Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 17:48, курсовая работа
Описание работы
Актуальность темы обусловлена следующими фактами: Пенсионная система любой страны - один из важнейших элементов социальной защиты лиц наемного труда. В России пенсионные фонды в конце ХХ века претерпели изменение. В настоящее время происходит дальнейший процесс реформирования системы. Поэтому изучение этой проблемы имеет огромное значение для развития России. По своей природе пенсия замещает заработную плату как основной источник доходов наемного работника, когда по возрасту или состоянию здоровья он утрачивает способность полноценно трудиться. Для материального обеспечения пенсионной системы, резервируется часть необходимого продукта, предназначенная для покрытия издержек на воспроизводство рабочей силы, которая обеспечивает жизнедеятельность тех, кто не в состоянии работать в силу указанных причин. Пенсионная реформа в России предусматривает создание системы пенсионного обеспечения, которая основана на многоступенчатом подходе к формированию пенсии. Первую ступень будут составлять базовые пенсии, вторую - трудовые и третью - негосударственные пенсии.
Содержание работы
Глава 1. 1.1. Сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования. 1.2.Развитее негосударственных пенсионных фондов в России. 1.3.Международная практика развития пенсионного обеспечения.
Глава 2. 2.1. Финансовый потенциал негосударственных пенсионных фондов 2.2. Перспективы развития деятельности негосударственных пенсионных фондов в России 2.3. Государственное регулирование деятельности НПФ
Глава 3. 3.1. Преимущества негосударственных пенсионных фондов 3.2. Проблемы НПФ. 3.3. Пути решения проблем НПФ.
Общими для негосударственных
систем является то, что они
управляются частными структурами,
а государство создает экономические
предпосылки и правовые нормы,
позволяющие им эффективно функционировать.
Национальные пенсионные
системы получили развитие в
США, Германии, Швейцарии, отраслевые
– во Франции и Нидерландах,
индивидуальные – в Великобритании
и Дании.
В ряде стран
с обязательным (по закону) или
договорного (с помощью отраслевых
тарифных соглашений или коллективных
договоров) дополнительного пенсионного
страхования, негосударственное пенсионное
обеспечение нашло массовое применение
(Австралия, Великобритания, США, Франция,
Финляндия, Швейцария). При обязательном
характере дополнительного (в том числе,
профессионального) страхования уровень
охвата им работников частного сектора
практически стопроцентный. Величины
ставок страховых взносов по обязательному
(дополнительному) частному пенсионному
страхованию для наемных работников колеблется
от 0,5% (Болгария) до 10% (Казахстан), при этом
для работодателей размер взноса исчисляется
от 1,5% (Болгария) до 16,8% (Финляндия).
В Великобритании
и Японии с целью стимулирования
развития частного страхования
предпринимателям предоставляется
право полного или частичного
выхода из государственной пенсионной
системы. В этом случае на работодателя
возлагается обязанность выплачивать
не только дополнительную, но
и базовую часть пенсии.
Правовые механизмы
в системе негосударственного
пенсионного обеспечения регулируют
вопросы, связанные с размерами
страховых взносов и выплат
пенсий; возраста и стажа работы,
при которых работники подлежат
охвату системой; методы финансирования
и порядок инвестирования активов;
налогообложение взносов и пенсий.
В последнее время
происходит усиление роли государства
в регулировании как корпоративных,
так и частных добровольных
пенсионных программ. Основным способом
регулирования является предоставление
особых налоговых режимов и
налоговых льгот частным пенсионным
фондам при соблюдении учредителями,
участниками и вкладчиками этих
фондов оговоренных законодательством
условий.
Так, предоставление
налоговых льгот увязывается
с ограничениями на досрочное
изъятие пенсионных средств, кроме
специально оговоренных случаев.
Досрочное изъятие влечет не
только уплату всех налогов, но
и, часто, штрафные санкции. Наконец, законодательством
могут предоставляться условия получения
займов за счет пенсионных накоплений.
Вариацией налогового
стимулирования добровольных пенсионных
накоплений может служить субсидирование
индивидуальных пенсионных счетов
за счет бюджетных доходов
государства.
В большинстве развитых стран
доля государственной пенсии в совокупном
пенсионном обеспечении граждан составляет
не более 40-50%. Остальные 50-60% обеспечиваются
частными пенсионными системами. Развитие
в России негосударственной пенсионной
инфраструктуры могло бы помочь решить
задачу повышения явно недостаточного
значения коэффициента замещения заработной
платы пенсией, составляющего на сегодняшний
день около 25%. Согласно же рекомендации
Международной организации труда пособия
по старости должны возмещать типичному
получателю не менее 40% общей суммы утраченных
общих доходов).
По данным Федеральной службы
по финансовым рынкам, в настоящее время
в России зарегистрировано 247 НПФ, причем
лишь 218 фондов реально осуществляют деятельность
по негосударственному пенсионному обеспечению.
Только 187 фондов имеют численность участников,
превышающую 1000 чел. 127 фондов зарегистрировали
заявления о намерении осуществлять деятельность
по обязательному пенсионному страхованию
в качестве страховщика и, в соответствии
с заявительным порядком, вправе осуществлять
эту деятельность. Однако реально функции
страховщиков по обязательному пенсионному
страхованию. Т.е. заключение соответствующих
договоров, аккумулирование и инвестирование
средств пенсионных накоплений, ведение
пенсионных счетов накопительной части
трудовой пенсии и т. п., выполняют лишь
106 фондов, причем, только у 72 из них численность
застрахованных лиц превышает 1000 чел.
Общая численность участников
по негосударственному пенсионному обеспечению
составляет в настоящее время 6,6 млн. чел.,
застрахованных лиц по обязательному
пенсионному страхованию, формирующих
пенсионные накопления в НПФ, - 3,6 млн. чел.
Объем собственных средств,
которыми располагает система НПФ, составляет
628,5 млрд. руб., причем средства имущества,
предназначенного для обеспечения уставной
деятельности фондов, составляют 96,1 млрд.
руб., средства пенсионных резервов - 484,9
млрд. руб., средства пенсионных накоплений
— 42,6 млрд. руб. Объемы этих средств в сравнении
с показателями бюджета Пенсионного фонда
РФ, только доходная часть которого в 2008
г. предполагается в размере 2,6 трлн. руб.,
представляются явно недостаточными.
Очевидно, что говорить о паритетном формировании
пенсии граждан из государственных и частных
источников пока еще рано.
При рассмотрении вопроса финансовой
обеспеченности системы НПФ следует обратить
внимание на следующее обстоятельство.
Большая часть фондов (115 НПФ) осуществляет
деятельность на основании лицензий, действие
которых в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального
закона «О негосударственных пенсионных
фондах» прекратится 1 июля 2009 г. Для получения
новой лицензии эти НПФ должны будут соответствовать
ряду новых формальных требований, в частности,
совокупный вклад учредителей каждого
фонда должен составлять не менее 30 млн.
руб., а величина денежной оценки имущества
для обеспечения уставной деятельности
фонда должна составлять не менее 50 млн.
руб. Такие требования к финансовым показателям
фондов установлены в декабре 2007 г. и, в
числе прочих мер, направлены на повышение
финансовой устойчивости системы НПФ.
Действительно, государство в лице органов
законодательной и исполнительной власти
не может оставить без внимания вопрос
надежности этой части пенсионной системы
страны, поскольку невозможность исполнения
фондами принятых обязательств по пенсионному
обеспечению в случае возникновения способна
вызвать большую социальную напряженность.
Таким образом, законодательство изначально
устанавливает чрезвычайно высокий уровень
средств фонда для обеспечения уставной
деятельности и рассматривает наличие
этих средств как дополнительную гарантию
надежности исполнения НПФ принимаемых
пенсионных обязательств. Согласно Федеральному
закону «О негосударственных пенсионных
фондах», «фонд отвечает по своим обязательствам
всем принадлежащим ему имуществом», в
том числе образованным за счет учредительских
вкладов. При этом, конечно, использование
фондом для исполнения пенсионных обязательств
имущества, предназначенного для обеспечения
уставной деятельности, может рассматриваться
как крайняя мера, применимая лишь в условиях
полной невозможности исполнения обязательств
за счет каких-либо иных собственных ресурсов
НПФ.
В зарубежной практике обычно
учредитель пенсионного фонда берет на
себя роль гаранта его экономической устойчивости
и при необходимости вносит средства для
покрытия возникшего дефицита в случае,
если результаты деятельности фонда окажутся
хуже первоначально предполагавшихся.
Однако в нашей стране ни для какой организации,
даже крупной, нельзя гарантировать, что
она будет способна осуществлять финансовую
поддержку учрежденного ей НПФ в течение
периода, сравнимого по продолжительности
с периодом действия пенсионных договоров.
Таким образом, гарантийные средства должны
быть внесены единовременно при учреждении
пенсионного фонда.
Чрезмерность установленных
требований к финансовым показателям
пенсионных фондов наиболее очевидна
при сравнении названных требований с
аналогичными, предъявляемыми к организациям,
наиболее тесно взаимодействующим с НПФ
в процессе работы последних со средствами
пенсионных резервов и пенсионных накоплений,
т.е. управляющих компаний и конкретно
тех из них, которые в силу специфики осуществляемой
деятельности так и называются — «управляющие
компании инвестиционных фондов, паевых
инвестиционных фондов и негосударственных
пенсионных фондов». Для указанных организаций
даже не законом, а подзаконным актом —
письмом Федеральной службы по финансовым
рынкам — на сегодняшний день установлен
норматив достаточности собственных средств
(аналог имущества для осуществления уставной
деятельности НПФ) в размере 30 млн. руб.,
а с 1 января 2009 г. — в размере 40 млн. руб.
Несоответствие требований к НПФ и их
управляющим компаниям очевидно. Необходимо
помнить, что фонды не наделены правом
самостоятельного инвестирования средств
пенсионных накоплений и существенно
ограничены в праве самостоятельного
размещения средств пенсионных резервов.
Таким образом, процесс инвестирования
пенсионных ресурсов как таковой фактически
выведен из-под контроля НПФ, которые,
таким образом, ограничены в возможности
противодействия инвестиционным рискам
— наиболее существенному виду рисков,
присущих пенсионной сфере. В отношении
НПФ можно говорить лишь о риске злоупотреблений
при перемещении средств, составляющих
пенсионные ресурсы. Для предотвращения
указанных злоупотреблений вполне достаточной
представляется существующая схема управления
пенсионными ресурсами под контролем
специализированного депозитария и регулирующих
органов. Риски же инвестиционного характера
присутствуют в деятельности управляющих
компаний и должны страховаться комплексом
мер в ношении этих организаций, тем более
что каждая из управляющих компаний может
работать со средствами неограниченного
числа НПФ.
Проблематичность увеличения
вкладов учредителей в НПФ связана еще
и с тем обстоятельством, что соответствии
с законом эти вклады передаются в НПФ
без права отзыва и без возможности их
компенсирования учредителям в какой-либо
иной форме (в отличие от управляющих компаний,
которые являются коммерческими организациями
и в качестве таковых учреждаются именно
с целью извлечения прибыли). Неразрешимость
этой проблемы при создании новых и усилении
ресурсной базы действующих фондов настолько
очевидна и значима, что в связи с ее существованием
вереде специалистов пенсионной сферы
возникло мнение о допустимости коммерциализации
деятельности НПФ, необходимости изменения
организационно-правовой формы организаций
пенсионного обеспечения и страхования
и т. д. Эта позиция, (условно, отражает
интересы юридических лиц-учредителей
фондов, и реализация этих идей могла бы
способствовать дальнейшему развитию
негосударственной пенсионной системы,
но в совершенно ином качестве. С учетом
изначально социальной направленности
создания и деятельности НПФ вопрос об
их коммерциализации является чрезвычайно
спорным. Гораздо более целесообразным
представлялось бы вменение более гибкого
подхода при предъявлении формальных
требований к финансовым показателям
фондов, введение различных уровней этих
требований НПФ различного назначения,
усиление устойчивости негосударственной
пенсионной системы в большей мере за
счет повышения надежности управляющих
компаний и т.д.
2.2. Перспективы развития деятельности
негосударственных пенсионных фондов
в России.
В настоящее время в России
действует одна саморегулируемая организация
НПФ – Некоммерческое партнерство «Национальная
ассоциация негосударственных пенсионных
фондов».
Членами НАПФ являются 77 негосударственных
пенсионных фондов (действительные члены
НАПФ) и 33 организации, представляющие
инфраструктуру, обеспечивающую деятельность
по негосударственному пенсионному обеспечению
и обязательному пенсионному страхованию
(ассоциированные члены).
При относительно небольшой
численности (30,4% общего числа НПФ, имеющих
лицензию) негосударственные пенсионные
фонды – члены НАПФ реально представляют
систему НПФ России. Участниками фондов-членов
Партнерства являются 74% всех участников
НПФ, в них сосредоточено 91,3% всех пенсионных
резервов. Пенсионеры фондов-членов НАПФ
составляют 85,1% общего числа участников,
получающих в НПФ негосударственную пенсию,
на их долю приходится 84,4% всех пенсионных
выплат НПФ.
87% всех застрахованных
лиц, доверивших свои пенсионные
накопления негосударственным пенсионным
фондам, выбрали НПФ – члены
НАПФ. Их пенсионные накопления
составляют 88,2% от общей суммы
пенсионных накоплений, размещенных
в НПФ.
За истекший между Общими собраниями
период произошли изменения в составе
НАПФ:
Были приняты в состав действительных
членов Ассоциации 4 НПФ: «Первый Русский
Пенсионный Фонд», «Газпромбанк-Фонд»,
«КИТ-Финанс» и НПФ «Доверие» (Оренбург).
Приняты в ассоциированные
члены НАПФ – Издательский дом «Пенсионные
деньги», ООО «Управляющая компания Росбанка».
За систематическую неуплату
членских взносов исключены из членов
НАПФ НПФ «Капитан», «Московский городской
пенсионный фонд» и НПФ «Объединенный
профсоюзный».
За истекший между собраниями
период проведены 12 заседаний Совета НАПФ,
на которых были рассмотрены различные
вопросы деятельности Партнерства, в том
числе
- определения направлений деятельности
Ассоциации на ближайшие годы;
- подготовки нормативно-правовых
документов, регулирующих деятельность
негосударственных пенсионных фондов,
- вопросы саморегулирования
(построение системы стандартов, вопросы
присвоения рейтингов членам НАПФ, контроль
деятельности членов Ассоциации),
- формирования и реализации
концепции информационной политики НАПФ;
- состав и планы работы комитетов
НАПФ,
- организационные вопросы,
в том числе прием новых членов и исключение
из Ассоциации, проведение награждения;
- финансовые вопросы функционирования
Ассоциации.
Были внесены изменения в структуру
комитетов Ассоциации: вместо деления
основных комитетов по направлениям деятельности
(комитет по НПО и комитет по ОПС) были
образованы Комитет по развитию НПО и
ОПС, на который возложена подготовка
предложений в законодательные и другие
нормативно-правовые акты и разработка
основных направлений деятельности Ассоциации
и Технологический комитет, определяющий
вопросы реализации фондами законодательных
и нормативно-правовых требований, в том
числе и вопросы стандартизации в деятельности
фондов.
В 2008 году при активном участии
Ассоциации был принят ряд законодательных
и других нормативных актов, оказавших
существенное влияние на деятельность
негосударственных пенсионных фондов,
в том числе:
- внесены изменения в Налоговый
кодекс Российской Федерации, установившие
социальный налоговый вычет для физических
лиц, уплачивающих пенсионные взносы в
НПФ;
- внесены изменения в Федеральный
закон «О негосударственных пенсионных
фондах», обеспечивающие существенное
повышение надежности, открытости и прозрачности
деятельности НПФ
- приняты Федеральные законы
от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ и № 55-ФЗ, установившие
порядок внесения застрахованными лицами
дополнительных страховых взносов на
накопительную часть трудовой пенсии
и государственной поддержки формирования
пенсионных накоплений;
- внесены изменения в Правила
размещения средств пенсионных резервов
негосударственных пенсионных фондов
и контроля за их размещением, утвержденные
постановление Правительства Российской
Федерации от 1.02.2007 г. № 63,