Негосударственные пенсионные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена следующими фактами: Пенсионная система любой страны - один из важнейших элементов социальной защиты лиц наемного труда. В России пенсионные фонды в конце ХХ века претерпели изменение. В настоящее время происходит дальнейший процесс реформирования системы. Поэтому изучение этой проблемы имеет огромное значение для развития России. По своей природе пенсия замещает заработную плату как основной источник доходов наемного работника, когда по возрасту или состоянию здоровья он утрачивает способность полноценно трудиться. Для материального обеспечения пенсионной системы, резервируется часть необходимого продукта, предназначенная для покрытия издержек на воспроизводство рабочей силы, которая обеспечивает жизнедеятельность тех, кто не в состоянии работать в силу указанных причин. Пенсионная реформа в России предусматривает создание системы пенсионного обеспечения, которая основана на многоступенчатом подходе к формированию пенсии. Первую ступень будут составлять базовые пенсии, вторую - трудовые и третью - негосударственные пенсии.

Содержание работы

Глава 1.
1.1. Сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования.
1.2.Развитее негосударственных пенсионных фондов в России.
1.3.Международная практика развития пенсионного обеспечения.

Глава 2.
2.1. Финансовый потенциал негосударственных пенсионных фондов
2.2. Перспективы развития деятельности негосударственных пенсионных фондов в России
2.3. Государственное регулирование деятельности НПФ

Глава 3.
3.1. Преимущества негосударственных пенсионных фондов
3.2. Проблемы НПФ.
3.3. Пути решения проблем НПФ.

Файлы: 1 файл

курсак НПФ.docx

— 81.30 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Глава 1.

1.1. Сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования.

1.2.Развитее негосударственных пенсионных фондов в России.

1.3.Международная практика развития пенсионного обеспечения.

 

Глава 2.

2.1. Финансовый потенциал негосударственных пенсионных фондов

2.2. Перспективы развития деятельности негосударственных пенсионных фондов в России

2.3. Государственное регулирование деятельности НПФ

 

Глава 3.

3.1. Преимущества негосударственных пенсионных фондов

3.2. Проблемы НПФ.

3.3. Пути решения проблем НПФ.

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

    Актуальность темы обусловлена следующими фактами: Пенсионная система любой страны - один из важнейших элементов социальной защиты лиц наемного труда. В России пенсионные фонды в конце ХХ века претерпели изменение. В настоящее время происходит дальнейший процесс реформирования системы. Поэтому изучение этой проблемы имеет огромное значение для развития России. По своей природе пенсия замещает заработную плату как основной источник доходов наемного работника, когда по возрасту или состоянию здоровья он утрачивает способность полноценно трудиться. Для материального обеспечения пенсионной системы, резервируется часть необходимого продукта, предназначенная для покрытия издержек на воспроизводство рабочей силы, которая обеспечивает жизнедеятельность тех, кто не в состоянии работать в силу указанных причин. Пенсионная реформа в России предусматривает создание системы пенсионного обеспечения, которая основана на многоступенчатом подходе к формированию пенсии. Первую ступень будут составлять базовые пенсии, вторую - трудовые и третью - негосударственные пенсии. 

    Целью работы является  изучение системы негосударственного  пенсионного обеспечения. Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:       

1. Изучить сущность и функции  состояния негосударственных пенсионных  фондов в России и за рубежом;       

2. Охарактеризовать негосударственные  пенсионные фонды в Российской  Федерации, выявить проблемы;       

3. Выявить перспективы развития  НПФ и методы решения  существующих проблем.

 

 

 

Глава 1. Развитее негосударственных пенсионных фондов.

1.1. Сущность негосударственных  пенсионных фондов и механизм  их функционирования.

Одной из составляющих комплекса проводимых в настоящее время экономических реформ является пенсионная реформа. В настоящее время пенсионная реформа направлена на изменение распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Цель реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов. Одной из основных задач, которую должна решить данная реформа - обеспечить прозрачность пенсионной системы. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 году. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий - точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы. С 2002 года, когда был дан старт пенсионной реформе, каждый может решить, куда направить накопительную часть - в частную или государственную управляющую компанию. Для тех, кто не знает о выборе или не решается его сделать, принимает решение государство, т.е. автоматически отправляет деньги в государственную компанию Внешэкономбанк. Однако в Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании» указано, что страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты, поэтому любой гражданин России, может перевести свою накопительную часть по собственному желанию из Внешэкономбанка в любой негосударственный пенсионный фонд и частную управляющую компанию, независимо от их местоположения. Для этого необходимо заключить договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ и подать в пенсионный фонд заявление о переходе. Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая финансовая организация социального обеспечения, действующая по сберегательно-накопительной схеме, когда размер пенсии пропорционален накопленной сумме, либо по принципу фиксированной выплаты пенсии по достижению гражданином пенсионного возраста. Деятельность Негосударственного пенсионного фонда очень похожа на деятельность пенсионного фонда. Также как и пенсионный фонд НПФ аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Целью создания НПФ являются:

- повышение качества обслуживания  застрахованных лиц и пенсионеров;

- повышение эффективности пенсионной  системы.На основании принятых  законов НПФ могут заниматься  исключительно пенсионной деятельностью - сбор пенсионных взносов при  дальнейшем распоряжении этими  средствами и выплата пенсий. Взносы, которые поступают в НПФ, в целях их преумножения, вкладываются  в различные ценные бумаги. Безусловно, размер увеличенной пенсии будет  зависеть от суммы перечисляемых  взносов и от НПФ услугами  которого, воспользуется будущий  пенсионер. Деятельность НПФ жестко  регулируется государством, кроме  того, у фондов существуют свои контролирующие органы, которые заботятся об интересах нынешних и будущих пенсионерах. НПФ запрещено совершать рискованные финансовые операции, каждый год проводится независимая аудиторская проверка их работы. Вопросы пенсионного обеспечения касается каждого человека. Но, в настоящее время, подавляющее большинство населения до сих пор не имеют четкого представления о негосударственных пенсионных фондах, не знают об их существовании и тех услугах, которые они предлагают. И это несмотря на то, что НПФ существуют уже более 10 лет.

 

 

1.2.Развитее негосударственных пенсионных фондов в России.

 

   Зарождение системы  добровольного пенсионного страхования  в России приходится на 60-80 годы XIX века. К началу XX века в России  успешно действовали более 200 эмеритальных, пенсионных и страховых касс. Их членами состояла большая  часть государственных и военнослужащих.

   Все крупные промышленные  предприятия имели свои отдельные  эмеритальные кассы или создавали  объединенные. Расчеты  страховых тарифов и актуарные расчеты пенсионных схем базировались на четкой земской и отраслевой статистике, рассчитывались таблицы смертности и инвалидности.

   Советская система  институтов социального обеспечения  строилась, исходя из принципа, выдвинутого  коммунистами в начале XX века  – страхование без взносов. Необходимые  финансовые средства черпались  или исключительно из выплат, осуществляющихся предприятиями, или/и  из государственного бюджета. В  такой системе социальное страхование  утратило основное качество –  связь между личной ответственностью (в виде обязательной уплаты страховых взносов) и правом на получение пособий и пенсий.

   В условиях отказа  от экономико-правовых отношений, предусматривающих зарабатывание  прав на социальное страхование  с помощью уплаты фиксированных  индивидуальных страховых взносов, населению отводилась роль получателя  пособий по социальному обеспечению.

   В постсоветской  России создание негосударственных  пенсионных фондов инициировал  Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 года №1077 «О негосударственных  пенсионных фондах». Указом были  установлены основные (рамочные) принципы  создания и деятельности НПФ  и определено, что частные фонды  функционируют независимо от  системы государственного пенсионного  обеспечения, а выплаты осуществляют  наряду с государственными пенсиями. В Указе было определено, что  НПФ и их органы не вправе  заниматься коммерческой деятельностью. Размещение активов фондов согласно  Указу осуществляют специализированные  компании по управлению активами  НПФ, взаимоотношения которых с  фондами строятся на основании  договора об управлении активами  НПФ. Указом предусматривалось создание  Инспекции негосударственных пенсионных  фондов при Министерстве социальной  защиты населения Российской  Федерации, на которую возлагались  регистрация и лицензирование  деятельности НПФ. Реализация данного  Указа и деятельность первых  НПФ явились фактически началом  реформирования пенсионной системы  Российской Федерации.

   Дальнейшему развитию  и упорядочению деятельности  НПФ способствовало принятие 07 мая 1998 года Федерального закона №75-ФЗ  «О негосударственных пенсионных  фондах». В законе был четко  определен статус НПФ, как «особой  организационно-правовой формы некоммерческой  организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности  которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда».

   К 2000 году сформировалась  инфраструктура организаций, специализирующихся  на работе с НПФ: управляющие  компании, аудиторские фирмы, специализированные  депозитарии, независимые актуарии, банки, фирмы, обеспечивающие разработку  программного обеспечения.

До 2004 года НПФ осуществляли свою деятельность по будущему пенсионному обслуживанию граждан на основании договоров о добровольных пенсионных взносах граждан или организаций за своих работников. В 2004 году НПФ, зарегистрировавшие правила работы со средствами пенсионных накоплений граждан и подавшие соответствующее заявление о намерении участвовать в системе обязательного пенсионного страхования, имеют право привлекать накопительную часть трудовой пенсии на обслуживание и работу с ней. Таким образом, после выхода гражданина на пенсию, НПФ будет осуществлять выплату пенсий как по договорам негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения, так и по договорам об обязательном пенсионном страховании. В перспективе негосударственные пенсионные фонды предполагают участвовать также и в третьем виде пенсионного обеспечения ¬ профессиональных пенсионных системах (ППС). Они должны быть созданы взамен системы льготных (досрочных) пенсий для работников предприятий с тяжелыми или опасными условиями труда. 

 

  На рис.1 представлена  схема участников рынка негосударственного  пенсионного обеспечения.

 

 

   За восемь лет  существования реально сложился  институт негосударственного пенсионного  обеспечения, насчитывающий 256 НПФ, в  которых на постоянной основе  работало свыше трех тысяч  специалистов.

   По принципу организации  работы с вкладчиками выделялись  три группы фондов:

1.  Фонды, в которых пенсионные взносы осуществляются преимущественно предприятиями и организациями-работодателями (закрытые или корпоративные (отраслевые));

2.  Фонды, ориентированные на работу как с юридическими, так и с физическими лицами (смешанные НПФ);

3.  Фонды, ориентированные на работу с жителями отдельной территории. Взносы в такие фонды осуществляются физическими лицами (открытые фонды).

   Характерные представители  НПФ первой группы: «ГАЗФОНД», «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», «Сургутнефтегаз», «электроэнергетики»; второй: - «Профессиональный  независимый», «Сберегательного банка»; третьей: - «Муниципальный пенсионный  фонд» (г. Москва), «Ханты-Мансийский» (ХМАО).

  

1.3.Международная практика развития пенсионного обеспечения.

   Миллионы людей  во всем мире обеспечивают  себе достойную старость, становясь  участниками негосударственных  пенсионных фондов (НПФ). В развитых  странах рыночной экономики НПФ  располагают гигантскими финансовыми  объемами. Так, на конец 2000 года совокупные  накопления пенсионных фондов  Великобритании составляли 101% ВВП, Швеции – 107% ВВП, Нидерландов – 141% ВВП, Чили – 75% ВВП. Практика стран  Латинской Америки показала, что  НПФ служат важным инструментом  создания национального рынка  капитала, а также средством для  уменьшения зависимости от притока  средств из-за рубежа. По своей финансовой мощи пенсионные фонды сравнимы, пожалуй, с банковской системой, но более эффективны.

   В основе негосударственного (дополнительного к государственному) обеспечения граждан лежит  принцип долгосрочного накопления средств, поступающих на персональные счета граждан в виде их личных взносов и взносов работодателей, а также доход от инвестиций пенсионных активов. Негосударственная пенсия – серьезная добавка к государственной. Как правило, средний американец, выходя на пенсию, имеет на своем счете в НПФ несколько сот тысяч долларов.

   Развитие негосударственного  пенсионного обеспечения началось  в первой половине прошлого  века. Первоначально в нем участвовали  наемные работники и самозанятое  население с высоким уровнем  доходов, которое не подлежало  обязательному пенсионному страхованию. Постепенно в процесс по частному  формированию пенсии подключились  работники со средним уровнем  заработной платы.

   Значительный рост  негосударственного пенсионного  обеспечения в промышленно развитых  странах начался в 60-х годах XX века. Побудительным мотивом к  такому росту явился существенный  рост заработной платы, которому  не способствовал рост пенсий. Ограничение роста пенсии связано  с наличием в пенсионных системах  большинства развитых стран механизма  ограничения верхнего предела  заработка, с которого взимаются  страховые взносы в государственные  пенсионные системы и устанавливаются  пенсии. Такой механизм, с одной  стороны, ограничивает финансовую  нагрузку на страхователей, с  другой – придает перераспределению  пенсионных ресурсов между застрахованными  с различными доходами разумный  характер.

   Дальнейшему развитию  негосударственного пенсионного  обеспечения способствовала увеличивающаяся  финансовая нагрузка государственных  систем пенсионного обеспечения, обусловленная старением населения. Дополнительные пенсионные программы  взяли на себя роль замещения  той части предпенсионного дохода, которая не компенсируется системой  государственного пенсионного страхования (обеспечения).Таким образом, распространенность  негосударственного пенсионного  обеспечения (как коллективного, так  и индивидуального) зависит, в первую  очередь, от уровня обеспечения, предоставляемого по государственным  программам. Чем ниже относительный уровень такого обеспечения, тем большую роль играют негосударственные системы и наоборот.

   Так, в странах, где  коэффициент замещения (отношение  среднего размера пенсии к  среднему размеру заработной  платы в процентах) по государственным  системам равен или ниже 40% (Великобритания, Ирландия, США, Нидерланды, Швейцария), по частным системам он составляет 20-30%. Соответственно в странах  со щедрыми государственными  пенсионными системами, в которых  коэффициент замещения составляет 40-50% (ФРГ, Швеция, Австрия), по частным  схемам – 10-20%. Как нетрудно заметить, совокупные уровни компенсации  предпенсионного дохода в вышеперечисленных  странах составляют 60-70%. Эта величина  коэффициента замещения приблизительно  в 1,5 раза превосходит минимальные  стандарты, закрепленные в Конвенции  Международной организации труда  №102 и Европейском кодексе пенсионного  обеспечения  (1964г.) и соответствует повышенным стандартам Европейского кодекса социально обеспечения, установленным в 1990 году.

В промышленно развитых странах государственные и частные пенсионные институты рассматриваются как единые системы социального обеспечения, отличающиеся друг от друга по структуре, масштабам, характеру охвата и размерам пенсионных выплат.

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды