Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование направлений стимулирования трудовой деятельности в организации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы направления стимулирования трудовой деятельности;
2. Рассмотреть организационную характеристику ООО «Лера Сервис»;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты стимулирования трудовой деятельности в организации………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, функции и принципы стимулирования труда…………….5
1.2. Классификация стимулов и направления стимулирования трудовой деятельности………………………………………………………………………8
1.3. Виды и формы стимулирования труда……………….……………..11
2. Основные направления стимулирования трудовой деятельности в ООО "Лера Сервис"……………………………………………………………………19
2.1. Организационная характеристика ООО "Лера Сервис"……..…….19
2.2. Стимулирования трудовой деятельности персонала в ООО "Лера Сервис"…………………………………………………………………………...23
2.3. Совершенствование стимулирования трудовой деятельности в ООО "Лера Сервис"…………..…………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………32
Библиографический список…………………………………………………….34
Приложения……………………………………………………………………...36
Замещение одной потребности на другую в процессе стимулирования трудовой деятельности также позволяет влиять на временной лаг стимула. Стимул может оставаться продолжительное время одним и тем же, выступая в качестве своеобразного «пускового механизма» для последующих потребностей.
Не мене важной с точки
зрения управленческого воздействия
является классификация стимулов, от
которой нередко зависит
Рассмотрим подробнее каждый вид стимула по отдельным признакам.
Первый признак – направленность действия стимула – выражается в содержании управленческого воздействия, которое может носить поощряющий или порицательный характер.
Второй признак – источники стимулирования – связан с сущностью объекта, посредством которого оказывается стимулирующее воздействие. Источник стимула - различного рода ресурсы, задействованные в производстве и управлении (экономические, административные, общественные). Построение системы мотивации и стимулирования будет в значительной степени определять экономическое положение организации, которое будет влиять на соотношение различных ресурсов, задействованных в используемых схемах стимулирования. При невозможности масштабного использования экономических ресурсов в большей степени обращаются к ресурсам административным (проявляются в нормировании трудового поведения и различного рода наказаниях). Общественные ресурсы выражаются в различного рода эффектах, связанных с совместной деятельностью.
Третий признак – интересы субъекта – подразделяют всю совокупность стимулов на индивидуальные, направленные на интересы конкретных работников, и коллективные, охватывающие интересы групп и в целом коллектива организации.
Четвертый признак – содержание стимулов – отражает представленность стимула в практике управления. Широко используют материальные денежные (все формы оплаты труда) и материальные неденежные (кредитование, страхование, пенсионное обеспечение); нематериальные (социальные, моральные, психологические).
В основу пятого признака – способа оказания стимулирующего воздействия – положен характер связей в стимулах и стимулировании, который предполагает выделение прямых и косвенных стимулов. Прямые стимулы используют в качестве управленческого воздействия в виде материальных или морально-психологических предложений персоналу с целью вызвать определенную, планируемую, ответную активность. Прямое стимулирование связано с получением трудового результата на определенный стимул.
Цель косвенных стимулов – изменить определенные условия и обстоятельства, относящиеся непосредственно к труду, с тем чтобы повлиять на индивидуальные и коллективные результаты труда. К ним можно отнести повышение квалификации, делегирование полномочий, совершенствование организационного устройства, улучшение условий труда и так далее.
Шестой классификационный признак – период действия стимула – подразделяет стимулы на опережающие и отсрочные. К опережающим стимулам относят различного рода авансирование, кредитование, предоставление ссуд и другие. Отсрочные стимулы чаще других представлены в материальном неденежном стимулировании, особенно в системах пенсионного обеспечения.
Седьмой признак – уровень воздействия – дифференцирует стимулы на внешние – те, которые непосредственно дает организация за работу (зарплата, премии, продвижение по службе, статус и престиж и так далее), и внутренние – самоуважение, ответственность, неформальное общение и другие.
Восьмой признак – повторяемость – показывает, насколько регулярно используется то или иное воздействие.
Девятый признак – интенсивность воздействия – приоритетом называет пороговое значение стимула; именно в зависимости от того преодолевает или нет воздействие стимула порог безразличия [8, С.189].
Таким образом, для эффективности трудовой деятельности работника организация должна по максимуму использовать направления стимулирования трудовой деятельности. И должна учитывать, что внешние обстоятельства, как побудительная сила, могут соответствовать интересам работника, а могут и не соответствовать им.
В настоящее время в научной литературе отсутствует единый подход к классификации стимулов и стимулирования, как способа управления социальными объектами. С точки зрения дальнейшего развития теории и практики стимулирования, как одного из способов мотивации трудового поведения объектов управления важное значение имеет выделение видов и форм организации стимулирования.
Вид стимулирования – это разновидность стимулирования как способа управления поведением, выделенное по предмету потребности, с помощью которого субъект управления воздействует на поведение объекта управления, используя его в качестве стимула. Взяв в качестве основания для классификации стимулирующих воздействий предмет потребности, можно выделить следующие виды стимулирования: моральное, материальное не денежное, материальное денежное, стимулирование свободным временем [3, С.125].
Моральное стимулирование может быть индивидуальным и коллективным; позитивным и негативным (листок позора).
Можно выделить три основные проблемы морального стимулирования, которые напрямую влияют на эффективность применения данного вида стимулирования:
Материальное денежное стимулирование наиболее распространенный вид стимулирования. Это можно объяснить тем, что деньги как стимул обладают такими свойствами как универсальность, делимость, кроме того, потребность в деньгах испытывает каждый человек. Все это позволяет строить всевозможные функции стимулирования, к тому же эти функции обладают достаточной гибкостью.
Основными составляющими
материального денежного
В сегодняшних условиях важнейшей задачей становится усиление стимулирующей функции заработной платы.
Умелое использование этой функции превращает заработную плату в один из важнейших рычагов повышения результативности труда, роста производительности труда [6, С. 97].
Стимулирующая функция заработной платы - свойство направлять интересы работника на достижение требуемых результатов труда за счет обеспечения взаимосвязи размеров вознаграждения и трудового вклада.
Бонусы – это денежное вознаграждение, выплачиваемое работнику сверх зарплаты и обычно связанное с его продуктивностью в определенном временном интервале [13, С.12].
Поощрительной формой материального стимулирования являются вознаграждением за дополнительные результаты труда. К таким доплатам относятся надбавки к тарифным ставкам и окладам за совмещение профессий, увеличение объема выполняемых работ, профессиональное мастерство и высокие достижения в труде и так далее.
Во многих организациях производится выплата материальной помощи в денежной форме в случае возникновения определенных обстоятельств, например, юбилей, свадьба, рождение детей, смерть близких родственников, а также в некоторых экстренных случаях – кража, потоп, пожар, землетрясение и тому подобное.
Необходимо также отметить, что премия может использоваться как при позитивной форме организации стимулирования, так и при негативной. К тому же негативный эффект гораздо глубже. Так, работники зачастую воспринимают премию как естественный элемент заработной платы. И если в один прекрасный день премии не будет, или же размер ее будет ниже, то работник будет переживать из-за этого.
3) Материальное не денежное стимулирование – это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе использования тех материальных благ, которые в условиях конкретной системы хозяйствования принципиально в рамках законного поведения не могут приобретаться за деньги или же являются дефицитными, вследствие чего, право их распределения предоставлено субъекту управления (распределение жилья, различных путевок, дефицитных товаров, и т.д.) [4, С.36]. Здесь в качестве предмета потребности выступает определенный набор конкретных жизненно важных для объекта материальных благ, которые по мере развития общественного производства и удовлетворения потребностей объектов стимулирования в ряде из них может существенно меняться.
Данный вид стимулирования обладает рядом особенностей.
Во-первых, материальные не денежные стимулы не обладают такой универсальностью, как материальные денежные, т. е. в них испытывают потребность не все.
Во-вторых, длительность
цикла воспроизводства
В-третьих, материальные не денежные стимулы не обладают делимостью. Так, например, предприятие или организация может либо установить телефон в квартире работника, либо не устанавливать его вообще. Соответственно у предприятий не будет возможности оперировать в целях стимулирования интенсивностью стимулов.
В-четвертых, материальные
не денежные стимулы целесообразно
использовать в подкрепляющей форме
стимулирования. Поскольку при этой
форме организации
Материальное не денежное стимулирование может быть как позитивным, так и негативным. Если позитивное стимулирование связано с улучшением удовлетворения потребностей объекта стимулирования, предоставлением ему различного рода дополнительных прав, преимуществ и льгот, то использование санкций (негативное стимулирование) строится на возможности ухудшения удовлетворения потребностей. Например, отсрочка предоставления соответствующих благ, прав, льгот или же вообще лишения права их получения.
4) Стимулирование свободным временем – стимулирование, призванное регулировать поведение работника на основе изменения времени его занятости [10, С.78].
В практике управления стимулирование свободным временем осуществляется регулированием времени на основе: предоставления дополнительных выходных; возможности выбора времени отпуска в удобное для работника время; путем сокращения длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда; перераспределения рабочего времени самим работником (гибкие графики работы, «подвижной» режим рабочего дня).
Стимулирование свободным временем может осуществляться как по индивидуальным, так и по коллективным результатам; оно может быть общим (для всех работников), эталонным (для работников, которые достигли определенных, эталонных результатов) и соревновательным (для лучших работников).
Стимулирование свободным временем представляет собой сокращение рабочего времени работникам в соответствии с их трудовым вкладом, а также предоставление права на его перераспределение в определенных границах в удобной для них форме. Однако для того, чтобы удостоиться такого поощрения необходимо постоянно показывать хорошие результаты.
Информация о работе Направления стимулирования трудовой деятельности в организации ООО "Лера