия для вкладывания капиталов в различные
инвестиционные проекты. В отличие от первой льготы, предоставляемой малым предприятиям, последняя ограничена во времени: предприятие пользуется ею в течение двух лет со дня его регистрации. Очевидно, она направлена на то, чтобы помочь малым предприятиям окрепнуть, стать, как говорится, на ноги.
Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и
санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа
рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.
Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
Эта льгота, кончено, очень существенная. В прежнем Законе о налогах этой
льготы не было. Сделан очевидный шаг вперед. Очевидный, но
непоследовательный. Во многих развитых странах освобождаются от
налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-
констрyкторские работы. Делается это по-разномy. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Аналогичная норма была предусмотрена и у нас в прежнем законодательстве: облагаемая прибыль уменьшалась на сумму, составлявшую 30 % затрат на проведение наyчно- исследовательских и опытно-констрyкторских работ. Было бы целесообразно и сейчас установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично (например, 50 %) входят расходы на НИИ и ОКР. Другой путь -
включать эти расходы в затраты на производство.
Идея всемерной поддержки сельскохозяйственного производства, стремление способствовать возрождению российской деревни пронизывает все наше налоговое законодательство. Например, Законом "О налогообложении доходов банков" предусмотрено, что ставка налога на доход банка составляет 30 %. В то же время установлено, что коммерческим банкам, имеющим удельный вес кредитных вложений в сельскохозяйственную деятельность не менее 50 % всех вложений, ставка налога на доходы устанавливается на треть ниже общей - 20 %.
Объективно это значит, что если при типовой процентной ставке, например, 18 % можно предоставлять ссуды сельскохозяйственным предприятиям и фермерам под 15 % годовых и при этом кредитор (банк) не только не теряет часть прибыли, но даже выигрывает за счет льготного налогообложения.
Все более строгие нормативы и большие штрафы вводятся по экологической
безопасности. Предприятия, загрязняющие экологическую среду платят
соответственно большие налоги, чем экологически чистые. Но к сожалению, в настоящее время человечество не может обойтись без вредных предприятий, но имеет возможность снизить уровень загрязнения окружающей среды. Посредством увеличивающих коэффициентов налоговая система стимулирует стремление предприятий к установлению дополнительных фильтров, отстойников для выбрасываемых отходов и т.д.
Следующая функция налогов - распределительная, или, вернее,
перераспределительная. Главная задача экономики любой страны состоит в том, чтобы учитывая ограниченные запасы ресурсов распределить с наибольшей полезностью. Для этого нужно определить программу, т.е. решить, какие виды товаров требуется производить; распределит ресурсы между производителями; после производства товаров нужно их наиболее целесообразным образом распределить между потребителями. Все это распределяется с помощью бюджетно-налоговой политики. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как
производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие
сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Легко, например, проследить процесс регулирования государством рынка с/х продукции. Оно может увеличить некоторые налоги вне с/х сфере и ввести дополнительные льготы и дотации в с/х сфере. Заинтересованность производителей в увеличении объема производства очевидна, и как следствие - увеличение объема предложения на с/х рынке, а возможно и создание новых вакансий в сфере производства с/х продукции.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие части
доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет
собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный
характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
1.2.3. Кривая Лаффера.
В специальной экономической литературе часто упоминается о кривой Лаффера (или Лэффера), устанавливающей зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами государственного бюджета. Профессор А. Лаффер сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную деятельность частного сектора, т.е. именно заинтересованность хозяйственных агентов является движущей силой процветающей экономики.
рис. 2.1.
Кривая Лаффера изображена на рис. 2.1.6
Эта кривая наглядно показывает, что повышение налоговой ставки лишь до определенного предела способствует росту налоговых поступлений в бюджет, подходя по кривой к отметке предельной ставки (ее Лаффер считаем примерно равной 30%-там от суммы дохода) мы видим, что рост поступлений налогов замедляется, а когда уровень налоговой ставки переходит эту отметку идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Это можно объяснить следующим образом: когда Нст достигает определенного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению
производства, уменьшаются доходы от прежнего объема работы, к которому
применяется налогообложение, и как следствие часть "честных"
налогоплательщиков переходит из "легального" в "теневой" сектор экономики, т.к. повышение налоговых ставок изменяет налоговое бремя только честных налогоплательщиков.
Можно привести еще одно пояснение. Как только повышается налоговый пресс на доход, производство становится менее рентабельным. Следовательно хозяйственные субъекты начинают искать то, что поможет им вернуть рентабельность предприятия. Одним из выходов иногда является переориентация на производство другой продукции, сокращение численности персонала и т.п. И наоборот, при уменьшении налогового пресса создаются благоприятные условия для расширения производства. Я хочу показать, что кривая Лаффера верна и в регулировании трех основных рынков. Изменением налоговых ставок на различные отрасли или отдельные продукты, как правило, ведет к количественным изменениям на рынках. Примером действия данной зависимости в российской практике может служить повышение в 2012 году акцизного налога на водку до 90%, в результате чего производство ликероводочных изделий сократилось на
80%, а бюджет недополучил 1 трлн. руб. налогов. Таким образом вместо
увеличения налоговых поступлений получился их недобор и резко сократилось предложение на рынке товаров и услуг ликероводочной продукции, а на рынке рабочей силы увеличилось предложение рабочей силы.
|
Влияние изменения уровня налогообложения на экономическую активность и налогооблагаемую базу Лаффер воплотил в кривой на рис.2.2. Где НБ - это база для исчисления налога; Нст - налоговая ставка; линия А - доходы, подлежащие налогообложению; линия В - реально облагаемые доходы; заштрихованная область - это доходы скрываемые от налогообложения. Т.е. по сути, эти кривые Лаффера отражают одну и ту же истину: чем больше налоговая ставка, тем больше доходов хозяйственные субъекты скрывают от уплаты налогов, тем больше их переходит в теневую экономику, тем меньше становится база для налогообложения и (с определенной Нст) меньше налоговых отчислений поступает в бюджет. Кстати, по данным директора департамента налоговой полиции РФ, более 40% товарно-
денежного оборота страны приходится на криминальные структуры, которые вообще не платят налогов. Если посмотреть на рис. 2.2., то мы увидим где сейчас находится уровень Нст РФ.
1.3. Основные принципы налогообложения.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определённых товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведённых товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт и подсказал главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и
немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность
налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Современные принципы
1) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учётом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. А так как возможности разных физических и юридических лиц различны, то для них должны быть установленные дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным (см. ниже, по мнению некоторых экономистов). Согласно этому принципу те, кто получает большие доходы, должен платить и большие налоги, а те, кто получает меньшие доходы, должен платить и меньшие налоги. Применение этого принципа аргументируют законом Энгеля, согласно которому, чем меньше